Найти в Дзене
Уютная история

Где жила Мария Федоровна после революции? Фото из архива королевы Англии

Бильярд, маленькие собачки, бескрайний пляж… Этот дом предназначался для отпуска, а не для горькой ссылки. Две сестры, русская царица Мария Федоровна и английская королева Александра, приобрели виллу Ведёре в пригороде родного Копенгагена в 1906 году, когда жизнь была размеренной и просчитанной на много десятилетий вперед. Подписывая договор о покупке дачи, императрица не подозревала, что здесь, на продуваемом всеми ветрами берегу пролива Эресунд, она и встретит свои последние дни, вернувшись на родину против своего желания. Дагмар и Александра, а по-домашнему - Минни и Аликс, родились в семье будущего короля Дании Кристиана IX, когда он был еще простым офицером датской армии и получал всего 800 фунтов стерлингов в год. Девочки делили мансардную комнату под самой крышей небольшого Желтого дворца, который их родителям даже не принадлежал; Кристиану позволили там жить как дальнему родственнику правящего монарха Фредерика VII. Денег в семье было немного, зато счастья - с избытком. Шестеро
Оглавление
Императрица Мария Федоровна играет на бильярде с сестрой - английской королевой Александрой
Императрица Мария Федоровна играет на бильярде с сестрой - английской королевой Александрой

Бильярд, маленькие собачки, бескрайний пляж… Этот дом предназначался для отпуска, а не для горькой ссылки. Две сестры, русская царица Мария Федоровна и английская королева Александра, приобрели виллу Ведёре в пригороде родного Копенгагена в 1906 году, когда жизнь была размеренной и просчитанной на много десятилетий вперед.

Открытка 1905 года, на которой хорошо видно особняк
Открытка 1905 года, на которой хорошо видно особняк

Подписывая договор о покупке дачи, императрица не подозревала, что здесь, на продуваемом всеми ветрами берегу пролива Эресунд, она и встретит свои последние дни, вернувшись на родину против своего желания.

Мария Федоровна на берегу Эресунда смотрит на датские корабли
Мария Федоровна на берегу Эресунда смотрит на датские корабли

Принцессы Беляночка и Розочка

Дагмар и Александра, а по-домашнему - Минни и Аликс, родились в семье будущего короля Дании Кристиана IX, когда он был еще простым офицером датской армии и получал всего 800 фунтов стерлингов в год. Девочки делили мансардную комнату под самой крышей небольшого Желтого дворца, который их родителям даже не принадлежал; Кристиану позволили там жить как дальнему родственнику правящего монарха Фредерика VII.

Желтый дворец в Копенгагене
Желтый дворец в Копенгагене

Денег в семье было немного, зато счастья - с избытком. Шестеро детей Кристиана обожали своих родителей. Может быть, потому, что мать Луиза никогда не давала малышам скучать. Каждый день девочки были ужасно заняты: самостоятельно причесывались и одевались (а в середине XIX века это была целая наука!), заправляли кровати и бежали вниз накрывать на стол. После завтрака, убрав посуду, отправлялись на берег Эресунда, где их уже ждала известная шведская пловчиха Нэнси Эдберг, научившая принцесс не бояться низких температур и больших физических нагрузок.

Александра (родилась в 1844 году) и Дагмар (родилась в 1847 году)
Александра (родилась в 1844 году) и Дагмар (родилась в 1847 году)

После купания в ледяной скандинавской воде Минни с Аликс торопились обратно в Желтый дворец - на уроки английского, французского, немецкого, истории и географии. По вечерам начиналось самое интересное. По скрипучим ступенькам в мансарду поднимался Сказочник - господин Ханс Кристиан Андерсен, давний друг семьи.

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)

Перебирая страницы блокнота, писатель негромким, слегка печальным голосом рассказывал волшебные истории: про Русалочку, Свинопаса и Новое платье короля…

Старинная иллюстрация к сказке «Свинопас»
Старинная иллюстрация к сказке «Свинопас»

Бойкая Минни и рассудительная Аликс затихали, сопереживая героям Андерсена. А потом до глубокой ночи шептались, обсуждая трудные испытания, выпавшие на долю сказочных принцесс. Могла ли предположить тогда Минни, что ее ждет судьба во много раз труднее?

«Будет удивительно мило и уютно»

Годы не разрушили нежной сестринской дружбы. Принцессы повзрослели, вышли замуж - Минни за русского наследника, Аликс за английского, - но общаться не перестали, каждый день обменивались длинными письмами на стародатском - языке своего детства. И почти каждый год собирались все вместе, с мужьями и детьми, в гостях у Кристиана и Луизы. Родственников забавляло необычайное сходство сыновей Минни и Аликс - цесаревича Николая и принца Георга.

Поразительное сходство двоюродных братьев - Николая (слева) и Георга (в центре)
Поразительное сходство двоюродных братьев - Николая (слева) и Георга (в центре)

В 1906 году доброго Кристиана не стало, Луиза скончалась еще раньше. Встречаться сестрам теперь было негде (а так хотелось непринужденного общения без протокола!), и Минни с Аликс решили купить свой собственный дом на берегу любимого Эресунда. Тем более что в Клампенборге, дачном пригороде Копенгагена, как раз выставили на продажу один очень симпатичный особнячок за 280 тысяч датских крон.

Договор о покупке особняка (из датского архива)
Договор о покупке особняка (из датского архива)

9 сентября 1906 года Мария Федоровна восторженно писала сыну Николаю: «В нашем доме Hvidøre мы были два раза… Мы были в восторге от него: вид такой чудный, прямо на море, такой красивый маленький сад, масса цветов, просто прелесть. Дом еще совсем не устроен. Мы выбрали разные материи для комнат, и я думаю, что будет удивительно мило и уютно».

Две сестры на террасе виллы. Позади открывается великолепный вид на море
Две сестры на террасе виллы. Позади открывается великолепный вид на море

Беззаботный отдых

Конечно, новыми шторами императрица с королевой не ограничились. Венценосные хозяйки пригласили датского архитектора Йохана Шрёдера модернизировать здание, которое он сам и построил еще в 1871 году. Несмотря на почтенный возраст, архитектор с радостью согласился; проект предстоял интересный.

В доме появились две новых террасы и важные инженерные новшества: электрический бойлер для горячей воды, девять новых ватерклозетов. На первом этаже располагались столовая, гостиная, бильярдная; на втором - апартаменты Минни и Аликс, каждая со своей спальней, будуаром и кабинетом; на верхнем этаже поселились фрейлины и горничные.

-12
Инфанта Эулалия Испанская, младшая дочь королевы Испании Изабеллы II, вспоминала: «Вилла в итальянском стиле – общий дом королевы Александры и императрицы Марии, и две сестры, которые обожают друг друга, абсолютно счастливы в обществе друг друга и в простоте жизни, которую они ведут. Они приветствовали меня с восторгом, целовали и были очень рады, что у них есть кто-то, кому они могли бы показать свой маленький дом. В общей гостиной они обе хотели показать мне свои особые уголки одновременно.
– Пойдемте посмотрим мой письменный стол, – сказала императрица, увлекая меня в свой конец комнаты.
– Нет! – воскликнула королева Александра, увлекая меня в противоположную сторону, – пойдемте посмотрим мой письменный стол, – как мы все смеялись!
– Это мое кресло, – сказала императрица, показывая мне кресло в углу комнаты Ромма.
– А вот и мой стул, – эхом отозвалась королева, привлекая мое внимание к любимому креслу в своем углу.
Я должна была все посмотреть и всем восхищаться».

Между домом и частным пляжем проходила оживленная дорога, а хозяйкам хотелось уединенности; и архитектор придумал выкопать под дорогой маленький тоннель, который вел из сада к морю.

Вход в тоннель был искусно декорирован камнями и растениями
Вход в тоннель был искусно декорирован камнями и растениями

Драгоценное фотонаследие

Больше всего сестрам запомнился первый отпуск в обновленном доме - в сентябре 1908 года. Погода выдалась мягкой и солнечной, Клампенбург отливал осенней позолотой, пролив был тихим и приветливым.

Мария Федоровна смотрит на море
Мария Федоровна смотрит на море

Хозяйки пригласили сразу двух фотографов, чтобы запечатлеть этот особенный отпуск. Сначала приехал личный фотограф датского короля - Йенс Йохан Даниэльсон. Он сделал чрезвычайно любопытный снимок императрицы и королевы, играющих на бильярде.

Затем прибыла громогласная, резкая, но очень талантливая Мэри Стин - первая в истории женщина, удостоенная звания придворного фотографа.

Мэри специализировалась на портретной съемке, но и репортажные кадры ей удавались отлично, как, например, вот этот - где сестры передают друг другу бинокль.

И все-таки лучшие снимки сделала сама королева Александра. Особенно хорошо вышла серия пляжных фотографий, которые очень оживляют собачки королевы - Того и Хару, породы японский хин.

А на этих кадрах Мария Федоровна собирает гальку на пустынном пляже вместе с младшим сыном Михаилом - совсем как в детстве…

Уже в ноябре 1908 года королева опубликовала эти фотографии в виде отдельного сборника под названием «Рождественская подарочная книга королевы Александры: фотографии, сделанные моей камерой».

Обложка фотокниги
Обложка фотокниги

Издание успешно продавалось в Англии и Америке, большие тиражи были отправлены в Россию и Данию. Доходы от книги Александра потратила на благотворительность.

Последний дом

Одна из комнат виллы украшала надпись: «Øst-Vest-Hjemme bedst» — «Восток-Запад – дома лучше». Вот и получилось, что вилла Ведёре стала единственным местом на земле, где императрица смогла спрятаться от страшной русской революции. Больше нигде Марию Федоровну не принимали, даже в Англии. Молодой король Георг не поддался на уговоры матери Александры, слишком велика была опасность восстания в Лондоне. Аликс не смогла помочь сестре, как ни старалась.

Мария Федоровна прощается с Россией на палубе британского крейсера «Мальборо», который прислала за ней сестра Александра
Мария Федоровна прощается с Россией на палубе британского крейсера «Мальборо», который прислала за ней сестра Александра

В 1920 году Мария Федоровна прибыла в Клампенбург вместе со своей дочерью Ольгой и ее семьей, а также верными слугами. На вилле поселились 24 человека, что подтверждается официальной выпиской 1925 года, в которой Мария Федоровна называет себя «домохозяйкой».

Выписка из регистрационного реестра Клампенбурга. Нижнюю строчку собственноручно заполнила Мария Федоровна
Выписка из регистрационного реестра Клампенбурга. Нижнюю строчку собственноручно заполнила Мария Федоровна

Императрица скончалась через 8 лет, а уже в 1930 году Ольга продала виллу фармацевтической компании Novo Nordisk - содержание дома обходилось слишком дорого. В здании долгое время располагался санаторий для пациентов с диабиетом, а сейчас здесь проводятся конференции и обучение сотрудников. Территория закрытая, и об изменениях, произошедших с домом за последнее столетие, можно судить только по немногим официальным фотографиям, среди которых нет ни одной интерьерной.

Hvidøre сегодня - конференц-центр компании Novo Nordisk
Hvidøre сегодня - конференц-центр компании Novo Nordisk

Вместо послесловия

Из книги «Мария Федоровна» историка Александра Боханова: «Почти безвыездно в своем маленьком убежище провела Царица свои последние годы. Сидя на террасе в кресле, с шалью на плечах, с укутанным пледом ногами, в одиночестве, в каком-то трагическом оцепенении, которое ни в коем случае нельзя было нарушить, часами старая женщина смотрела в даль, на бескрайний морской простор. Что видела она там, на Востоке? Какие мысли ее одолевали, какие чувства волновали, какие молитвы она читала? Никому того не открыла».

-24
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора —
«Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке
Дзен Премиум
Живая история каждый день —
«Уютная история» в ВК

Не пропустите новые уютные истории подпишитесь на канал!