Найти в Дзене

Игрушки Советского детства. Мотоцикл из Харькова.

Недавно мне на почту пришло сообщение с вопросом, почему рассказывая о транспортной игрушке СССР мы еще ни разу не писали про игрушечную технику из полиэтилена или, как их ещё называют «дутыши». Так же, наш читатель упомянул о том, что в детстве из таких игрушек у него был огромный мотоцикл с мотоциклистом, вот только он не помнит производителя, зато вспомнил, что клеймо было в виде красивой птички ) Я заинтересовался, хороший повод начать цикл статей про такие игрушки «дутыши», да и интересно стало, что это был за огромный мотоцикл, о котором писал наш читатель. Из своего детства я такой игрушки не помню, но с помощью Яндекса найти его оказалось очень даже просто. Речь идет о мотоцикле с мотоциклистом производства Концерна «Укрместпром» ПТО «Аврора» Фабрика «Полимер», город Харьков. Фотографии не передают размеры этой советской игрушки, а между тем, мотоциклист был почти такого же размера как, например, знаменитые 130-е ЗИЛы Московского завода АЗЛК. Длина игрушки составляла 40 см, а в

Недавно мне на почту пришло сообщение с вопросом, почему рассказывая о транспортной игрушке СССР мы еще ни разу не писали про игрушечную технику из полиэтилена или, как их ещё называют «дутыши». Так же, наш читатель упомянул о том, что в детстве из таких игрушек у него был огромный мотоцикл с мотоциклистом, вот только он не помнит производителя, зато вспомнил, что клеймо было в виде красивой птички ) Я заинтересовался, хороший повод начать цикл статей про такие игрушки «дутыши», да и интересно стало, что это был за огромный мотоцикл, о котором писал наш читатель. Из своего детства я такой игрушки не помню, но с помощью Яндекса найти его оказалось очень даже просто. Речь идет о мотоцикле с мотоциклистом производства Концерна «Укрместпром» ПТО «Аврора» Фабрика «Полимер», город Харьков.

Фотографии не передают размеры этой советской игрушки, а между тем, мотоциклист был почти такого же размера как, например, знаменитые 130-е ЗИЛы Московского завода АЗЛК. Длина игрушки составляла 40 см, а высота 31 см. Для устойчивости мотоцикла, по его бокам в задней части располагались дополнительные маленькие колеса:

Мотоцикл, производитель- фабрика "Полимер", г. Харьков. Фото из открытых источников,
Мотоцикл, производитель- фабрика "Полимер", г. Харьков. Фото из открытых источников,

Мне эта конструкция напомнила мой детский велосипед «Бабочка», с такими же колесиками по бокам. Белые насадки на выхлопные трубы были сделаны отдельной деталью и в процессе игр часто терялись. Интересно выполнены и основные колеса мотоцикла. Помимо спиц и обода, на нем можно увидеть надпись «Харьков» и даже размерность покрышки ))

Информативностью могла похвастаться и панель приборов, на которой можно увидеть и сами приборы, и пару кнопок.

Мотоцикл, производитель- фабрика "Полимер", г. Харьков. Фото из открытых источников.
Мотоцикл, производитель- фабрика "Полимер", г. Харьков. Фото из открытых источников.

По замыслу производителя, мотоциклист должен был быть не съемным, но дети об этом не знали и частенько он покидал седло мотоцикла:

Если изъятие мотоциклиста проходило не аккуратно, то в его руках могли остаться ручки руля мотоцикла:

Мотоцикл, производитель- фабрика "Полимер", г. Харьков. Фото из открытых источников.
Мотоцикл, производитель- фабрика "Полимер", г. Харьков. Фото из открытых источников.

Предназначалась игрушка для детей возрастом от 3-х до 6-и лет. Интересный момент, согласно инструкции, мыть игрушку рекомендовалось в воде с температурой не выше 60 градусов. При более высоких температурах, мягкий пластик из которой сделана игрушка, мог деформироваться и потерять свою форму. Выпускали такой мотоцикл с первой половины 1980-х годов. Первые выпуски игрушки стоили 5 рублей, затем стоимость игрушки выросла до 12 рублей 50 копеек, а это были уже большие деньги в 80-х годах.

Выпускали игрушку в разных цветах, кроме синего, мне попались ещё зеленого и вишнёвого цвета, но вполне возможно, что были и другие цвета. В комплекте с зеленым мотоциклом сохранилась и заводская этикетка, благодаря которой можно узнать цену и год выпуска – 1986 год.

Разными были и ветровые стекла, делали их либо из белого пластика, как на фото выше, либо из прозрачного:

В наши дни найти такой мотоцикл в хорошем, а главное в комплектном состоянии задача не простая. Многие из этих игрушек дошли до наших дней с утратами. Чаще всего не хватает ветровых стекол, насадок на глушитель и «забрала» на шлеме мотоциклиста. Я смог найти в продаже только одну, полностью комплектную игрушку, продавали её по цене 7 тысяч рублей. Некомплектные продаются по средней цене от 1500 до 4000 рублей в зависимости от состояния и комплектности. Видимо, основная часть выпущенных мотоциклов продавалась в южной части СССР, ни я, ни мои знакомые не смогли вспомнить этот мотоцикл среди своих детских игрушек, да и в магазинах я их не припомню.

  • Статьи про другие игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание!