Как известно, еще в Советском Союзе несмотря на активные протесты ОКБ Миля вертолет соосной схемы В-80 ОКБ Камова победил в конкурсе на ударный вертолет.
В 1995 г. уже после развала СССР на вооружение ВВС РФ принимается Ка-50, он же В-80, который прозвали "Черная акула".
Милевская машина М-28 была откровенно "сырой" и требовала серьезной доработки. Ее предполагалось продавать за рубеж, а Ка-50 поставить в российские ВВС.
Но неэффективное государственное управление оставило армию без Ка-50, вместо сотен вертолетов построили 9 машин. А Ми-28 очень медленно дорабатывался.
В какой-то мере и Ка-50 и Ми-28 оказались у разбитого корыта. ОКБ Камова стало разрабатывать двухместный Ка-52. А ОКБ Миля начало долгий процесс модернизации вертолета.
Ничего особенно хорошего до многочисленных модернизаций про Ми-28 сказать было нельзя, требованиям современной войны он не соответствовал. Он мог вести боевые действия почти исключительно только днем, желательно должен был летать не больше двух часов. Как "колониальный" вертолет, он вполне годился.
Но после "Бури в пустыне" 1991 г. требовался всесуточный вертолет, аналог американского "Апача".
Развал СССР наложил серьезный отпечаток на российское ВПК, оно почти лишилось средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Советские предприятия не успели подтянуть свои разработки по тепловизорам и приборам ночного видения на базе электронно-оптических преобразователей.
Никаких серьезных массовых продуктов в области микроэлектроники в 1990-е - 2000-е гг. не сделали, хотя специалистов из РФ в то время сманили в "Интел". В. М. Пентковский возглавлял разработку процессоров "Пентиум".
В настоящее время есть три вида процессоров: "Комдив", "Эльбрус" и "Байкал". Осталось наладить свое производство по более-менее приличному техпроцессу.
***
Спас Ми-28 и Ка-50 счастливый случай. Цены на нефть скакнули очень сильно и это позволило выделить средства на ВПК.
В 2006 г. появились сведения о принятии на вооружение и начале серийного выпуска Ми-28Н "Ночной охотник". Более ранняя модификация Ми-28А была в свое время отправлена на доработку. После участия Ми-28Н в сирийской гражданской войне он был еще раз модернизирован и получил наименование Ми-28НМ.
Ми-28Н был инициативной разработкой начатой главным конструктором Миля Вайнбергом еще в 1993 г. Впервые был представлен в 1995 г.
В 2009 г. в рамках ОКР "Авангард-3" начались работы над "изделием 296", он же Ми-28НМ. Он был принят на вооружение в 2020 г.
Рассмотрим все достоинства вертолета.
Для обеспечения простоты технического обслуживания в конструкции втулки несущего винта применили сферические эластомерные шарниры, в ней сферические металлические пластины чередуются с привулканизированными к ним тонкими слоями резины, это позволяет обходиться без смазки. В других шарнирных соединениях втулки используются самосмазывающиеся металлофторопластовые и тканевые подшипники. Вместо 20 точек смазки на несущем и рулевом винте на Ми-24 осталось по одной.
Для повышения эффективности управления Ми-28 и повышения поперечной устойчивости эквивалентный разнос шарниров втулки по сравнению с Ми-24 был увеличен, для компенсации выросшей продольной неустойчивости вертолета на нем применили упруго закрепленный управляемый стабилизатор с несимметричным обратным профилем. Его вывели на верхний конец рулевой балки со стороны, противоположной рулевому винту. Винт на Ми-28Н - Х-образный.
При необходимости Ми-28 может в отсек радиооборудования погрузить 1 - 2 человек.
Тяжелые агрегаты и системы вертолета расположены вблизи центра масс.
Неполная разборка пушки 2А42 может производиться без ее демонтажа. По сравнению с Ми-24 трудоемкость технического обслуживания снижена в 3 раза.
Для повышения живучести машины двигатели разнесены по бортам фюзеляжа и разделены главным редуктором. Одним выстрелом два двигателя не поразить.
В случае отказа одного двигателя второй выходит на максимальный режим автоматически. Важнейшие агрегаты вертолета дублированы и разнесены по разным бортам.
Где было возможно заменили пожароопасные гидроприводы на пневматические.
Долгое время Ми-28 преследовала проблема с редуктором, он перегревался и при больших нагрузках зубчатые передачи могли буквально снимать стружку внутри него, а стружка это очень опасно и может привести к аварии или катастрофе. Из-за перегрева летать можно было два часа, потом мог заклинить винт.
В 2011 г. стало известно, что проблему решили.
Правда, сейчас вместо двигателей по 2 200 л. с. установили более мощные на 2 500 л. с. ВК-2500П и как ведет себя редуктор не сообщалось.
Запас топлива в основных баков увеличен, установлены дополнительные баки, что позволило увеличить тактический радиус действия вертолета.
Для увеличения скорости полета изготовлены композитные лопасти новой формы. В самой конструкции вертолета стали применять композиты.
Появилось двойное управление, раньше у штурмана-оператора не было органов управления вертолетом. Для улучшения бокового обзора фонарь кабины штурмана изменили. Носовой обтекатель Ми-28НМ также поменяли, вместо "носа" сделали "наплыв".
Ми-28НМ должен действовать в едином цифровом информационном пространстве и обмениваться разведанной информацией с союзными силами в реальном масштабе времени.
Экипаж защищен очень хорошо. Бронекабина пилота и штурмана-оператора вооружения выполнена из 10-мм листов броневого алюминия, на который наклеены 16-мм керамические плитки. Двери состоят из двух слоев алюминиевой брони со слоем полиуретана между ними. Лобовые бронестекла имеют толщину 42 мм, а боковые - 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой.
Борта могут выдержать 20-мм пули американского пулемета "Вулкан", лобовое бронестекло пули до 12,7 мм, а боковые - до 7,62 мм.
Система спасения экипажа разделена на два режима: до 100 м и свыше 100 м. Если высота позволяет отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обоих кабин, срезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные "трапы" и экипаж покидает машину с помощью парашютов.
На высотах менее 100 м ремни принудительного притяга надежно фиксируют экипаж в энергопоглощающих креслах "Памир-К" КБ "Звезда", они способны погасить вертикальную перегрузку с 60 до 17 G, что должно обеспечить травмобезопасность. Шасси Ми-28 специально сделано неубирающимся, чтобы оно гасило значительную часть удара об землю.
С 2015 г. на Ми-28Н ставится бортовой комплекс обороны "Витебск". В одном из боевых вылетов БКО Ка-52 отклонил 18 ракет!
В 2016 г. были сведения, что Ми-28НМ получит лазерную станцию подавления, вокруг вертолета должно в случае опасности возникать "огненное облако", ракета врага получит ложный образ цели и изменит курс. Возможно речь про "Витебск ", он как раз слепит тепловые ГСН, да ещё и радиопомехи ставит.
Поскольку сейчас наиболее оптимальным способом атаки является полет на бреющем полете (5 - 15 м) с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме, для этого долгое время разрабатывался надвтулочный радар Н025, сейчас имеется его модифицированная версия. Радар позволяет вертолету искать цели, работая с обзорно-прицельной системой в обычном режиме. В режиме полета он сообщает данные о препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач.
Поскольку для всесуточного применения нельзя было обойтись без очков ночного видения, они были обновлены. Пилот вместо очков ночного видения 1990 г. получил нашлемную систему целеуказания и индикации. Пилотажная, прицельная и навигационная информация появляется в поле зрения правого глаза летчика. Тепловизионная и телевизионная информация от обзорно-прицельной станции и обзорной станции летчика отображается на экранах экипажа.
На вертолете установлена система картографической информации с высокой степенью разрешения, вычислительная система формирует на основе этих данных трехмерную модель участка местности, имеется спутниковая навигация соединенная с инерциальной.
В ходе боя Ми-28 может крутить бочки, петли, воронки (включая воронки на хвост), виражи, горки и т. д.
Совершенно верно была создана пилотажная группа "Беркуты", чтобы показать производителю все недостатки возникающие при эксплуатации Ми-28.
Оптико-электронная обзорно-прицельная система ОПС-28 обновлена до ОПС-28М, к тому же может ставиться гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451М. Последняя может увидеть танк на 15 км по телевизионному каналу и на 20 км по тепловизионному. А распознать цель можно на 12 и 8 км соответственно.
Также для разведки и/или целеуказания Ми-28НМ может выслать БПЛА-камикадзе.
Вооружение Ми-28НМ по сравнению с Ми-28А и Ми-28Н претерпело значительные изменения.
30-мм пушка от БМП-2 на вертолете осталась, но аналоговое управление системой приводов заменили на цифровое. В старом варианте отмечалось запаздывание реакции на воздействие экипажа, первые снаряды шли в цель, а остальные из-за запаздывания приводов идут с рассеиванием.
Углы отклонения пушечной установки +110 -110° в горизонтальной плоскости и +13 -40° в вертикальной, к тому же вертолет может разворачиваться сам.
Для поражения воздушных целей Ми-28НМ может стрелять ракетами "воздух - воздух" "Игла" и "Игла-С" (дальность стрельбы 5 - 6 км), а также Р-74М с ее дальностью пуска 40 км. В дополнение к сверхзвуковой противотанковой ракете "Атака-В" с радиокомандным наведением добавляется ряд ракет. Модернизированная "Атака-Д" дальность стрельбы увеличена с 6 до 10 км. Ка-52 показали высокую эффективность ведя огонь ракетами "Вихрь". Ми-28НМ получил ракеты "Вихрь-1", дальность стрельбы до 10 км с лазерной системой наведения. Были сведения, что Ми-28НМ будет вести огонь ракетой 9М123М комплекса "Хризантема-ВМ", дальность стрельбы 5 км.
На подходе управляемая противотанковая ракета "Гермес-А", дальность пуска - 20 км. Уже Ми-28НМ стрелял новой ракетой ЛМУР или "Изделие 305", ее дальность около 14 км, хотя были сведения, что до 25 км. По идее можно подвесить вертолету и те же самые тяжелые "Ланцеты".
По площадным целям Ми-28НМ может выпустить сразу 80 С-80 80-мм неуправляемых ракет, 128 С-57 или 20 С-13. Готовится новейшая неуправляемая ракета С-13Б. Она будет иметь три способа инициирования: мгновенный подрыв и два вида замедленных.
Можно сказать, остались три вопроса. Как ведет себя редуктор с новыми более мощными двигателями. Нужно разработать ракеты "выстрелил - забыл", чтобы вертолет максимально быстро уходил с места пуска, а не висел на одном месте подолгу.
Можно в принципе сделать "костыль", Ми-28НМ запускает ракету, а доводит ее до цели БПЛА с лазерным целеуказателем.
Будут ли установлены приборы ночного видения с HD-разрешением, как на "Апаче".
Подытоживая вышесказанное, можно смело утверждать, что Ми-28НМ успешно подтянули на новый технологический уровень и он находится на достойном месте в ВКС РФ.
Спасибо за прочтение.
Источники: Ми-28Н - "серийный убийца". Авиапорт, открытые данные.