Найти в Дзене
Проект Дороги

Моделирование транспортной развязки

💬Дорогие друзья, в данной статье я хочу поделиться своим первым опытом моделирования транспортной развязки в рамках подготовки предпроектной документации. Ранее в своей деятельности я ни разу не сталкивалась с подобными объектами, для меня этот опыт оказался увлекательным и очень интересным. В этой статье я пошагово опишу действия, которые мы с командой спланировали и осуществили по ходу реализации. 📌Кратко об исходных данных и требованиях: 1) Регулируемое (светофорное) пересечение двух автомобильных дорог в городе N. Одна из дорог является важной артерией и обеспечивает проезд для двух противоположных частей города. 2) По ТЗ Заказчик хочет запроектировать двухуровневую транспортную развязку и исключить светофорное регулирование на данном участке с целью увеличения пропускной способности и ликвидации пробок. 3) Требуется оценить текущую транспортную ситуацию, предложить и смоделировать не менее 3-х вариантов транспортных развязок, в том числе с учетом 20-летней перспективы. 👉
Оглавление

💬Дорогие друзья, в данной статье я хочу поделиться своим первым опытом моделирования транспортной развязки в рамках подготовки предпроектной документации.

Ранее в своей деятельности я ни разу не сталкивалась с подобными объектами, для меня этот опыт оказался увлекательным и очень интересным. В этой статье я пошагово опишу действия, которые мы с командой спланировали и осуществили по ходу реализации.

📌Кратко об исходных данных и требованиях:

1) Регулируемое (светофорное) пересечение двух автомобильных дорог в городе N. Одна из дорог является важной артерией и обеспечивает проезд для двух противоположных частей города.

2) По ТЗ Заказчик хочет запроектировать двухуровневую транспортную развязку и исключить светофорное регулирование на данном участке с целью увеличения пропускной способности и ликвидации пробок.

3) Требуется оценить текущую транспортную ситуацию, предложить и смоделировать не менее 3-х вариантов транспортных развязок, в том числе с учетом 20-летней перспективы.

Вот так выглядит область моделирования, зеленым кружком выделен "проблемный" регулируемые перекресток
Вот так выглядит область моделирования, зеленым кружком выделен "проблемный" регулируемые перекресток

✅ШАГ 1. СБОР ИНФОРМАЦИИ

👉Определение:

Моделирование дорожного движения - это процесс создания транспортно-пешеходной ситуации на выбранной области. Моделирование представляет из себя цифровую имитацию транспортных, пешеходных потоков; позволяет проанализировать и оценить текущую обстановку на объекте, а также оценить варианты проектных решений на заданную перспективу.

Моделирование позволяет "примерить" различные проектные решения и выбрать наиболее оптимальное.

👉Сбор исходных данных

1) Принятые ППТ и ПМТ (проекты межевания и планировки территории) запрашиваются для того, чтобы учесть перспективную застройку на выбранной области при моделировании и просчете на перспективу.

К примеру, в рассматриваемой области планируется постройка ЖК и торгового центра, что повлечет загрузку автомобильных дорог в дальнейшем, при моделировании необходимо учесть этот фактор

2) Генеральный план города запрашивается для того, чтобы узнать о планируемых объездных дорогах, крупных инфраструктурных объектах и т.п.

3) Маршруты общественных транспортов должны быть известны в случае их переноса (если потребуется)

4) Наличие санитарно-защитных зон (при необходимости). В нашем случае, прямо у дороги находится большое кладбище, при моделировании необходимо это учесть

5) Текущая схема организации дорожного движения/дислокация

6) Данные кадастровой карты для определения прилегающих земельных участков

✅ШАГ 2. ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ

Работы ведутся параллельно для ускорения процесса

👉Определяем и согласовываем методику подсчета транспортных средств с Заказчиком

Назначаем время, место расстановок экшн камер и едем снимать ситуацию. Далее по съемке рассчитывается количество проезжающих авто и проходящих пешеходов.

В нашем случае съемка велась в утреннее и вечернее время в часы "пик" (с 6:00 до 10:00 утром и с 16:00 до 20:00 вечером) в 7 точках слияния транспортных потоков

👉Инженерные изыскания

По ТЗ мы провели:

  • Инженерно-геодезические изыскания. По большей части нужны для выявления коммуникаций и их владельцев.

❗Тут сразу отмечу важность согласования всех коммуникаций со всеми владельцами для точности проектных решений.

  • Инженерно-геологические изыскания. Для определения типов опор/конструкции дорожной одежды на наших будущих развязках.

👉Начальные зарисовки

Этот этап был самым творческим. Каждый член команды предложил свои варианты разрешения текущей ситуации, далее совместно с Заказчиком мы выделили наиболее перспективные.

✅ШАГ 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Теперь у нас на руках есть все необходимые данные для того, чтобы начать процесс моделирования.

Существуют различные программы для этих целей, у нас использовалась aimsun

🚗Моделирование текущей ситуации.

Для начала мы смоделировали текущую ситуацию в рассматриваемой области с целью определения "проблемных" мест.

Здесь же мы смоделировали текущую ситуацию с перспективой на 5,10 и 20 лет чтобы численно оценить критерии ухудшения транспортной обстановки.

🚗Моделирования предложенных вариантов транспортных развязок

Итак, нами было выделено 4 варианта организации дорожного движения на данном участке.

Думаю, что расписывать подробно не буду, скажу лишь, что мы предложили такие варианты как: устройство тоннеля, эстокады, устройство разворотной петли как в одном уровне, так и в двух и их различные вариации.

Также были просчитаны перспективы каждого варианта на 5,10,20 лет.

🚗Сравнение результатов моделирования

Итогом моделирования стали следующие документы:

1) Цифрограммы, выведенные по 4 критериям (Средняя скорость движения, интенсивность движения, время задержки движения, плотность движения)

Вот так выглядят цифрограммы рассматриваемых вариантов, в левом нижнем углу размещена существующая ситуация на объекте
Вот так выглядят цифрограммы рассматриваемых вариантов, в левом нижнем углу размещена существующая ситуация на объекте

2) Видео с результатами моделирования

Скриншот из программы
Скриншот из программы

3) Общая сравнительная таблица

Ее форма определяется различными критериями, которые определяются по итогам моделирования.

Такая таблица предоставляется как на текущий момент времени, так и с расчетом на перспективу.

Далее ее можно интерпретировать в различные графики для визуализации результатов.

Графики сравнения по критериям, где С0 - существующая ситуация, С1-С4 - предложенные варианты
Графики сравнения по критериям, где С0 - существующая ситуация, С1-С4 - предложенные варианты

✅ШАГ 4. ПОДГОТОВКА ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Теперь, чтобы завершить наш проект, нам необходимо укомплектовать документацию согласно требованиям ТЗ. В нашем случае это:

👉Разработка разбивочных планов, поперечных и продольных сечений

Поскольку определенных требований к предпроектной документации нет, мы отталкиваемся от требований технического задания. На каждый вариант мы разработали разбивочные планы, а также разрезы как автомобильных дорог, так и искусственных сооружений

-6

👉Разработка планов изъятия земель, переноса коммуникаций

Эти планы носят приблизительный характер и будут уточняться в дальнейшем на стадии ПД

👉Укрупненный подсчет сметной документации

Составляется ведомость объемов работ, по которой просчитываются сметы в очень укрупненном виде

👉Технико-экономическое сравнение

Производится по различным критериям. Мы оценивали стоимость, количество изымаемых участков, наличие искусственных сооружений, протяженность переносимых коммуникаций, примерные сроки реализации, результаты моделирования и прочие подобные факторы.

👉Подготовка выводов и рекомендаций

К удивлению Заказчика, по результатам моделирования проблема данного участка решается проектированием одноуровневого петлевого разворота. Да, можно построить двухуровневые развязки при желании, но как показала практика, можно обойтись достаточно незамудренным разрешением транспортной ситуации.

🕓Суммарно данный проект занял 2,5 месяца и по окончании прошел защиту в администрации города.