История России изобилует множеством различных событий, которые не всегда можно легко уложить в голове в понятный и последовательный порядок. И порой в голове может возникнуть путаница. Но если мы представим историю в виде определенного набора главных событий, то изучение истории может показаться легче и понятнее.
Сразу поправимся, неправильно загонять все главные исторические события в какой-то жесткий список с ограниченным числом пунктов. И тем не менее, попробуем немного упростить историю Россию и представить ее в виде 12 основных событий. Почему 12? Ну это такое глубоко символическое число, имеющее отражение и в календаре, и в религии, и в целом в жизни. Хотя пальцев на руках для этого конечно не хватит, но тогда первое и последнее событие будем иметь ввиду как предисловие и послесловие.
Ну что, поехали?
Основание древнерусского государства. Призвание Рюрика
Наше первое событие. Оно же предисловие.
Согласно древним летописям основателем русского государства считается князь Рюрик, вождь из племени варягов-русь. Это событие вошло в историю под названием "призвание варягов". Случилось это в 862 году. Подробнее здесь.
Если коротко, то вожди славянских племен, занимавшие северную часть земель будущего государства, не смогли сами объединиться и создать свое государство. Настолько были сильны между ними противоречия. И решено было позвать на управление своими территориями вождя, имеющего нужный опыт, авторитет, и обладавшего своим войском, которое могло бы контролировать порядок.
Потребность в объединении была связана с тем, что в середине IX века северные славянские земли начинают активно вовлекаться в торговлю по Волжскому пути - из Ближнего Востока через Каспий, Волгу и далее на Балтику. А для стабильной торговли на протяжении всего пути нужны был строгий порядок. Вот этот порядок и смогли обеспечить варяги во главе с Рюриком.
Но не правильно считать 862 год именно годом основанием государства, известного как Киевская Русь. Скорее можно говорить только о начале длинного и сложного пути образования государства. Ибо под властью Рюрика оказалась только северная часть Руси - Новгородская земля и территории соседних племен. Область южнее с центром в Киеве и ряд других славянских племен присоединились к единому государству позднее. И не всегда это проходило мирным путем.
Но тем не менее начало российскому государству было положено в 862 году.
Крещение Руси в 988 году
Принятие князем Владимиром христианской веры и установление этой религии в качестве государственной - одно из важнейших событий истории России. Православная вера на многие века определила характер развития государства и заложила основы культурного кода и мировоззрения русского человека.
До принятия христианства народы, населявшие Древнюю Русь, исповедовали преимущественно языческие культы. При этом христианство, как религия и образ жизни, тоже постепенно становились знакомы на Руси. Это было связано с тем, что основные соседи русского государства: Византия, ряд европейских государств были христианскими. Русь активно с ними торговала, и приезжие иноземцы рассказывали о своей вере. Но если Византия была одним из центров этой религии, то в восточной Европе христианство было относительно новым учением.
Такое распространение христианства по Европе побуждало русских князей тоже задумываться о том, чтобы принять эту веру в качестве общегосударственной. Переход в христианство позволил бы русским князьям чувствовать себя на равных с правителями других христианских государств, заключать более тесные союзы, добиваться лучших условий в торговле.
Переход в христианство позволил бы избавиться от сложившегося в отношении восточных славян образа варваров. Ведь языческие культы требовали исполнения таких жестоких ритуалов как человеческое жертвоприношение. Кроме того языческие культы не были едины в своем учении.
Одно племя превозносило одного языческого бога, другое - другого. Все это порождало противоречия между славянскими племенами. И напротив, христианство с его единобожием давало повод объединить народы в рамках единого учения, единого образа жизни.
Нельзя сказать, что христианство было принято на Руси сразу в один момент. Это был долгий процесс, растянувшийся на века. Но люди на Руси начали обращаться в православную веру еще за 100 лет до крещения князем Владимиром в 988 году. Правда, это был процесс добровольный, исключительно по воле самих людей, и не имел массового характера.
И только в 988 году князь Владимир установил христианство в православной византийской обрядности как официальное и обязательное религиозное учение на Руси. Ну а подробно об этом мы расскажем в отдельной статье.
Спустя века развитие религиозной мысли в России сделает ее одним из мировых центров христианства в целом и православия в частности.
Нашествие монголо-татар в 1237 году и утрата русскими княжествами независимости. Время Золотой Орды
Период ордынского владычества в российской истории один из наиболее сложных для понимания. В 1237 году на Русь началось нашествие монгольской империи потомков Чингисхана. В короткие сроки большая часть Северо-Восточной и Юго-Западной Руси оказалась под властью Золотой Орды.
Это государство было создано на основе западных территорий монгольской империи и включало в себя обширные территории. Подробнее на карте.
Русские князья вынуждены были в течение более чем двухсот лет платить дань завоевателям и согласовывать с ними назначение правителей своих земель. Так называемое получение ярлыка на великое княжение.
Причиной поражения русских княжеств стала их раздробленность на отдельные административные территории. Процесс распада некогда единого древнерусского государства начался еще в XII веке . Об этом немного рассказано в статье про Любечский съезд князей в 1097 году.
И перед лицом общего врага в 1237 году русские князья, увы, не смогли преодолеть взаимной вражды, а где-то просто не успели объединиться и дать отпор завоевателям.
При этом в ходе монгольского нашествия народы Руси испытали огромные бедствия:
- десятки тысяч человек погибли;
- разграблены и сожжены многие города;
- в плен угнаны тысячи жителей Руси;
- нанесен неоценимый урон развитию ремесел, искусства.
Как считают историки, Русь была отброшена в своем развитии на несколько веков назад.
Вместе с тем эпоха Золотой орды в значительной степени положила уклад Руси как многонационального государства. Многие известные дворянские и княжеские фамилии древнерусского государства образовались от выходцев из Золотой орды. Такое вовлечение знатных людей из Орды в правящую элиту русского государства в последствии окажет позитивное влияние на национальную политику Москвы в плане формирования большей терпимости к другим народам, в том числе разной веры.
В период ордынского владычества также начинается процесс централизации русских земель вокруг московского княжества. В истории известно "как собирание русских земель".
На протяжении всего периода ордынского владычества русские князья неоднократно предпринимали попытки избавиться от внешней зависимости. Одна из наиболее известных событий из этого ряда стала Куликовская битва, произошедшая в 1380 году. Об этом подробнее в отдельной статье.
Но в тот период освободиться от монголо-татарского ига, этот термин также применяется в отношении зависимости от Орды, не удалось.
И только спустя 100 лет в 1480 году Северо-Восточная Русь стала свободной. Это событие вошло в историю как "стояние на реке Угре". Тогда русским князьям удалось продемонстрировать готовность драться до конца, и в конечном итоге убедить без боя отступить ордынское войско от наших границ.
Таким образом можно говорить, что противостояние с Золотой Ордой послужило одной из главных движущих сил в образовании централизованного русского государства.
Также в этот период случилось важное политическое и символическое событие. В 1472 году великий московский князь Иван III взял в жены Софью Палеолог, представительницу правящей династии Византийской империи, незадолго до этого павшей от ударов османских завоевателей. С тех времен в русской государственной традиции появляется идея представления российского государства как наследника Римской и Византийской империи.
Отсюда в символике России появляется двуглавый орел и религиозно-идеологическая концепция "Москва - Третий Рим".
Образование Русского царства - 1547 год. Время Ивана Грозного
Иван Грозный принадлежит к числу тех российских правителей, которых сейчас оценивают крайне неоднозначно. С одной стороны царь был известен своей жестокостью, за что и получил прозвище Грозный, с другой - в его правление мощь российского государства возросла, а территория значительно увеличилась. Московское царство стало самым большим государством в Европе.
Начало правления Ивана Грозного связано с провозглашения себя царем. Если предыдущие правители именовали себя Великими князьями, и иногда в ряде документов царями, то уже Иван Грозный принимает на себя этот титул всерьез и надолго. Процедуру венчания на царский престол проводит Макарий митрополит Московский и всея Руси, высшее духовное лицо того времени.
Провозглашение российского государства царством связана с принятием Иваном IV на себя роли преемника византийской традиции в рамках концепции "Москва - Третий Рим". Кроме того, Иван Грозный имел большие амбиции в отношении Великого княжества Литовского и Прибалтики, а для таких внешнеполитических устремлений нужно было идеологическое и религиозное обоснование.
В этом смысле Ивана Грозного можно сравнить с Петром Первым. Правда Петр провозгласил себя императором уже после совершения основных военных побед и территориальных завоеваний. Иван Грозный принял на себя этот титул, ожидая расширения государства, как бы авансом. Но далеко не всем территориальным планам Ивана Грозного суждено было сбыться.
На восточном и южном направлении это удалось. Были присоединены территории Казанского и Астраханского ханств, и другие земли по обоим берегам Волги. Также началось освоение Сибири - походы Ермака.
А вот на европейском направлении на землях Прибалтики Ивана Грозного ждала неудача. Ливонская война, которую Иван вел против коалиции европейских государств, за порты на территории Балтики, шла без малого двадцать лет, и закончилась ничем, если говорить о территории. И принесла сильное опустошение государственной казне в экономическом и социальном плане.
Внутренняя политика Ивана Грозного тоже наполнена большим количеством событий. Среди них:
- проведение Земского собора - собрание представителей боярства, духовенства и отдельных территорий, на котором обсуждались и принимались важные государственные решения (например, смотрим следующий пункт); созыв такого совета - это новое слово в практике государственного управления того времени;
- принятие свода законов - Судебник 1550 года;
- церковный Стоглавый собор - упорядочение религиозных обрядов;
- административная реформа - создание системы приказов - учреждений, бравших на себя определенную государственную функцию - аналог современных министерств;
- военная реформа - создание стрелецкого войска.
Также из периода его правления широко известно такое явление как Опричнина - период ужесточения власти, начавшийся в 1565 году, при котором была учреждена особая территория, под прямым управлением царя. Непосредственными исполнителями царской воли при этом были опричники - специально отобранные молодые дворяне, составившие личную гвардию Ивана Грозного. Делом их рук и стали казни и пытки неугодных царю дворян.
В целом период правления Ивана Грозного характеризуется борьбой царя с властью бояр и их привилегиями. Именно в этой борьбе за централизацию своей власти Иван Грозный и проявил ту жестокость и беспощадность, которые сослужили ему печальную славу.
Возвышение России в Европе. Реформы Петра Первого. Провозглашение Российской империи в 1721 году
Перечисленный в заголовке процессы сложно привязать к какому-то одному году, ибо в значительной степени усиление роли России в Европе шло постепенно. Но в качестве одной узловых дат можно обозначить 1721 год. Это время правления Петра Первого. Провозглашение Российской империи.
Именно в эпоху Петра Россия становится полноценным важным участником международных процессов в Европе. И такое достижение во многом стало результатом победы России над одним из самых сильных европейских государств того времени - Швецией.
Но это если говорить с точки зрения мирового влияния России.
Если говорить о внутренних делах, то в России в эпоху Петра Первого были осуществлены масштабные преобразования:
- начата индустриализация;
- положено начало наукам и созданию образовательной системы;
- реформа армии;
- создание военного и торгового флота;
- реформа государственного управления;
- активизация внешней торговли, в том числе морской;
- обновление дворянского класса за счет притока людей из низших социальных слоев;
- начало активного взаимодействия с западом по части приобретения знаний, технологий и привлечения специалистов.
Все эти действия задали импульс для развития страны на столетия вперед. Вот поэтому эпоха Петра Первого очень значима в российской истории. Подходы Петра Первого по-прежнему и сейчас является для нас ориентиром, шаблоном, образцом государственного управления и примером служения своей стране для российских государственных деятелей многих поколений.
__________________________________________________________________________________________
На этом мы пока закончим повествование.
Обозначим остальные пункты из 12 важнейших исторических событий истории России тезисно. А дополним эти главы позднее, но здесь же в статье.
__________________________________________________________________________________________
- Начало Великой смуты - 1605 год. Гражданское противостояние, внешняя интервенция. Начало правления династии Романовых
- Отечественная война 1812 года и становление России как одной из ведущих мировых держав
- Крымская война 1854-1856 годов, и последующие либеральные реформы
- Русско-японская война 1904-1905 годов, начало активного революционного движения и общественно-политические изменения в России.
- Великая российская революция - 1917 год. Создание социалистического государства и начало гражданской войны.
- Великая Отечественная война 1941-45 годов. Разгром фашизма. Восстановление мировой роли Советского Союза.
- Распад Советского Союза - 1991 год. Либерализация общества, начало рыночной экономики. Развал международного миропорядка.
Приведенный список не является какой-то жестко установленной научной периодизацией, а является допущением и упрощением автора в целях более простого и наглядного понимания истории нашей страны.