Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Железная дорога и живопись в жизни художника Леонида Борисовича Януша. Подборка работ

В этой заметке расскажу Вам о художнике Леониде Борисовиче Януше. Он родился 13 декабря 1897 года в городе Санкт-Петербурге. Первые уроки живописи художник получил от собственного дедушки. После переезда в 1912 году семьи будущего художника в Павловск, он начал обучение в школе Общества поощрения искусств, где на него большое влияние оказал Н.П. Химон (ученик Куинджи). В 1915 году Леонид закончил Кадетский корпус и поступил в Институт гражданских инженеров. Во время Первой мировой войны был призван в армию прямо из института. Художник мечтал о поступлении в петербургскую Академию художеств, но революция, гражданская война, гибель деда и отца, после чего на его попечении осталась семья, привели к тому, что будущий художник решил себя посвятить работе на железной дороге, еще одной своей любви. Леонид Януш работал техником, очень быстро стал машинистом. Во время гражданской войны водил как гражданские, так и военные эшелоны. В 1920 году Януш вернулся в Павловск и продолжил учебу на паров

В этой заметке расскажу Вам о художнике Леониде Борисовиче Януше. Он родился 13 декабря 1897 года в городе Санкт-Петербурге. Первые уроки живописи художник получил от собственного дедушки. После переезда в 1912 году семьи будущего художника в Павловск, он начал обучение в школе Общества поощрения искусств, где на него большое влияние оказал Н.П. Химон (ученик Куинджи). В 1915 году Леонид закончил Кадетский корпус и поступил в Институт гражданских инженеров. Во время Первой мировой войны был призван в армию прямо из института.

Художник мечтал о поступлении в петербургскую Академию художеств, но революция, гражданская война, гибель деда и отца, после чего на его попечении осталась семья, привели к тому, что будущий художник решил себя посвятить работе на железной дороге, еще одной своей любви. Леонид Януш работал техником, очень быстро стал машинистом. Во время гражданской войны водил как гражданские, так и военные эшелоны. В 1920 году Януш вернулся в Павловск и продолжил учебу на паровозном отделении Технологического института. В 1923 художник женился, через год у него родилась дочь.

С 1927 году Януш стал жить в Ленинграде, где он стал преподавать курс теории и конструкции паровозов. В период с 1929 по 1935 году художник написал несколько книг о паровозах под серией "Конструкции паровозов железных дорог", на этих книгах обучалось несколько поколений инженеров в области железнодорожного транспорта. Попутно Януш немного занимался живописью, часто писал этюды, а также им было написано несколько картин на железнодорожную тему.

В 1937 году после гонений, Януш был уволен из института, долго не мог найти постоянную работу и вернулся к живописи. Перед самой войной Януш устроился на работу в Военно-транспортную Академию, которая в конце 1941 года была эвакуирована в Кострому. Там Януш помимо основной работы активно занимался живописью, хотя не бросал и научную работу, получив в 1942 году степень кандидата наук. Во время нахождения в Костроме художник исходил ее и окрестности вдоль и поперек и написал много этюдов.

С 1944 года Януш вновь жил в Ленинграде, продолжил работать в Академии. В 1947 году им была изобретена новая конструкция парораспределительного механизма для паровозов, но в связи с переходом на электрическую и тепловую тягу, его изобретение потеряло актуальность. В 1950 году была издана его книга "Русские паровозы за 50 лет". Попутно Януш ежегодно участвовал в выставках ленинградской организации Союза художников. В годы 75-летия и 80-летия художника в Ленинграде прошли его персональные выставки. Ушел из жизни художник в Ленинграде в 1978 году.

Так удивительно в судьбе художника слилась живопись и железная дорога. И это весьма любопытно, ведь на нашем канале выходят публикации как про транспорт, так и про железную дорогу.

А теперь предлагаю посмотреть ряд работ художника.

1. "Паровозы "ФД", "ИС" и "СУ"", 1937 год.

2. "Паровоз", 1947 год.

-2

3. "Рассвет на Неве", 1950-е годы.

-3

4. "Романсы Чайковского. Галина Алексеевна Писаренко", 1977 год.

-4

5. "Снежная дорога", 1955 год.

-5

6. "Перед голубым экраном", 1974 год.

-6

7. "Весна в парке", 1972 год.

-7

8. "Река Мга", 1975 год.

-8

9. "Павловск. Храм Дружбы", 1968 год.

-9

10. "Пейзаж".

-10

11. "Летний пейзаж", 1938 год.

-11

12. "В межпланетном полете", 1959 год.

-12

13. "Черная речка", 1972 год.

-13

14. "Снежная дорога", 1955 год.

-14

15. "Павловску 200 лет", 1977 год.

-15

16. "Павловск", 1966 год.

-16

17. "Осенний пейзаж", 1961 год.

-17

18. "Летний пейзаж", 1961 год.

-18

19. "Летний пейзаж", 1969 год.

-19

20. "Гроза прошла", 1977 год.

-20

21. Пейзаж, 1914 год.

-21

Спасибо за внимание!

Канал "ПАНТОГРАФ". Использованные источники: Википедия, группа ВК "Живописный календарь", сайт СОВКОМ.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.

Другие материалы канала по живописи, смотри подборку:

Живопись | ПАНТОГРАФ | Дзен
-22