Найти в Дзене
Интересные автомобили

Lancia Delta S4 Stradale 1985-1986 - Для фанатов ралли

Сезон чемпионата мира по ралли WRC 1983 года закончился победой команды Lancia в первенстве производителей, в ожесточенной борьбе одолевшей набиравшую ход команду Audi на полноприводных турбомонстрах Quattro. Оружием победы Lancia стала, разработанная совместно с Abarth и Pininfarina, модель 037 – последний заднеприводный автомобиль, победивший в высшем дивизионе чемпионата мира по ралли. Об этих событиях есть художественный фильм 2024 года "Большая гонка. Audi против Lancia", смотреть который совершенно необязательно – он никакой! Лучше ознакомиться с сюжетом британского хулигана журналиста Джереми Кларксона из 7 эпизода 2 сезона шоу "The Grand Tour" - сделано гораздо интересней и веселей, а еще и время сэкономите…  Триумф Lancia дался очень не просто, нашлось место и удаче и "ловкости рук", но главным выводом сезона 1983 года стало то, что для будущих побед необходимо строить полноприводный автомобиль – Audi Quattro задал тренд развития ралли на годы вперед! Lancia пришлось строить п

Сезон чемпионата мира по ралли WRC 1983 года закончился победой команды Lancia в первенстве производителей, в ожесточенной борьбе одолевшей набиравшую ход команду Audi на полноприводных турбомонстрах Quattro. Оружием победы Lancia стала, разработанная совместно с Abarth и Pininfarina, модель 037 – последний заднеприводный автомобиль, победивший в высшем дивизионе чемпионата мира по ралли. Об этих событиях есть художественный фильм 2024 года "Большая гонка. Audi против Lancia", смотреть который совершенно необязательно – он никакой! Лучше ознакомиться с сюжетом британского хулигана журналиста Джереми Кларксона из 7 эпизода 2 сезона шоу "The Grand Tour" - сделано гораздо интересней и веселей, а еще и время сэкономите… 

Lancia 037 Rally 1983
Lancia 037 Rally 1983
Сюжет Джереми Кларксона гораздо интереснее фильма "Большая гонка. Audi против Lancia"
Сюжет Джереми Кларксона гораздо интереснее фильма "Большая гонка. Audi против Lancia"

Триумф Lancia дался очень не просто, нашлось место и удаче и "ловкости рук", но главным выводом сезона 1983 года стало то, что для будущих побед необходимо строить полноприводный автомобиль – Audi Quattro задал тренд развития ралли на годы вперед! Lancia пришлось строить продвинутую гоночную машину с постоянным полным приводом и расположенным по центру двигателем. В маркетинговых целях автомобиль назвали Lancia Delta S4 хотя к серийному хэтчбеку, в 1980 году завоевавшему титул "Европейский автомобиль года", отношение он имел весьма условное.

Lancia Delta S4 Rally 1985
Lancia Delta S4 Rally 1985
-4
-5

Самое интересное в правилах Группы Б чемпионата мира по ралли было то, что для допуска к соревнованиям требовалось выпустить омологационную партию и 200 дорожных машин для продажи гражданским клиентам. Трудно сказать, для чего это было нужно. Необходимое количество машин практически никто не выпустил: для обычного покупатели они были слишком сложными и дорогими (за Lancia Delta S4 Stradale просили 100 миллионов лир – в пять раз больше, чем за обычную Delta HF Turbo), поэтому чиновников FIA дурили, перегоняя машины со стоянки на стоянку, считая их по несколько раз! Желающих почувствовать себя гонщиком по дороге на работу (причем, за огромные деньги) находилось не много... Тем не менее, в 1985 году стартовало производство дорожной Lancia Delta S4 Stradale.

Lancia Delta S4 Stradale 1985 - 480 000 - 680 000 €
Lancia Delta S4 Stradale 1985 - 480 000 - 680 000 €
Странный внешний вид обусловлен функциональностью кузова раллийной версии
Странный внешний вид обусловлен функциональностью кузова раллийной версии
-8

Кузов Delta S4 только снаружи напоминал оригинальную модель Lancia Delta, причем сходство можно было обнаружить только в темноте или с большого перепоя. Все кузовные панели были другими и изготавливались из стеклопластика. Передненавесной капот откидывался вместе с передними крыльями, а задняя часть поднималась полностью, вместе с частью крыши и боковыми стеклами - доступ к агрегатам был максимальным. В основе автомобиля лежал стальной трубчатый монокок, к которому крепились детали ходовой части! Система полного привода с межосевым дифференциалом распределяла крутящий момент между передней и задней осью в пропорции 30:70.

-9
-10
-11

1,8-литровый четырехцилиндровый двигатель, оснащенный электронным зажиганием Weber-Marelli, впрыском топлива, турбонаддувом и нагнетателем (!), а также двумя интеркулерами, развивал 250 лошадиных сил в гражданском исполнении Stradale и около 500 лошадиных сил в гоночном! Раллийный автомобиль разгонялся до "сотни" за 2,4 секунды, причем на гравии! Дорожная версия Delta S4, конечно, была медленнее - 6 секунд до "сотни", что тоже весьма достойно.

Гражданская Delta S4 Stradale щеголяла отделкой салона алькантарой, замшевым рулем с гидроусилителем, бортовым компьютером, кондиционером, а также привычными благами цивилизации, вроде звукоизоляции.

-12
-13
-14
Багажник спереди занят!
Багажник спереди занят!

Раллийная карьера Lancia Delta S4 началась с победы финского пилота Хенри Тойвонена на RAC Rally 1985 года, а в сезоне 1986 года Маркку Аллен оказался в шаге от чемпионского титула, "благодаря" аннулированию FIA результатов ралли Сан-Ремо. В том-же 1986 году Хенри Тойвонен погиб на Tour de Corse, сорвавшись на Delta S4 в пропасть, что стало одной из причин запрета легендарной Группы Б.

Чиновники FIA осознали в какого монстра превратился Чемпионат мира по ралли, объявили вне закона класс самых мощных машин и взяли курс на повышение безопасности. Быстрые машины на опасных трассах и толпы обезумевших болельщиков, живой изгородью выстраивавшихся вдоль трасс, конечно, круто, но жизни граждан и гонщиков дороже.

-16
-17
-18

С прекращением существования раллийной Группы Б, свернули также выпуск гражданских Delta S4 Stradale, остановившись примерно на 70 экземплярах… 200 штук говорите?! Сегодня уцелевшие Delta S4 Stradale стоят огромных денег: омологационные автомобили раллийной группы Б – отдельный вид коллекционных предметов искусства.

-19
-20

Отрадно, что специалисты Lancia не опустили руки и уже в 1987 году начали побеждать на новой раллийной Delta HF Integrale, ставшей одним из самых успешных автомобилей в истории мирового ралли - 6 Кубков конструкторов подряд (1987 - 1992), 46 побед на этапах и два Чемпиона мира: Юха Канккунен (1987 и 1991) и Мики Биазон (1988 и 1989), но это уже другая история... И спецверсий на радость сегодняшним спекулянтам коллекционерам было выпущено великое множество!

Lancia Delta HF integrale "6 World Rally Champion" 1992
Lancia Delta HF integrale "6 World Rally Champion" 1992
Спецверсия, в честь шестого завоеванного титула в чемпионате мира по ралли!
Спецверсия, в честь шестого завоеванного титула в чемпионате мира по ралли!
-23

Сергей Клюшниченко

Фото Bonhams, Lancia