К сожалению, многие даже не подозревают, насколько прекрасный может быть звук. Первые, потому что ни разу с ним не сталкивались, а вторые - просто его не поймут или не услышат. Да, часто бывает, что человек не понимает или не слышит разницы. Например, мой бывший одноклассник Константин, когда я ему включил свою систему (как раз был новенький ЦАП, я уже успел настроить звук за неделю использования своим хитрым методом), а он сказал, что у него дома такой же звук через его колонки. Оказалось, у него ультрадешёвые sven, которые на авито продают за 1000. Разумеется, они не могут звучать даже отдалённо, как хай фай система за 100 тысяч на вторичке, которая к тому же звучит выше своей цены, за счёт моих наработок в linux. Постараюсь объяснить, чем отличается хороший звук от обычного для меня, и на что я обращаю в звуке.
Про бас и твой любимый эквалайзер
Про эквалайзер или бас мне можешь ничего не рассказывать. Это 2 слова, которые выдают никогда не сталкивающегося с нормальным звуком прохожего, который думает, что для хорошего звука обязательно нужно настроить эквалайзер, навалив там баску, чтоб динамики круто вылетали. Вот что сделал я, чтобы получить тот звук, о котором речь пойдёт ниже.
Итак, вот условия, которым должен удовлетворять хороший звук для меня
Первое необхомое условие для хорошего звука - это неутомляемость при длительном прослушивании. Для этого не должно быть раздражающих звуков, сухости, навязчивости, резкости, зернистости. Никакого эффекта консервной банки и жесткости возникать не должно вообще никогда! Барабанная перепонка должна быть в постоянном расслабленном состоянии, а не в постоянном напряжении, как это было у меня с ЦАПом topping e30. И даже если изредка возникают какие-то резкие моменты, то перепонка не сможет после них мгновенно расслабиться. Только расслабленная барабанная перепонка даст услышать больше звука! А напряженная и натянутая всегда в готовности услышать какой-то резкий косяк, и защитить чувствительные сенсоры в ухе, уже находится в полуговности отодвинуть молоточек от наковальни во внутреннем ухе! И уже полностью не пропускает весь звук, будучи готовой мгновенно среагировать.
Второе необходимое условие, это близкий к идеальному баланс! А именно, колонки должны звучать одинаково. Слева и справа звук должен быть одинаковым, и восприниматься одинаково. Не должно быть через 5-10 минут ощущения, что слева или справа чего-то не хватает, или что колонки играют неодинаково. Дело не только лишь в аппаратуре (любая техника даёт дисбаланс, будь это источник или усилитель - даже разные входы могут давать разный дислабанс), а помещение и мебель тоже вносят заметные коррективы. Звук отражается от окна и интерферирует, подъедается с одной стороны, или просто поглощается каким-то предметом (диваном, шторами, ковром), открытая или закрытая дверь вносит свои изменения. Чтобы добиться хорошего баланса, техника должна быть исправной (а не купленной с авито, где всегда продают испорченное барахло с косяками, ничего даже не поймёшь перед покупкой на слух), в комнате должно быть минимум лишних предметов. Можно пробовать менять местами каналы на усилителе, менять местами колонки (абслютно одинаковых не бывает в природе), экспериментировать с расположением (немного разные углы и расстояние до стены). Надо таким образом настроить звук, чтобы комната и аппаратура в совокупности давали ощущение одинакового звука. Это нужно для того, чтобы получить объём! Если колонки звучат неодинаково, то объём сильно пострадает, по сравнению с тем, какой он должен быть. А ещё, меня бесит, если спустя несколько минут в одном ухе избыток, а в другом чего-то не хватает.
Третье необходимое условие, высокая точность. Это как бы и условие, но скорее свойство аппаратуры, без которого не будет хорошего звука. Именно в основном точность отличает дорогую аппаратуру от обычной потребительской. Как понять, насколько точность высокая? Сколько её нужно? Главное, чтобы она была достаточной! Но она никогда не будет лишней. Если получился чудесный звук, каким я его знаю, значит для меня её достаточно. Однако точность зависит не только лишь от аудио-аппаратуры, но и от настройки источника (linux даёт много возможностей и интрументов сильно улучшить точность, а в windows она низкая). Точность звука в моём понимании - это то, насколько сигнал на выходе соответствует сигналу на входе. На примере с колонками, думаю, многим будет понятно, что диффузор, подвес и другие подвижные части динамика обладают инерцией, и не могут мгновенно остановиться или следовать в обратную сторону мгновенно, а проходя через фильтры, звук искажается и сдвигается во времени по частотам.
Четвертое необходимое условие, звук не должен быть слишком навязчивым и пробивным, как будто пчела возле уха жужжит. Напротив, он должен быть слегка таинственным и загадочным, находиться в плоскости колонок или чуть ближе, но при этом не терял разборчивость.
Пятое условие (уже не необходимое, но для меня важное), должны быть заметно, но деликатно и в меру подчеркнуты сибилянты (звуки в словах: "с", "з", "щ", "ш" и т.п.), но при этом они не должны резать слух и хоть как-то напрягать ухо! Они дожны насыщать и наслаждать, а не вызывать желание сделать потише!
Шестое условие - светлый звук, но в меру. Многие не понимают, что такое свет в звуке, но постараюсь объяснить, что это значит для меня. Это примерно как настройка мощности подсветки на телевизоре. Однако, кроме подсветки, есть ещё и просто яркость, которая настраивается программно. Она меняет картинку похожим образом, делает светлее, но при этом изображение высветляется, теряет передачу цвета и четкость. Так вот, очень часто бывает, что звук вроде и светлый, как в дешевых звуковых картах, но какой-то черезчур высветленный, малодетальный, бедный - такое мне не надо. Мне надо, чтобы было ощущение освещения звукового пространства, чтобы слышать в нём больше мелких нюансов и послезвучий (даже не прислушиваясь), было ощущение торжественности звука. Свет должен быть как инструмент с целью показать больше деталей, а не быть самоцелью. Это не просто добавление высоких частот, а нечто другое, не меняющее АЧХ. Обычно света в звуке очень не хватает, а бывает и совсем тёмный звук, как у ЦАПа smsl d300, в котором видно только силуэты в полумраке. Возможно, кому-то и такое подойдет, или на очень светлой системе заиграет, но я предпочел бы дешевую звуковую карту creative за копейки.
Седьмое (самое ценное, трудно достижимое и невозможное без второго - идеального баланса, и главное - без точности), должно быть ощущение голографического объёма. Голос должен идти не из колонок по бокам, а из пространства перед тобой (будто из тумбочки или перед тумбочкой). Голос часто должен находится в центре, как будто выходит из середины пространства, а именно из колонок по бокам его при этом практически не должно быть слышно! Он должен звучать как будто отдельно от основной композиции, словно парящее нежное облако, звучать легко, не давая понять, что звучит из колонок. Это то, чего я смог добиться на своей системе, хотя раньше не подозревал, что она это может.
Становится понятно, что условия для хорошего звука связаны между собой и неотделимы друг от друга, как например, высокая точность и идеальный баланс между каналами (ведь согласитесь, какая это точность, если у ЦАПа один канал тише другого). Нельзя сделать что-то одно, не затронув остального. Но самое главное, что я понял про звук: есть много условий и много способов его улучшить. Если всего сделать понемногу, то можно достичь того уровня, которого будет хватать. Кто-то покупает колонки в 10 раз дороже, а кто-то, как я, настроил linux для музыки, добившись от него повышенной точности, что влияет на точность всей системы в целом. Каким бы путём вы не шли к идеальному звуку, однажды достигнете нужного уровня, ведь даже улучшая одно свойство системы, всё остальное подтягивается вслед!
Со временем, я буду дополнять эту статью. Это просто мой опыт и моё мнение. Если я рассказал что-то неправильно или не понятно, не сердитесь. Я не хочу никого научить, просто делюсь своим опытом с теми, кого интересует хороший звук или хочет узнать, что это такое (в этом и ценность и интерес моей статьи, с моим отношением и соображениями, а не просто скучный параграф из учебника). Нельзя просто так сразу взять и написать статью про звук, не разбираясь в нём и не потратив много лет на любимое увлечение. У каждого свой опыт, отсюда и свои выводы. Думаю, многое может и поменяться, или дополниться. Я просто делюсь своим многолетним опытом и своими выводами.