Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Кем быть? КМБ. Зарядка. Шара. Новый 1992 -й год

Алекс Губриенко Предыдущая часть: Всем служившим в армии известна аббревиатура КМБ – курс молодого бойца. Все, кто попадает в нашу армию должны освоить начальные приемы обращения с личным оружием и тактикой стрелкового взвода в обороне и в наступлении. Курсанты летных училищ небыли исключением. Нас забросили на общевойсковой полигон под Волгоградом снарядили в полевую форму со всеми этими лопатками, фляжками, касками. Поселили в бетонном параллелепипеде с одной дверью, одной буржуйкой и двумя кроватями-настилами вдоль стен, каждая человек на 50. Ночью в сентябре уже прохладно, поэтому дежурный поддерживал огонь в буржуйке, и мне с двумя товарищами пришла идея, наловить раков в протекающей в двух шагах речке Карповке и сварить их. Ночью после отбоя, в темноте, слегка разбавленной желтым лунным диском, отряд из трех человек выдвинулся к реке. Электрического фонарика ни у кого не оказалось, поэтому взяли у дежурного керосиновую лампу – надежный и неприхотливый аппарат, почти забытый в э
Оглавление

Алекс Губриенко

Предыдущая часть:

КМБ

Введение

Всем служившим в армии известна аббревиатура КМБ – курс молодого бойца. Все, кто попадает в нашу армию должны освоить начальные приемы обращения с личным оружием и тактикой стрелкового взвода в обороне и в наступлении. Курсанты летных училищ небыли исключением. Нас забросили на общевойсковой полигон под Волгоградом снарядили в полевую форму со всеми этими лопатками, фляжками, касками.

Поселили в бетонном параллелепипеде с одной дверью, одной буржуйкой и двумя кроватями-настилами вдоль стен, каждая человек на 50. Ночью в сентябре уже прохладно, поэтому дежурный поддерживал огонь в буржуйке, и мне с двумя товарищами пришла идея, наловить раков в протекающей в двух шагах речке Карповке и сварить их.

Ночная вылазка

  • Как же мы их ловить будем ночью?
  • На ощупь, по норам.
  • Что, прям руками в норы? Там же клешни у них, а если змея?
  • Да ладно Санек, не ссы, я буду ловить.

Ночью после отбоя, в темноте, слегка разбавленной желтым лунным диском, отряд из трех человек выдвинулся к реке. Электрического фонарика ни у кого не оказалось, поэтому взяли у дежурного керосиновую лампу – надежный и неприхотливый аппарат, почти забытый в эпоху электричества. Берег с нашей стороны был песчаный и пологий. Я разделся, полез в довольно холодную воду. Пошарил руками в поисках нор, попались несколько, но пустые. Мои друзья, заинтересованные процессом, приблизились максимально к краю воды.

  • А это что там шевелиться? – Саня приблизил лампу к воде.
  • Так это он и есть, - рак, спокойно сидел на дне, заворожено глядя на огонек керосиновой лампы. Я плавным движением схватил его за бока. Один есть. По норам шарить смысла не было, стали ходить вдоль берега освещая дно тусклым светом лампы. В итоге таким способом поймали всего 5 штук. Несколько резвых моллюсков не дали себя поймать, молниеносным движением исчезнув в мутной воде. Хвастаться уловом было невозможно, поэтому будить взвод не стали. Сварили раков в консервной банке на огне буржуйки, поделились с дежурным. Голод утолить не удалось, но набраться впечатлениями и почувствовать вкус Волгоградской природы слегка смогли.

Стрельба по мишеням

На следующий день стрельба по мишеням. Всё очень строго, построение, получение по три патрона. Снаряжение магазина. Выход по команде на огневой рубеж, доклад. Команда «Огонь». Стрельба одиночными выстрелами, доклад, занесение результатов в протокол. Сбор и сдача стреляных гильз.

  • Гринько, отставить, почему без команды?
  • Виноват.
  • Кныш, где третья гильза? Всем отставить, встать, оружие на предохранитель. Отделение, все ищем гильзу.
  • Вот она, нашел.
  • Отделение, становись, к бою! …

Полдня наш взвод занимался этим *******. А в это время на соседней позиции пехотный взвод почти без перерыва стрелял то одиночными, то длинными очередями и патроны у них не заканчивались, а мишени превращались в решето. Гильзами были усеяны все их позиции. Армия знаете ли.

Мы после обеда решили пособирать гильзы у пехоты, на всякий случай, чтобы свои не искать потом. Пока собирали гильзы, нашли целые взрыватели от учебной гранаты и прикопанные пол цинка патронов. Сидели, думали, что со всем этим богатством делать, но благоразумно оставили всё как есть.

Метание гранаты

Заключительное испытание на полигоне – это метание боевой гранаты. Хоть и не Ф1, но РГД-5. Тут сам бросок и поражение мишени не так было важно, как преодоление психологических комплексов связанных со страхами уронить или неправильно метнуть. Мандраж был у всех, включая офицеров. Присутствовал командир роты. Командир взвода выдавал гранаты и взрыватели, и командовал.

Опять всё четко по командам, пока очередь не дошла до Вовки. Гранаты бросали из окопа, в котором были только курсант и ротный, остальные находились чуть дальше, тоже в укрытии за обвалованием. Вовка и заикаться стал заметно и руки у него стали дергаться в отрыве от поступающих мозговых импульсов. Но командиры у нас были лихие, а может невнимательные.

  • К бою, подготовить гранату.

Вовка трясущимися руками достает из подсумка боевую гранату. Вкручивает взрыватель, становиться очевидно, что гладко дело не пройдет. Но у нас идет курс хоть и молодого, но бойца, поэтому несмотря ни на что следует команда.

  • Огонь!

Изготовился, разжал усики чеки, собрался с мыслями. Мы наблюдали, с некоторым волнением, за этими манипуляциями, хоть и из-за бруствера, но с расстояния, которое нам уже не казалось безопасным. Вовка выдергивает чеку, размахивается, пальцы не разжимаются в положенное время и граната выскальзывает из руки прямо перед окопом, на расстоянии метр.

Хорошо, не в окоп. Ротный видимо уже знал, что так будет, спокойно валит Вовку на дно окопа. Мы вжимаемся в землю за бруствером. Бабах! Над нами проноситься взрывная волна, грунт забарабанил по каскам. Поднимаем головы, из окопа видны ошалелые глаза Вовки и невозмутимый взгляд ротного.

  • Курсант Кныш, с огневого рубежа шагом марш.
  • Следующий Смирнов. К бою, подготовить гранату!...

Заключение

Потом копали окопы, это очень помогает в психологическом плане, после любой экстремальной ситуации.

Поиграли в войнушку, с беготней и холостыми патронами, то в обороне, то в наступлении. В полной боевой выкладке, на жаре и в пыли, это было совершенно не похоже на то, что вы представили, вспомнив Counter-Strike. Нам не понравилось. И на десерт марш-бросок во всём этом, с оружием и касками.

Тут могу отметить подполковника Бартенева, его должность я сейчас не помню, но дядька здоровый был, бежал с нами и у отстающих курсантов брал автоматы. Когда добрались до финиша, он замыкал колонну, не выказывая признаков усталости, несмотря на 7 автоматов на его могучих плечах. Когда командир, офицер для бойца становиться примером, тогда это и есть настоящий Офицер.

Зарядка

Солнечный свет

Солнечный свет легко проникал в помещение через морозные узоры на стеклах. Окна казармы выходили на юго-восток и за 5 минут до подъема, она была наполнена первыми лучами восходящего солнца, переливающимися искрами на инее, лежащем на шинелях и одеялах, из-под которых выходил пар от дыхания курсантов первого курса.

В казарме слышалось мерное похрапывание, сипение и посвистывание, было какое-то умиротворение и природное спокойствие, но уже пару дней не было отопления. Мороз по ночам в конце ноября уже был, но по Волгоградским меркам не сильный, градусов - 7. Я стоял в наряде по роте, был укутан во всё теплое, хоть и уставное с наружи, и с долей фатализма наблюдал эту сюрреалистическую картину. Я сейчас прерву это хрупкое равновесие между природой и человеком мерзкой командой:

Подъем

  • Рота подъем!

Заскрипели замерзшие суставы и пружины кроватей. Из-под одеял, шинелей и дремотного состояния показывались мои хмурые сослуживцы. Некоторые, конечно, продолжают спать.

  • Построение на зарядку через 10 минут!

Тут возникает некоторое оживление, потому что организмам требуется размяться и разогнать замерзшую кровь, тела двинулись к выходу на улицу, некоторые делают это даже осмысленно.

Зарядка

Тремя нестройными кучками, обозначающими 2, 3 и 4-й взвод и одним ровным прямоугольником первого взвода, рота потрусила вокруг территории Качинского училища на спортивный городок. Командир первого взвода Василий Иванович готовился занять должность командира роты. Он был наполнен идеями командирского примера, энтузиазмом, приходил на зарядку в спортивных трусах и сильно осложнял юным спортсменам уклонение от зарядки.

Командир роты у нас был майор Карытин, дядька импозантный, с небольшим хвостиком из волос на затылке, что было чудом-чудесным в советской армии. Также он занимался единоборствами, эта тема была очень популярна в тот период. Его занятия с демонстрациями приёмов на спортивном городке действительно были для нас примером. Зарядка – это круг вокруг училища – полтора километра, плюс занятия на снарядах в спортивном городке.

От общей массы роты откалывались единичные организмы пытаясь укрыться в непредназначенных для этого местах. Каптерщики пытаются проскользнуть в каптерку, хотя там тоже холодно. У Сереги есть ключи от землянки, где хранится садовый инвентарь, там все равно теплее, чем на улице и пару человек исчезают там.

Некоторые интеллектуально одаренные курсанты просачиваются в учебный отдел, там можно отжать замок в аудиторию аэродинамики и полежать на трубах отопления они диаметром около 150 миллиметров двумя лежаками проходили параллельно полу. Отопление в УЛО работало исправно и согретых курсантов тут же клонило в сон.

Нужно быть на чеку, чтобы не случилось как с Саньком и Денисом, когда они заснули в аудитории во время зарядки, проспали завтрак, развод на занятия и были разбужены ввалившимися в класс курсантами во главе с преподавателем аэродинамики.

Полковник Малышев открыл аудиторию включил свет, гремя сапогами туда ринулась толпа страждущих до знаний. Два сонных организма в спортивной форме с помятыми лицами, ничего не понимая, оглушенные топотом и светом, стали подниматься из-за крайних столов, хлопая мутными глазами.

  • Тащ палковник, у нас тут по физо… задание… мы тренировали… видимо перепутали …

Курсант, застигнутый врасплох, в безвыходной ситуации, всё равно не имел привычку сдаваться и пытался найти отмазку.

  • Я по отметинам от «тренажеров», на ваших сонных рожах, уже понял, что вы занимались физическими упражнениями по созданию давления на трубы отопления. Вы бы по аэродинамике такую находчивость проявляли.

В классе нарастали смешки и подколки сослуживцев.

  • Санёк, я если бы знал, что ты такой спортсмен, слопал бы твою пайку на завтрак.
  • Дениска, тебя спортивные упражнения видно согрели, рожа красная, щеки накачанные, научишь потом нас тоже…

Чтобы не усугублять ситуацию спортсмены стали просачиваться к выходу, Малышев не стал развивать конфликт, чтобы не тратить на это время занятия.

  • Бегом на занятия. Не забудьте зайти ко мне на самоподготовке, я вам нарежу интеллектуального задания, чтобы вы от физических нагрузок отдохнули.

Конечно, как же в армии без наказания…

Шара

Зима в Волгограде

Зима с 1991 на 1992 год в Волгограде выдалась снежной. Центральная база Качинского училища чернела расчищенными до асфальта дорожками и белела ровными, параллелипипедными, военными сугробами. Мы каждое утро выходили на борьбу с природными неровностями и хаосом и возвращались победителями, оставляя после себя армейский порядок, ровные края, прямые углы снежных сугробов и чистые дорожки.

Боец роты почетного караула

Вокруг плаца сугробы были в рост человека, его продолжали расчищать курсанты четвертого взвода, не повезло им с территорией. А по расчищенной части плаца вышагивал одинокий боец роты почетного караула (РПК) под присмотром сержанта. Расчистив свой участок дороги, мы с удовольствием наблюдали за работой наших товарищей и чужой строевой подготовкой.

Как говорил немецкий драматург Герхарт Гауптман «В человеческой душе заложены две силы — действенная и созерцательная. Первая двигает тебя вперед, но к цели приведет вторая». Мы полностью отдались созерцанию и чувствовали при этом, что не зря тратим время.

  • А что это у РПК-шника торчит над головой?
  • Это ему под шинель засунули доску, за спину, чтобы не сутулился, может и затылок гвоздём прибили.

Боец шагал в нашу сторону строевым шагом, вскинув голову и выполняя повороты по команде сержанта. Ноги в сапогах у него поднимались выше пояса. Стало видно, что у него действительно торчит из-за воротника шинели доска.

  • Вот почему они потом ходят не похожие на башенный кран, даже в городе в гражданке их видно за версту. Никто в РПК служить пойти не хочет? – всех ощутимо передернуло от такой мысли.
    Рота почетного караула базировалась на территории КВВАУЛ, и мы частенько наблюдали за особенностями их службы, к которым определение «муштра», подходит наилучшим образом. И теперь каждый из нас по-особенному воспринимает красоту и отточенность движений парадных расчетов почетных караулов на различных торжественных мероприятиях. Смена караула на Мамаевом кургане или церемониальный развод конных и пеших караулов Президентского полка в Кремле мной воспринимается с долей сострадания, когда все получается чётко, или критически, когда я вижу несинхронность или недотянутость в движениях.

Ловля Шары

Но отвлечемся от созерцания и займемся действиями. На носу у нас что? Нет не масленица, а первая наша сессия. Нужно ловить «Шару». Я прибыл в училище из просвещённой советской Латвии и про Шару ничего не знал. Хорошо, что нашлись товарищи, которые разъяснили какую Шару нужно ловить, где она обитает и как это лучше сделать. Повезло мне, а иначе сессию завалил бы.

Итак, лунной ночью, сильно после отбоя ближе к полуночи в казарме были нараспашку открыты все окна. Народ затаился, ждал, пока Шара, пролетая, над залитой лунным светом, ночной территорией за казармой, случайно не залетит в раскрытые окна, тут её кто-то замечает.

  • Шараааа!! Лови её!!

Курсанты, в белом нательном белье, экипированные простынями начали носиться по казарме накрывая тумбочки, стулья, друг друга в попытках поймать Шару. Некоторым везло и Шара попадалась им сразу. Некоторые нерасторопные товарищи никак не могли ухватить удачу за хвост.

  • Леха, чего застыл, вон она лови. Загоняй на меня!
  • Сейчас уйдет в третий взвод, перекрывай ей путь!
  • Эээ, харэ тут скакать по нашим кроватям, тут наша Шара.
    Слева лежала груда народа, из-под которой кто-то стонал.
  • ***, раздавили совсем, слезайте с меня ироды…
  • Валера, не упусти её она под тобой была.
  • Нет её тут, слазьте с меня, ловите в первом взводе…
  • Окна закрывайте, уйдет же…

Некоторые смогли урвать по кусочку, но всем не хватило. Эффект внезапности стал пропадать, Шара понеся потери опомнилась и ускользнула через окна на пустырь за казарму. Туда же помчались те несчастные, кому ничего не досталось. На заснеженной поляне в лунном свете видны были только мелькающие черные сапоги и головы курсантов. Белое бельё и простыни скрывали всё остальное. Это многим помогло добыть свой кусочек Шары.

Очевидно, массовые хаотично двигающиеся тепловые точки, на инфракрасных спутниковых снимках наших вероятных противников, возникающие по ночам возле казарм элитных военных училищ, до сих пор ставят в тупик аналитиков разведслужб. И вы им эту книжку не вздумайте показывать, это только для наших мальчишей-кибальчишей.

Мы потом еще долго делились впечатлениями, распихивали Шару по коробочкам, тетрадкам, сумкам. Мне достался небольшой кусочек, хватило на всё кроме физо. Рывок 24-х килограммовой гири на шару сдать не получилось, на тройку нужно было поднять её более 30 раз. Но решение было найдено все равно, потом узнаете как.

Новый 1992 -й год

Приближался 1992 -й год

Возникла неожиданная проблема. Почти все из нас, молодых первокурсников, небыли способны организовывать праздничные мероприятия, да еще и в скрытном режиме, с использованием алкоголя. Опыт грамотного употребления серьезных напитков у многих отсутствовал напрочь. Я, например, до Качи пробовал только портвейн и шампанское.

Наш замкомвзвод Виталик, как человек опытный и служивший до поступления в Качу в учебном авиационном центре (УАЦ) ДОСААФ, не пустил на самотек предновогоднюю подготовку и взял организацию на себя. В результате к Новому году наш второй взвод был торжественно собран в большом дальнем умывальнике нашей казармы. Наряд предупредили, на случай проверки.

Праздничное торжество

На раковинах были разложены нехитрые закуски и водка. Из Серегиной землянки были доставлены, запасенные заранее, шмат сала, арбуз и трехлитровая банка с солеными огурцами, был еще черный хлеб и нарезанная луковица. Столько всего на двадцать человек, просто песня! Табуретки расставлены у раковин.

Это торжество кардинально отличалось от всего, ранее мной испытанного. Простота и насыщенность закуски, безальтернативность водки, идеологическая наполненность мероприятия, радость и веселый ребяческий загул. Мы впервые познали последовательность авиационных тостов. Виталик вёл мероприятие с учетом авиационных традиций, которые мы познавали параллельно с учебой.

Торжественность и ритуальность третьего тоста, когда старший говорит «от винта», младший отвечает «есть от винта». И все не чокаясь в тишине опрокидывают в себя стаканы с печальными мыслями. Третий мы поднимаем пока за ушедших авиаторов абстрактно, пока ещё это не конкретные наши друзья и знакомые, но так будет не долго…

Сообщество авиаторов

Сидя за раковинами умывальников, передавая друг другу кусочки хлеба или лука мы уже становились сообществом авиаторов. Банка с огурцами оказалась почти вся замерзшей, рассол был жидкий только сверху, сантиметров 5.

Огурцы изо льда приходилось выдалбливать ножами. Незабываемый коктейль 1992 года - водка с ледяным огурцом. И хоть мы еще небыли истребителями, но некоторые из нас уже летали в аэроклубах, прыгали с парашютом, или летали во сне и не было никаких сомнений, что небо будет нами освоено, авиационные традиции и братство авиаторов останется с нами навсегда.

Время для отдыха

А сейчас пошли смотреть «Чудеса на виражах», после трех рюмок водки диснеевский мультик про летающего медведя – просто бомба…

…Тащить парашют становиться тяжело и жарко, из-под шлема на глаза течет пот. Моя зеленоглазая спутница налегке бежит вперед. Начинает подниматься на бархан. Ноги вязнут в песке. Хочется пить и сбросить все с себя. От девочки в лётном комбинезоне не оторвать взгляд. Бросаю парашют. Подъем на бархан ничуть не облегчается. Она машет рукой, зовет… Я не осилю этот подъем.

  • Что?
  • Подъем…
  • Что, не слышу?
  • Подъем!!
  • А ну встали все!
  • Рота, подъем!!!
  • Да что так орать то?
  • Построение на зарядку через 10 минут!

Когда я успел заснуть? Ну вот как это называется? У меня там такая Гаечка нарисовалась, в чертогах сонного мозга, а тут туловище страшное на зарядку зовет. Пойду, пожалуй …

6. Новый 1992 -й год (Алекс Губриенко) / Проза.ру

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Алекс Губриенко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен