Найти в Дзене
Мои разные дети

Где в Нижнем Новгороде есть классы по программе 8.2 (РАС с ЗПР)

Добыть информацию о классах по программе 8.2 в нашем городе трудно. Территориальные комиссии ПМПК знают ситуацию только по своему району. Тоже самое касается и районных отделов образования.

Департамент образования города Нижнего Новгорода по привычке отправляет родителей с таким запросом либо в школы района по прописке, либо в школы, которые не имеют закрепленных участков с детским населением и принимают детей со всего города. К последним относятся православные гимназии и бывшая санаторно-лесная школа ("МЦРД") — там, действительно, есть такие классы.

Информацию о школах районов, соседних с местом жительства семьи ребенка с РАС, родителям обычно не сообщают. Хотя эти школы могут быть близко.

Устаревший список образовательных организаций, дающих школьное образование детям с РАС в нашей области представлен на официальном сайте Министерства образования и науки Нижегородской области. Он давно не обновлялся, я гляжу в него уже не один год.

В этом списке не указано по каким именно программам реализуется обучение: где есть только инклюзия в рамках обычного класса (8.1), где автономные классы, где ресурсные классы (эти классы часто путают родители).

По некоторым школам из этого списка я точно знаю, что там кроме тьютора для единственного ребенка на всю школу, обычного загруженного школьного психолога и обычных классов нет ничего.

Наша семья не только живет рядом с границей других районов, но и готова была возить ребенка даже в соседний город или в школу в сельской местности вблизи Нижнего Новгорода. О чем я неоднократно ставила в известность чиновников разного уровня в сфере образования. Поэтому нам удалось узнать о классах 8.2 чуть больше, чем остальным нижегородским родителям детей с РАС.

В процессе перевода сына в другую школу, я обзванивала и сами школы, опрашивала знакомых мне родителей. Получилось провести небольшой мониторинг.

Оказалось, что сайты у школ не всегда информативны в вопросе обучения детей с РАС. Примерная ситуация на декабрь 2024 года:

Верхняя часть города.

Приокский район:

ГБОУ "МЦРД" (Анкудиновское шоссе, д. 24, ост. "Анкудиновское шоссе") — не интернат, есть классы 8.2 (2 и 4 классы), 8.3 (1 класс), 8.4 (1 класс). Реализация программы 8.1 в начальных классах в данной школе невозможна, так как на параллели нет ни одного обычного класса.

В остальном это уютная государственная школа, с постоянным составом педагогов, доброжелательной администрацией, прекрасной зеленой территорией, новым ремонтом внутри здания, собственным питанием, инклюзивными мероприятиями.

Одна из школ. Фото моё.
Одна из школ. Фото моё.

МБОУ "Школа N 135" (ул. Корейская, д. 22) — обычная школа, есть 8.1 и классы 8.2, 8.3.

Рядом с этими школами находятся "Ботанический сад", "Щелоковский хутор", маленький кинотеатр "Зарница". Через дорогу от "МЦРД" находится свежепостроенный православный храм.

Храм возле "МЦРД". Фото моё
Храм возле "МЦРД". Фото моё

В приокском филиале АНОО "Школа 800" (ул. Нижне-Печёрская, д. 4а, новая, огромная школа по индивидуальному проекту, строительство которой широко освещалось в местных СМИ) есть классы 8.2. Были хорошие отзывы от родителей.

Также есть школа в Анкудиновке (МАОУ СШ), где тоже есть обучение по программе 8.2 (если верить сайту). Это Кстовский округ, который в данный момент присоединяют к Нижнему Новгороду. Наш город расширяется в восточном направлении и поглощает кстовское детское население. В Анкудиновке в этом году вводят в эксплуатацию новый корпус школы (ул. Русская, стр. 12) почти на семьсот учеников, с двумя бассейнами.

По Нижегородскому и Советскому районам школами не интересовалась совсем. Нижегородский район в городе хотят разделить на две части (района).

Нижняя часть города.

Автозаводский район:

ГКОУ "Школа-интернат N 10" (ул. Школьная, д. 10, м. "Парк культуры") — интернат, обычных классов нет, есть классы 6.2, 7.2, 8.2, 8.3, а в среднем звене и старших классах — и другие программы (например, 2.2.1).

Рядом районный "Парк культуры и отдыха". В ближайшие годы город планирует определиться с концепцией его обновления. Об этом парке я писала тут:

Канавинский район:

МБОУ "Школа N 52" (ул. Чкалова, д. 26, м. "Чкаловская") — обычная школа, есть классы 8.2, возможен перевод в обычный класс на параллели.

Рядом Парк им. 1 Мая (в этом году завершается его реконструкция), Детская железная дорога. Отличное место для семейного или школьного променада. Напротив парка находится детская поликлиника, районный сквер, роддом.

Также рядом ДЮЦ НО "Олимпиец" (ул. Украинская, д. 10), где есть программа по плаванию для детей РАС с инструктором АФК и ассистентом. Но надо уточнять про конкретный год реализуется ли она. В спортивной группе с обычными пловцами и тренерами без АФК ребенку с РАС тут будет очень трудно.

Про спорт для детей с РАС у меня есть отдельная статья:

Ленинский район:

МБОУ "Школа N 138" (ул. Завкомовская, д. 1, ост. "Дачная улица") — обычная школа в городском поселке Дачный, есть классы 8.2. Обычные классы на параллели есть, классов 8.3 нет.

Рядом небольшой музей МПВО-ГО-РСЧС и Шуваловский канал (место любителей рыбной ловли). У поселка есть выход на остановки Комсомольского шоссе: недавно поставили новый мост через Шуваловский канал.

Московский район:

МБОУ "Школа N 69" (ул. Черняховского, д. 8а) — обычная школа, есть классы 8.2, 7.2 и обычные классы.

Рядом ДС "Юность", где есть спортивные секции для детей РАС.

Расписание нескольких секций в ДС "Юность" для детей с ОВЗ. Фото моё
Расписание нескольких секций в ДС "Юность" для детей с ОВЗ. Фото моё

Близко "Сормовский парк" и зоопарк "Лимпопо". Есть куда отвести школьников на каникулах.

Сормовский район:

МАОУ "Школа N 79 им. Н. А. Зайцева" (ул. Зайцева, д. 18а, у школы есть еще два корпуса) — есть классы 7.2, 8.2, 8.3 и обычные.

Через дорогу располагается сормовский филиал АНОО "Школы 800". Возможно, там тоже есть классы 8.2, сама не узнавала. Изначально в эту школу планировали набирать детей с пятого класса.

Относительно близко "Копосовская дубрава" (памятник природы областного значения), конюшня "Крейзи-Пони" (есть иппотерапия), станция "Копосово" (электричка).

Кроме того, на сайте ЧОУ РО "НЕРПЦ (МП) Православная гимназия во имя святых Кирилла и Мефодия г. Нижнего Новгорода" (ул. Трамвайная, д. 79) заявлены программы 7.1, 8.2, 8.3, 8.4.

По православным гимназиям и АНОО "Школе 800" (три филиала в городе: Автозавод, Сормово, Приокский) информацию лучше уточнять отдельно, в самих учреждениях, так как учредители там специфические.

Если кто-то из нижегородских родителей имеет прописку в г. Бор или его окрестностях, то можно устроить ребенка в одну из школ на борской стороне Волги.

Это северное направление, через Борский мост и его дублер. Туда можно перевести ребенка из Нижнего Новгорода, если есть веские причины.

Например, в городе-миллионнике не нашлось класса и школы, соответствующих особым образовательным потребностям конкретного ребенка с РАС (это расстройство многолико). И до школы в соседнем городе ближе, чем до той, что в Нижнем Новгороде (столица Приволжья стремительно расширяется).

Я не случайно упоминаю инфраструктуру возле школ, в которых идет обучение детей с РАС. Мы, в свое время думали, что поселимся там, где найдем школу для сыновей с РАС. Из той же логики могут исходить и другие родители особенных детей. Учиться в школе придется около десяти лет. Поэтому встает вопрос: а что есть в окрестностях таких школ для семей (медицинское обслуживание, дополнительное образование, места отдыха и культурного досуга)?

Однако в отношении нашей семьи эта логика сработала не в полной мере. Сначала с первым, а теперь уже и со вторым сыном РАС, выяснилось, что им лучше менять детские коллективы и школы чаще, чем раз в десять лет.

Для той самой, пресловутой успешной социальной адаптации, для расширения социальных контактов, жизненного кругозора, бытовых умений, знаний разных типажей людей и так далее, и тому подобное.

Дольше всего наш старший сын с РАС продержался в детской музыкальной школе: учится там седьмой год. Но и там был один перевод, внутренний (дважды побывал в первом классе), и преподаватели менялись первые годы. Сейчас у него все занятия там ведут два любимых педагога, и до аттестата осталось два с половиной года.

Второй сын с РАС насмотрелся на поведение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями так, что подзабыл поведение обычных детей. Когда увидел в новой школе бегающих и орущих на перемене первоклашек, очень удивился. Не бегал никто никуда в его прошлой школе. Не было там и дежурств на эту тему. И гардероба не было общего. И администратора постоянного на входе. И много других мелочей, связанных с регулированием разных потоков людей в школе.

Программы 7.2, 8.3, 8.4 я тоже указала не просто так:

  1. В семье может быть несколько детей с РАС, например, близнецы. Но степень тяжести симптомов РАС у них может быть разная. У кого-то из детей может поменяться программа на 7.2 или 5.2. Родителям, конечно, удобнее водить всех детей в одну школу.
  2. Не всегда территориальные ПМПК в нашем городе проводят обследование детей с РАС качественно. Детям с РАС и ЗПРР по ошибке могут рекомендовать обычный класс без тьютора, а детям с РАС и легкой УО — класс по программе 8.2. В Нижнем Новгороде в классах 8.2 в настоящее время очень разный уровень учеников в первом классе. Я подавала на апелляцию в ЦПМПК, чтобы добиться всестороннего обследования сына, без процедурных нарушений. В ЦПМПК ему и рекомендовали программу 8.2 с тьютором на период адаптации, а также работу с перечнем специалистов. А иначе бы пришлось идти в обычный класс, где быстро выдавили бы на домашнее обучение. Многие ли родители реалистично оценили своих детей и поступили также, как я, подали на пересмотр? Нет, многие предпочли страдать вместе с ребенком, выполняя программу на аттестат в обычном классе, не щадя ни себя, ни ребенка. Не все родители понимают, что программа на аттестат 8.2 подразумевает продолжение образования после школы, устройство на работу по квоте для инвалидов, сохранение дееспособности, отсутствие эхолалий и прочих помех в коммуникации. В прежнем классе моего сына некоторым детям стали давать контрольные работы послабее, что-то между 8.2 и 8.3 (такой вариант тоже возможен), хотя на мой субъективный взгляд можно было бы поделить класс надвое: на 8.2 и 8.3. По отзывам родителей особенных школьников из других школ знаю, что и там есть дети в классах 8.2, которые оказались там явно по ошибке. В спортивной секции по флорболу сын видел детей из других школ и классов 8.2. Они все были старше него, но у них явно были и поведенческие, и интеллектуальные нарушения. Общаться с ними было невозможно.
  3. Ребенок может показать хорошую динамику и взять большую планку. Родители настроились, что их чадо десять лет в конкретной школе проведет, а ребенок в один год вступил в подростковый возраст, у него ушла симптоматика СДВ / СДВГ и мозг перерос школу: все примеры решил, тексты прочитал, белок и ворон в окне пересчитал, а нового ничего не узнал.
  4. Выходить с программы 8.2 ребенку, идущему на повышение программы (8.1), в сегодняшних реалиях Нижнего Новгорода придется в переполненный обычный класс. Малокомплектные обычные классы сейчас есть не в каждом селе, школы укрупняют. В крупном городе их тем более нет. Причины этого в том, что не хватило школ под детей, родившихся лет десять-пятнадцать назад (пик рождаемости). Мало строили и долго. Школы переполнены, учителей и кабинетов не хватает, идет борьба со второй сменой. Поэтому классы формируют с самого начала очень большими (около тридцати человек). Оценки начинают выставлять детям только во втором классе, поэтому шансы на уменьшение численности детей возрастают при переходе в третий класс. При переходе в шестой класс кое-где наблюдается похожая ситуация, появляются вакантные места.
  5. Через несколько лет ситуация изменится. Уже сейчас в садиках возникают некоторые трудности с заполняемостью групп: заведующие борются за подрастающих младших братьев и сестер детсадовцев. Скоро эта тенденция коснется и школ. Классы по программе 8.2 могут оказаться хорошим выходом для школ, которые пострадают от демографической ямы.

Пока классы 8.2 в Нижнем Новгороде ограничиваются только начальным звеном. В среднем звене, насколько мне известно, классов по этой программе нет.