Аннотация
В статье рассматривается проблема подбора репетитора, которая возникает время от времени перед каждым родителем. Рассматриваются основные мифы, связанные с подбором репетитора. Рассказывается, откуда эти мифы возникли и к чему они могут привести. В основной части статьи приведены конкретные обстоятельства, при которых родителю следует задуматься о поиске репетитора. Обстоятельства, приводящие к подбору репетитора, указанные в статье, являются наиболее распространенными.
Введение
Проблема подбора репетитора на сегодняшний день является достаточно острой практически для всех, начиная от школьников и заканчивая взрослыми людьми. Школьникам и взрослым часто бывает необходимо приобрести новые навыки за короткий промежуток времени. Отсюда возникает необходимость подбора репетитора под решение конкретной учебной задачи.
Сайты-агрегаторы решают проблему поиска репетиторов в городе (стране), но лишь косвенно указывают на профессионализм репетитора, а также на его умение решать учебные задачи. Проверить информацию с сайта бывает крайне сложно даже профессиональному педагогу (репетитору).
Не существует конкретной технологии или последовательности правильных ходов, которая поможет родителю быстро и качественно подобрать репетитора. Как правило, подбор репетитора делается просто на удачу или на веру. Это и есть самая главная опасность, которая влечет за собой потерю денег и, что самое главное, драгоценного времени.
Что такое “профессиональный репетитор”? На этот вопрос в интернете есть множество ответов. В этом множестве можно утонуть. Постараемся дать максимально лаконичную формулировку, которая отражает основную функцию репетитора.
Репетитор (преподаватель) — это специалист (профессионал), способный за максимально короткий промежуток времени поставить вашему ребенку учебный навык, необходимый для решения поставленной перед ним учебной задачи или сдачи экзамена.
******************************************************
Вам не надо читать данную статью, если:
1. Ваш ребенок проблемный (то есть имеет проблемы с воспитанием).
2. Вы учитесь в классе коррекции, и у вашего ребенка серьезные проблемы из области дефектологии. Вам будет нужен не репетитор, а дефектолог.
3. Вы учитесь в серьезном лицее с хорошим уровнем.
4. Вам в принципе плевать на образование вашего ребенка, и вы считаете, что эти проблемы решаются за 5 минут. ******************************************************
Мифы, связанные с
подбором репетиторов
Прежде чем перейти к основной части статьи, нам необходимо убрать с радаров все лишнее. А именно мифы, которые связаны с подбором репетитора. Если не убрать лишнее, не получится найти решение поставленной проблемы, да и в общем решить проблему.
Мифами будут называться наиболее общие заблуждения, которые в конечном итоге отводят нас от решения поставленной проблемы (задачи). Существует ряд мифов, связанных с подбором репетитора. Рассмотрим их более детально.
МИФ 1. Все просто, нужно у знакомых спросить про репетитора (сарафанное радио)
Данный миф посвящен самому древнему способу подбора репетитора, который получил в обществе название «сарафанное радио». Этот способ подбора специалистов (не только репетиторов) работает и в других профессиональных областях. Сам миф родился еще в эпоху, когда не было интернета, да и телефоны были не у каждого дома. Поэтому родителям ничего не оставалось, как искать репетитора через знакомых или школу.
На первый взгляд может показаться, что нет ничего страшного в таком подборе, ведь друзья (знакомые) и коллеги плохого не посоветуют. Коллеги (друзья, знакомые), может, и не посоветуют плохого, но такой подбор строится не на многих параметрах (параметрической сетке), а только на мнении Вашего знакомого. Если Вашему знакомому репетитор подошел, значит, и Вам подойдет. К сожалению, на практике это не всегда так. Нужно проводить диагностику того, зачем вам нужен репетитор, учитывая при этом вашу учебную задачу/проблему, с которой вы столкнулись. Без этого подбор репетитора превращается в «балаган».
МИФ 2. Подобрать репетитора можно в два «клика» (слава интернету!)
Современный мир очень сильно изменился благодаря интернет-технологиям. Сегодня очень сложно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался интернет. Произошел симбиоз жизни человека и интернет-технологий. Это неоспоримый факт!
Сферу репетиторства эта технология тоже коснулась. Еще 15 лет назад найти репетитора можно было лишь по «сарафанному» радио, либо попросить школьного учителя позаниматься с учеником. В основном родители так и делали.
В наше время есть сайты-агрегаторы, на которых размещены тысячи (сотни тысяч) анкет репетиторов по всем предметам. В целом все хорошо. Однако это лишь на первый взгляд.
Сайты дают вам возможность множественного выбора, но никак не могут дать гарантий, что данный репетитор сможет решить вашу проблему. Из-за большого количества анкет подбор может очень сильно затянуться. Это плохо, потому что, как правило, вы начинаете искать репетитора чуть-чуть позже, чем это было нужно. Таким образом, возникает безвыходная ситуация, сводящаяся к решению, — выбрать хотя бы что-то из этой кучи анкет.
МИФ 3. Все репетиторы одинаково хороши
Распространённый миф (глюк), заключающийся в том, что, как правило, мы переоцениваем людей, работающих в образовании, или тех, кто работает около образования.
Среди репетиторов встречаются разные люди и даже мошенники. Мошенники-репетиторы, которые будут вас обманывать, тратят ваши деньги и самое главное — время. В итоге ваш ребенок может не сдать важный экзамен.
Вопреки расхожему мнению, я советую вам быть максимально внимательными (прагматичными) и проверять весь пакет документов вашего репетитора.
Основная часть
Когда родителю стоит задуматься о поиске репетитора? (диагностика исходной ситуации)
Как показывает статистика, плюс-минус у каждой семьи есть репетитор. Возникает вопрос: действительно ли всем учащимся необходим репетитор? Однозначного ответа на данный вопрос нет, так как обстоятельства могут быть совершенно разные.
Каким-то учащимся нужно сдавать государственные экзамены, и им действительно нужно готовиться с репетитором. Другим учащимся репетитор, может быть, и не нужен, так как учебная задача (например, повышение успеваемости) может возникнуть просто из-за недостаточного старания ученика и отсутствия контроля со стороны родителя. Если ребенок учится в приличной школе, репетитор, как правило, вообще не нужен (но таких школ очень мало).
Нужно понять, какие есть исходные обстоятельства (сигналы, предпосылки, прецеденты), говорящие о том, что вашему ребенку нужен репетитор. В ходе нашего исследования мы выделили две основные группы обстоятельств, которые приводят к необходимости подбора репетитора.
Первая группа — это внутренние обстоятельства. Они, как правило, связаны непосредственно с учащимся и его отношением к учебной дисциплине. Иногда эти обстоятельства могут быть связаны с семьей учащегося.
Вторая группа — это внешние обстоятельства. К ним относятся надсистемы (школа, вуз, специальные экзамены, вступительные испытания и др.), которые вынуждают вас искать репетитора.
Следует отметить, что есть и более сложные обстоятельства, но они возникают при смешивании первой и второй групп.
Внутренние обстоятельства
Мы расположили внутренние обстоятельства в порядке их частотности. То есть чем дальше, тем реже данное обстоятельство встречается на практике.
1. У вашего ребенка снизилась успеваемость по определенной учебной дисциплине (несколькимдисциплинам).
Как правило, это может быть вызвано рядом причин, но важно этот момент не упускать. В противном случае последствия могут быть плачевными.
2. Ваш ребенок долго отсутствовал в школе по уважительной причине (болезнь и др.), и это привело к тому, что он просто не может догнать класс.
В таком случае необходимо взять несколько занятий у репетитора, пока ситуация с успеваемостью не выправится.
3. Вы, как родитель, хотите, чтобы ваш ребенок проходил программу по сложной для него дисциплине наперед вместе с репетитором.
Так поступают родители, которые хотят поднять успеваемость. Как правило, репетитора берут еще с лета и начинают проходить программу с опережением.
4. Родители очень много работают, и у них нет возможности проверять домашнее задание ребенка и следить за его прилежанием и успеваемостью.
В этом случае данную функцию можно передать репетитору.
5. Ваш ребенок не понимает объяснения педагога. Объясняет учитель хорошо, и все другие ученики в классе данного учителя понимают.
Такое бывает, и, как правило, связано это именно с подачей учебного материала. К сожалению, школа не может угодить всем учащимся.
6. Ваш ребенок имеет явную склонность к определенной школьной дисциплине. Однако школа не может предоставить ему дополнительные занятия (занятия в кружке).
В этом случае можно найти репетитора, который специализируется на данной дисциплине, и организовать дополнительные занятия. Сюда также относится подготовка к олимпиадам.
Если Вы прочитали данный список и увидели, что какой-то пункт иллюстрирует вашу текущую ситуацию, то вам необходимо искать репетитора. В противном случае учебные задачи будут копиться, и с определенного момента их уже нельзя будет разрешить при помощи репетитора.
Внешние обстоятельства
Внешние обстоятельства, как правило, регламентируются образовательной системой. Они подобны стихийному бедствию, и вы не можете их отменить или избежать. Вам необходимо их преодолеть.
Иногда родители сами создают подобные обстоятельства, когда решают за ребенка, что он обязан поступитьв зарубежный вуз. Сразу появляется «веер» задач, которые продиктованы другой системой образования.
Образовательная система, как правило, дает вам априори слабые инструменты для решения данных учебных задач. Например, подготовиться к профильному ЕГЭ по математике просто посещая обычную школу нереально (исключения есть, но это скорее аномалии).
1. Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ по определённым учебным дисциплинам.
Вы не сможете никак избежать этого, так как это государственный стандарт. В школе, как правило, готовят слабо из-за нехватки времени. В таком случае надо искать репетитора, и искать его, как правило, надо заранее — в начале 11 класса, в лучше в конце 10 класса.
2. Ученик плохо понимает материал из-за «особенностей» учителя. Важно отметить, что это именно тот случай, когда учитель не учит, а скорее вредит. Бороться с этой ситуацией вам дороже. Лучше эту проблему решить, наняв репетитора.
3. Вы хотите дать своему ребенку лучшее образование и поэтому решили его перевести в другую школу или гимназию.
Для этого вам необходимо будет нанимать репетитора, так как ребенку может не хватить текущего уровня знаний для сдачи вступительных испытаний.
4. Обучаясь в школе, вы решили поступать в зарубежный вуз.
В этом случае нагрузка увеличивается в два раза, следовательно, вам точно нужно брать репетитора, который знает, что и как нужно делать. Поступление в зарубежный вуз — это процесс «размазанный» во времени и пространстве.
5. Ваш ребенок лучший в классе, допустим, по математике, и его отправляют на олимпиаду.
Участие в олимпиадах дает в наше время массу преимуществ для вашего ребёнка. Для подготовки придется нанимать репетитора, который знает, как подготовить вашего ребенка к определенной олимпиаде.
6. Ваш ребенок уже занимается в кружке (или с репетитором), но это отрицательно влияет на него и отдаляет его от достижения образовательных целей.
Эффект влияния окружающей среды на ученика часто встречается при обучении. Грамотно организованных кружков крайне мало. Что значит грамотно организованный кружок? Это такое место, где есть преподаватель-наставник, фильтры для отбора учеников, а также конкретные результаты у участников на определенном отрезке времени.
Внешние обстоятельства лучше поддаются коррекции, так как надсистема дает нам определенный регламент для конкретных действий. Сегодня очень много информации о том, как и какие экзамены нужно сдавать для поступления. Это дает возможность составить план и успешно решить поставленную учебную задачу.
Выводы
1. Если у вас появятся проблемы с обучением вашего ребенка, не надо сразу бежать и брать 10 репетиторов. Нужно сначала понять, какие обстоятельства к этому привели.
2. Для решения внутренних обстоятельств репетитор должен обладать высоким педагогическим мастерством и умением поставить учебный процесс на рабочие рельсы.
3. Для решения внешних обстоятельств репетитор должен обладатьзнанием конкретных экзаменов. Он должен работать по методике без всякого “шаманства”.
4. Внутренние обстоятельства — это более сложные обстоятельства, которые требуют немедленного реагирования, в противном же случае ученик может потерять желание учиться.
5. Важно действовать контринстинктивно и не упускать приведенные в данной статье внешние и внутренние обстоятельства из виду. В противном случае вы можете довести ситуацию до такой критической точки, что ни один репетитор не будет браться за решение вашей учебной задачи.