Найти в Дзене

Самый богатый человек в мире нацелился на Германию, Англию и регулирующие полномочия ЕС

Добившись избрания своего кандидата президентом США, Илон Маск обращает свой взор на Европу.

В серии постов на своей платформе X за последние недели миллиардер, поддерживающий Дональда Трампа, сосредоточился на Германии и Великобритании, критикуя правительства этих стран, подвергая сомнению принятые ими законы и ставя под вопрос их экономическую компетентность.
Он лично оскорбил политического лидера каждой из двух стран, назвав канцлера Олафа Шольца «дураком», президента Германии — «тираном» и обвинив премьер-министра Стармера в «соучастии в изнасиловании Великобритании». Он использует дезинформацию и теории заговора, чтобы поддержать ультраправых как поборников «политического реализма».
Далеко не ясно, какими мотивами он руководствуется, разрушая отношения с основными союзниками США в странах-членах Группы семи, где у него есть значительные деловые интересы, и тем более не ясно, сможет ли он добиться перемен, которых требует.
Тем не менее, эта динамика получит новое освещение в четверг, когда Маск проведет беседу на канале X с Алисой Вайдель, одним из лидеров «Альтернативы для Германии», антиммиграционной и националистической партии, которую он поддержал в преддверии федеральных выборов 23 февраля, несмотря на то, что все остальные политические силы отвергают ее как экстремистскую. Европейский союз заявил, что будет следить за мероприятием на предмет риска для честности выборов.
Вмешательство Маска вызвало предсказуемое возмущение и недоумение, объединив правительства и оппозицию в осуждении его тактики. Но, не имея хороших вариантов, мишени его атак оказались в затруднительном положении, поскольку им приходится взвешивать, как реагировать на человека, который не может удержаться от публикации своих мыслей и при этом пользуется вниманием будущего президента США.
«Маск строит свою империю и проверяет, как далеко он может зайти», — говорит Алексис Вичовски, профессор Колумбийского университета, специализирующийся на технологиях, правительстве и власти. По ее словам, как самый богатый человек в мире, он, вероятно, стремится не заработать еще больше денег, а «увеличить свою власть и использовать свое влияние, чтобы изменить мир». «Конечно, это акт высокомерия огромных масштабов, — акт, который требует большого эго. Но Маск убежден, что знает, как будет лучше».
В Великобритании, где Маск призвал освободить заключенного в тюрьму ультраправого активиста, видные правые политики заявили своим американским коллегам-республиканцам, что он зашел слишком далеко, по словам людей, знакомых с ситуацией. Ни один британский премьер никогда не сталкивался с подобной публичной враждебностью со стороны такого высокопоставленного лица в американской администрации — пусть и неофициального — и действия Маска представляют собой явный риск для отношений между Великобританией и США, заявил отдельно высокопоставленный британский чиновник.
Особенно обеспокоены британские правительственные чиновники, работающие над привлечением американских инвестиций в Великобританию. Каждый крупный американский венчурный капиталист, руководитель частного инвестиционного фонда и инвестор следит за Маском на X, и многие высоко ценят его деловую хватку, сказал один из них, отметив, что если его посты вызовут у инвесторов хотя бы небольшие сомнения в том, что Британия — это место, куда можно вкладывать деньги, то это может стоить экономике миллиардов.
Вопрос в том, есть ли у него конечная цель, помимо провокаций, и какой она может быть. Президент Франции Эммануэль Макрон использовал свое выступление 6 января, чтобы обвинить Маска в попытке создать «реакционный альянс» в Европе.
Маск не ответил на присланные по электронной почте вопросы о том, что является причиной его постов.
Для Стива Бэннона, бывшего главного стратега Белого дома, богатство и влияние главы SpaceX и Tesla Inc. — их генерального директора — это ценное оружие, которое можно использовать для достижения своих популистских политических целей в Европе, ориентированных на MAGA.
«Деньги и информация — близнецы тактической ядерной бомбы современной политики, и он может использовать их в беспрецедентных масштабах», — сказал Бэннон в интервью.
Бэннон всегда утверждал, что приход Трампа к власти в 2016 году был частью глобального популистского восстания, которое началось с голосования Великобритании за выход из Европейского союза в начале того же года.
После победы Трампа Бэннон занялся развитием европейского политического влияния, но с неоднозначными результатами. Он вступал в союз с политиками-популистами и пытался подорвать европейское единство. Его деятельность оказалась весьма причудливой — он ненадолго основал в итальянском монастыре XIII века так называемую «школу гладиаторов» для подготовки популистско-националистических активистов.
Несмотря на свою личную антипатию к Маску — последние две недели он враждовал с ним по поводу иммиграционной политики США — Бэннон поддерживает его вмешательство в европейскую политику, поскольку считает, что после переизбрания Трампа популистская волна покатится в другом направлении: из США обратно в Европу.
«Я поддерживаю его участие, потому что враг моего врага — мой друг», — сказал Бэннон.
В случае с Маском враг — это левоцентристские силы в лице лейбористского правительства Стармера, находящегося уже полгода у власти в Великобритании и уходящая администрация Шольца, возглавляемой социал-демократами, в Германии.
В новогодней статье в газете Die Welt, в которой он изложил свои причины для поддержки Вайдель из AfD, Маск заявил, что его инвестиции означают, что он «заслужил право откровенно говорить» о политическом курсе крупнейшей экономики Европы.
Но он пошел гораздо дальше, заявив, что только AfD, выступающая за выход из ЕС и евро, может «спасти Германию», усилив критику в свой адрес со стороны многих избирателей и удвоив враждебные по отношению к нему комментарии после того, как сторонник AfD въехал на автомобиле в рождественский рынок в Магдебурге, убив шестерых и ранив более 200 человек.
В Великобритании Маск спустился в кроличью нору теорий заговора, заявив, что «гражданская война неизбежна», и поставив под сомнение действия Стармера в его прошлой роли главного прокурора во время скандала с сексуальным насилием над детьми. Маск долгое время флиртовал с Найджелом Фараджем, одним из первоначальных сторонников Brexit, а теперь призвал сменить его на посту лидера Реформаторской партии Великобритании по причинам, которые он пока не объяснил.
Хотя то, что Маск выступает против Фараджа, дает Стармеру некоторое облегчение от постоянной критики, лейбористы подозревают, что интерес Маска к премьер-министру во многом обусловлен его неприязнью к группе, созданной в 2018 году нынешним руководителем штаба Стармера Морганом Максуини, целью которой была кампания против экстремизма в Интернете. Максуини вскоре ушел, чтобы продолжить свою политическую карьеру, но Центр по противодействию цифровой ненависти продолжил оказывать давление на компании-владельцы социальных сетей, такие как Twitter, а затем X, требуя, чтобы они ужесточили свои методы модерации, и все чаще критиковал Маска.
У команды Стармера до сих пор нет реального плана действий. По словам человека, знакомого с этим вопросом, премьер считает, что попытки очаровать Маска и привлечь его на свою сторону бесполезны. Однако он также не хочет наносить ответные удары, поскольку ответ на приманку Маска и втягивание в очередную перепалку только ухудшит отношения с Трампом. Проще всего надеяться на то, что Маск и Трамп быстро рассорятся, и Маск уйдет из администрации, сказал собеседник.
У Шольца, отстающего в опросах и обремененного плохим личным рейтингом, казалось бы, более острая проблема, чем у Стармера, которому не придется проводить всеобщие выборы до 2029 года. Тем не менее канцлеру достались похвалы за то, что он приуменьшил значимость Маска и поставил его на место.

«У нас есть свобода слова, и это касается и мультимиллиардеров, — заявил Шольц 20 декабря, вскоре после того, как Маск опубликовал свой пост в поддержку AfD. — Но свобода слова также означает, что вы можете говорить вещи, которые не являются правильными».
До федеральных выборов осталось менее семи недель, и представители AfD не могут поверить в свою удачу. Они считают Маска идеальной фигурой, которая поможет Вайдель.
Он также предлагает возможные пути в лагерь Трампа, где до сих пор доминировали такие европейские лидеры, как итальянка Джорджия Мелони и Виктор Орбан из Венгрии. Присутствие европейцев на инаугурации Трампа в этом месяце даст представление о том, к чему склоняются обе стороны.
Тем не менее, по данным опросов, поддержка Маска вряд ли поможет AfD на выборах. Более того, возможно, она отзовется на «гигафабрике» Tesla, расположенной за пределами Берлина. Общественная поддержка кампании по бойкоту Tesla возросла прошлым летом, когда Маск выступил в поддержку Трампа, и эти голоса снова раздаются в Германии.
Критики говорят, что, будучи мультимиллиардером с глобальными бизнес-интересами от запуска спутников до искусственного интеллекта, он не просто высказывает свое мнение. Они считают, что его посты являются частью схемы поддержки правых националистических партий и отдельных лиц, которые представляют собой фундаментальную проблему для европейского единства.
Вице-канцлер и министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что деньги Маска и его «необузданная коммуникационная мощь» используются в поддержку AfD не просто так. «Маск укрепляет тех, кто ослабляет Европу», — сказал он в новогоднем обращении. «Слабая Европа отвечает интересам тех, для кого регулирование является неоправданным ограничением их власти» — добавил Хабек.
Маск часто конфликтовал с ЕС, главным мировым регулятором в сфере цифровых технологий, когда комиссия начала расследование в отношении X на основании закона о модерации контента, Закона о цифровых услугах, или DSA. Дело быстро перешло на личности: Маск и чиновники ЕС — в частности, бывший министр цифровых технологий Тьерри Бретон — публично враждовали в Интернете.
В то время как вновь назначенная комиссия взяла более примирительный тон, Маск остается резким критиком Евросоюза. Недавно он назвал спутниковую группировку 27 стран блока «детской игрушкой» по сравнению с его Starlink. Евросоюз заявил, что будет следить за прямой трансляцией разговора Маска с Вайдель, чтобы выяснить, не используются ли алгоритмы X's для усиления партии во время интервью таким образом, что это создает «системные риски».
Стратегия Маска, по крайней мере в Германии, похоже, не зависит от Трампа. Джей Ди Вэнс написал на сайте X, что не будет поддерживать какую-либо партию, «поскольку это не моя страна, и мы надеемся на хорошие отношения со всеми немцами».
Однако с точки зрения Бэннона победа Трампа на президентских выборах доказала, что Маск — «бронебойный снаряд», который взорвал политический истеблишмент США, и он считает, что Маск может добиться того же самого в Европе.
«Маск только что потратил четверть миллиарда долларов на избрание Трампа, — говорит Бэннон. — Если он вложит во всю Европу столько же денег, сколько вложил в Трампа, он перевернет все страны в сторону популистской повестки дня. В Европе не найдется ни одного левоцентристского правительства, которое смогло бы противостоять этому натиску».
Возможно, Бэннон, который уже давно агитирует за популистскую революцию, выдает желаемое за действительное. В то же время Маск, обладающий практически неограниченными ресурсами, возможно, только начинает.

По словам Денниса Стеффана, профессора политических коммуникаций и эксперта по социальным сетям Свободного университета Берлина, его успешное выступление на стороне Трампа дало понять, что он обладает большим политическим влиянием в дополнение к своему огромному влиянию в бизнесе. «Теперь Маск почувствовал вкус крови», — сказал он.

Источник: anfnews.ru