Автор: Александрийский библиотекарь
Всем привет! И сегодня мы снова ныряем с головой в мир раннего средневековья Восточной Европы. Да в самый его лесной край. И, поверьте, это окажется вовсе не медвежий угол! Раскопки ушедшего года, которые вели Волжская экспедиция Института археологии Российской академии наук и экспедиция Нижегородского музея-заповедника, не дадут мне соврать! Запасайтесь напитками по душе и перекусом к ним. Мы начинаем.
Прошлым летом археологи второй год копали 2-й Звягинский могильник на правом берегу Оки недалеко от речки Тужа. Это в Нижегородской области. Оставила его мурома, такое финно-угорское племя. Нашли его осенью 2022-го. И то помог случай - обнаруженные следы грабительских раскопок. В этом сезоне научными целями было определить границы древнего кладбища и уточнить дату. В уже позапрошлом сезоне самые поздние захоронения были отнесены к первой половине 10-го века. Мы же помним, да, что это за время: сложение Древнерусского государства, освоение глухих окраин и вот это все. Между прочим, работа археологов была действительно важной. Ведь только теперь наука впервые получила хорошо датированные материалы этого периода для муромы с правого берега Оки. Раскоп по нынешним меркам весьма солидный: 387 кв. м. На них выявлено 17 погребений. Правда, 9 не так давно «выбиты» кладоискателями. Злата-серебра там, естественно, не было. Но урон науке причинен огромный. Читаем сообщение Института археологии:
Научная информация об этих погребениях практически полностью утрачена. Единственное, что удалось в них зафиксировать – это особенности погребальных конструкций, которые впервые были задокументированы в погребениях муромы при исследовании могильника в прошлом году. Следы данных конструкций читались в заполнении могильных ям в виде вертикальных полос и на дне захоронений как заглубленные по периметру полукруглые в сечении канавки, крестообразно пересекающиеся в углах.
Все, что смогли «вытащить» ученые из разграбленных могил, это то, что тела своих умерших мурома укладывала в деревянную конструкцию. Это еще не гроб, это небольшой сруб из тонких слег (тонких бревен; жердей, по сути), который обкладывался берестой. В раскопе это выглядит так:
заполнение канавок от сгнивших бревен сруба представляет собой белесый грунт, который в отдельных погребениях также зафиксирован над скелетом и сопроводительными вещами. Всего срубы удалось увидеть в 11 могилах.
И пока далеко не ушли, расскажу о структуре самого 2-го Звягинского могильника. Все выявленные в 2023-24-м годах погребения располагаются очень даже вольготно: на каждое приходится в среднем 23 кв. м исследованной площади. Лежи - не хочу... При этом 2 захоронения продолжают ряд, который изучили в прошлом году. Остальные вроде бы собираются в небольшие группки по 2-3 могилы. Археологи полагают, что это семейные участки. Но - снова негодуем в адрес «черных археологов» - поскольку большинство погребений ограблено, более определенные выводы сделать нельзя.
Послав каждый свою порцию пожеланий грабителям, глянем теперь на то, что им не досталось. Это 4 детских, 2 женских, 1 мужское и 1 парное захоронения. Всего, стало быть, 8 душ. Могила мужчины вполне соответствует прежним погребениям, которые относятся к началу 10-го столетия. В долгую дорогу в вечность сородичи положили ему наконечник стрелы, нож, кресало (куда ж на том свете без огоньку), оселок (и без острого ножа никуда, ага). Были еще железные накладки и бронзовая пряжка от пояса. На руках - пара бронзовых браслетов. Наш дядька, по всему, был у муромы не простым чуваком. Справа от него в районе пояса односельчане воткнули в землю топор.
Слева лежал дирхем. Ученые мужи и дамы полагают, что монетка могла находиться в кошельке вместе с кресалом и оселком: на кресале в микроскопы рассмотрели остатки ткани и даже тисненой кожи.
Еще один дирхем - с пробитым отверстием - нашли в погребении ребенка. Денежка относится к династии Саманидов и отчеканена в Андарабе в 912/913 году. Судя по всему, она висела на шее в качестве украшения. Обычное дело в те времена.
Однако ж и на этом монетки из могильника не кончаются! Еще одну пробитую монету прохлопали грабители во взрослом захоронении. Оттуда же в научный оборот удалось ввести бисер и 2 серебряных височных кольца перстневидной формы.
Ну, а самым интересным (я ж обещал вам сенсацию) стало женское погребение под номером 14. Там кропотливые исследователи расчистили ожерелье из красных призматических и темно-синих «ягодовидных» бус. Последние делались в Византии и хорошо известны на территории Древней Руси с 11-го века. То есть, это прям вот натуральный хроноиндикатор (чувствуете, как тикает в голове?).
Да, это четкий и несомненный указатель на время погребения. Бусики на шее нашей покойницы перемежались шестью очень любопытными монетовидными привесками. Их сделали из очень тонкой серебряной фольги. И они имитировали ходовые тогда арабские дирхемы. Из такой же фольги сделали и височные подвески-лунницы. Их дополняли бронзовые перстневидные височные кольца. В районе груди расчищены 2 перстневидные привески. На каждой руке было по паре пластинчатых браслетов. Пальцы левой руки в том и этом мире украшали бронзовый спиральный перстень и серебряный перстень с завязанными концами. На правой - еще один серебряный перстенек. Не дошедшая до нас за давностью лет обувь тоже была весьма статусной. В районе костей ног находились серебряные пронизки (бусы на нашем языке) и 2 так называемые очковидные бронзовые привески. Короче, земляки щедро сопроводили ее в последний путь. И в ногах поставили глиняный сосуд, чтобы было чем подкрепиться (ага, помним у Проппа про пищу мертвых). Слева от костяка лежали нож, который завсегда полезен даже на этом свете, и шиферное пряслице, приехавшее из-под Киева. С помощью последнего можно было раскручивать веретено и прясть свою кудельку.
Впечатлены? Я тоже. Но и это еще не все! Рядом с только что описанным было открыто погребение номер 20. И там лежал ребенок. Вероятнее всего, они были как-то связаны при жизни - и после смерти. Впрочем, от маленького человечка в могильной яме осталось только несколько молочных зубов. По ним весьма предварительно определили возраст: 6-12 месяцев. От одежды, вероятно, осталась круглая застежка из оловянистого сплава. От игрушек - 4 бубенчика. Но ребенок был сказочно богат! При нем было 3 западноевропейских денария! 2 из них имели по одной дырке, а третий пробили по кругу 10 раз. И вдели в отверстия проволочные колечки. Стало быть, монеты вместе с низкой бисера были ожерельем на шее малыша. По крайней мере, один из денариев отчеканили в 1039-1042-м годах в Регенсбурге, Бавария, на территории Священной Римской империи. Правил тогда Генрих III. Улавливаете международные связи «глухого угла» низовьев Оки в середине 11-го столетия?
Ну, и если вы еще не устали. Вишенка на торте. В научном смысле, конечно. Ибо выглядит она как 2 заурядных глиняных сосуда. Один из них был поставлен в разграбленное погребение №18. Поглядев на высокое цилиндрическое горло, археологи нашли ему прямые аналогии. Это северо-западная Русь.
А в захоронении женщины-литейщицы стоял лепной горшок. Ну и что, скажете вы. А вот тоже сенсация, отвечу я. Технически его сделали руками в финской традиции, но формы и орнамент - древнерусские, к тому же гончарные.
Это значит, что контакты между представителями древнерусского государства и местной муромой были, и весьма тесные! Ранее проследить их археологически или как-то иначе не удавалось. Как говорят ученые, Ока была транснациональной магистралью и широкой контактной зоной. 2-й Звягинский могильник, хоть ему крепко досталось от грабителей, помогает понять судьбу одного из финских племен Нижегородского Поочья. Получается, что мурому не только поглотило пришедшее сюда древнерусское население, но и растворили какие-то иные процессы. Которые еще только предстоит понять. А вы говорите - глухомань!
Вообще, этнические процессы в средние века были интересные, скажу я вам!
И не забывайте про телеграм-канал!