Если вам попадались ролики Даши Нуки (группа «Слот»), то вы, наверняка, видели сотни восторженных комментариев и так же сотни комментариев из серии, что это вовсе не пение, это какой-то ужасный крик. Давайте разбираться, почему же всё-таки это уникальный рок-вокал и какие ещё приёмы используют рок-вокалисты для создания настоящего голосового шоу.
Рок-вокал — это уникальный стиль, который сочетает в себе различные техники и приемы, позволяющие артистам передавать эмоции и создавать мощные музыкальные партии.
Вибрато
Вибрато — это ритмическое колебание высоты тона, которое придает звуку выразительность и эмоциональность. Вообще этот приём изначально использовался эстрадными исполнителями и до сих пор активно используется. Вы могли его слышать у Эдит Пиаф, Тамары Гвердцители и Полины Гагариной.
Как использовать: вокалисты могут применять вибрато в конце нот или в определенных фразах, чтобы подчеркнуть эмоции.
Глоулинг
Так называется кричащий вокал. Он характеризуется использованием мощной, резкой и звучной атаки, создающей эффект «крика». Гроулинг активно используется в дэт-металле, а первыми его применили аж в 1982 году группа из Швейцарии – Hellhammer.
Как использовать: здесь крайне важна правильная техника дыхания и резонирования, чтобы избежать повреждения голосовых связок. Всё же он относится к экстремальному вокалу. Для создания правильного эффекта звучания вокалисты опираются на диафрагму и делают сильный выдох низом живота. Кстати, похожий приём используется в народном тувинском горловом пении.
Фальцет
Фальцет — это техника пения, при которой звук производится с использованием верхних регистров, создавая легкий, воздушный и часто более мягкий тон. Ещё один приём, который пришёл в рок из оперы, причём в опере этот приём используется только мужчинами. В эстраде и роке, конечно же, его применяют все вокалисты.
Как использовать: Фальцет можно применять для создания контраста в песнях или при выполнении мелодий, требующих мягкости.
Тонкое управление динамикой
Так называют умение варьировать громкость и интенсивность звучания на протяжении исполнения.
Как использовать: вокалисты могут начинать с тихого и более интимного исполнения и плавно нарастать до мощного, эмоционального крика, создавая драматургический эффект. Яркий пример этого приема – Evanescens, «Bring Me To Life».
Глиссандо
Это скользящее движение между нотами, которое придает выразительность и плавность вокалу. Изначально этот приём применялся на струнных инструментах и фортепиано, а затем уже его стали использовать вокалисты.
Для перехода с одной ноты на другую певцу надо добавлять в исполнение чувственность и движение. Наиболее распространено глиссандо у джазовиков, например, Билли Холидей.
Атака и отпускание
Способ выполнения нот с акцентом в начале (атака) и смягчением в конце (отпускание).
Эта техника помогает сделать исполнение более выразительным и динамичным. Важно выбирать, когда точно акцентировать звук для создания нужного эффекта.
Субтон, драйв, скриминг…
Это тот самый сложнейший приём, о котором мы говорили в самом начале статьи. Одним словом называется – расщепление. Кстати, гроулинг тоже основан на расщеплении голоса. Его вы слышали у Дарьи Ставрович в песне «Круги на воде» или у группы Lordi, которые прокричали на весь мир на Евровидении-2006.
Партии с многоголосием
Использование гармоний и многоголосия для создания более насыщенного звучания.
Групповые вокальные партии могут добавлять глубину и текстуру к песням. Это может быть исполнено с другими участниками группы или с помощью записанных гармоний. Здесь вам самим должны были вспомнить песни групп Queen, The Bay City Rollers, ABBA.
Вокальная аранжировка
В рок-музыке часто применяют создание сложных слоев вокала, которые могут включать в себя разные гармонии, различное звучание и стили.
Хотите научиться правильно кричать, чтобы это можно было назвать рок-вокалом? Записывайтесь на своё пробное бесплатное занятие в Music Club – «покричим» вместе!