Так как "Пунктуальность" моё второе имя, сейчас самое время, чтобы поговорить о том, что уже успело отгреметь и что все обсосали. Хотя может я и вовремя выполз, потому что игру ждёт ещё одна, наверняка меньшая чем первая, волна популярности, когда выйдет т.н. "Мирный режим". Поэтому я вполне себе успел.
Итак,
В первую очередь…
Это уже было
Вновь анимешная игра. Вновь со сломом 4-й стены. Вновь с безумной от любви ЖЕНЩИНОЙ. Вновь заигрывающая с хоррорными элементами (лишь заигрывающая). Причём дёргающая нарративные элементы в первую очередь из тех новомодных хорроров, которые сами больше похожи на симуляторы той или иной профессии (что характерно, преимущественно в декорациях Японии), когда у тебя первые полчаса-час, а иногда даже два часа геймплея вполне себе такой миленький или хотя бы размеренный слайс-оф-лайф… а потом внезапно такое ХОБА! Вылезает какая-то НЁХ и всё становится странным и сюрреалистичным. И с VHS фильтром, потому что аналоговость = страшность. Сейчас такое в видеоиграх называется "нагнать саспенса", но да ладно…
Главное отличие от других таких игр в том, что вместо работы в местной Пятёрочке, в сабже игроку предлагается симулировать игру в тамагочи. А потом он, по идее, должен пугаться.
Вновь эта эклектичность в смешивании хоррора с повседневкой. Да, я знаю что это то к чему пришли видеоигровые страшилки в наше время. Но они пришли к этому, потому что это работает. Это, конечно, выходит у них по-дурацки, но это всё же работает. Пусть такие игры и являются в основном контентом для рофельных летсплеев на Ютубе, а не настоящими пугалками.
А ещё хорроры пришли к этому потому что они не ААА игры, зачастую. Это практически целиком и полностью поле для инди. Это жанр идеи которого не направляются капиталами крупных инвесторов, в отличие от любимых ими шутеров. Потому что пострелушки это весело и продаётся как горячие пирожки. Ну и потому что это очень удобный инструмент пропаганды.
А вот хорроры, являясь играми расположенными, в основном, в инди плоскости, развиваются свободно, и к изменению их вектора развития причастны, в первую очередь, сами разработчики. Но порой и игроки тоже. Ну, в те моменты, когда вместе с донатами на поддержку создания игры, разрабы принимают идеи от будущих игроков и часто такие: "А что, прикольно придумано! Надо будет добавить".
Хотя и делается такое не всегда.
Инди проекты чаще бывают личным делом разработчика/ов, даже магнум опусом. Но в случае сабжа, как мне видится, это не "личная" игра двух разработчиков из России, которую они два года делали, потому что хотели свой инди-хоррор в аниме стилистике, а скорее такой качественный рекламный ход.
Потому что всё, что вы увидите в Miside — уже было. Причём несколько раз.
Сегодня мы оцениваем Miside. Само собой, в схемах и мемах.
Страшилка-дpoчилкa
Miside — это не хоррор игра. По сути.
Потому что она особо-то и не пугает.
Ну, типа да, "Ааа внезапные аниме ЖЕНЩИНЫ, ооо страшные ассеты из Аутласта, ааа деффка с шеей как у жирафа". А ещё куклы, двигающиеся только когда на них не смотрят (от которых легко убежать) и внезапный музыкальный босс-баттл… ну тип ладно.
Этого достаточно что-ли, чтобы называться хоррор игрой? Создатели богичных инди-хорроров на Юнити© скажут, что да. Потому что инди-хорроры так и выглядят последние лет… восемь? Десять? Когда там вышел Аутласт? Ну вот примерно с того времени.
Ну, если уж судить так, то да, действительно, перед нами предстаёт типичный современный инди-хоррор. По сути. Но прикол в том, что хоррора в нём даже меньше, чем в других таких вот играх, где "сначала всё вроде норм, а потом ХОБА".
Этот нарративный приём, кстати, основополагающий в визуальных новеллах жанра "Денпа", который как раз определяется как сюрреалистичный хоррор с постепенно сходящими с ума персонажами и окружающим миром.
В оверхайпанувшем Doki Doki Literature Club (2018г.) приёмы из денпа-новелл получились, ну, вполне себе. Саспенс там выдержан, но жести для такого жанра, честно говоря, маловато, если сравнивать с расово японскими ВНками (к которым DDLC не относится, потому что родом из США), но всего того, что есть всё равно было достаточно, чтобы игра называлась психологическим хоррором. Ну, таким, лайтовым. Для желающих вкатиться с самого низкого порога. Потому то оно и зашло массовой аудитории. Ну и потому что видеоблоггеры со стримерами постарались, да.
А вот в Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi (2013г.), породистой японской ВНке, с психхоррором проблем нет. С жёсткими моментами тоже. Потому что это не просто представитель жанра денпа, а пример из палаты мер и весов, написанный знающими своё дело сценаристами из Nitro+ (известны за Saya no Uta и Steins;Gate). Своими успешными метасюжетными приколами игра буквально создала маленький тренд, из которого как раз вышли DDLC и Miside, и наверняка десяток другой игр известных лишь в узких кругах любителей. Да и те в Японии.
Но это то, с чем игра сравнивается, потому что схожа по содержанию. Однако, хочу заметить, что по форме она очень напоминает две другие игры, которые из смежного жанра — сурвайвл-хоррор. Особенно мне так показалось, когда я только увидел демку Miside. Эти игры менее известны, но тоже получили свою долю признания.
Первая — Saiko no Sutoka (2020г.). Это симулятор ОЯШа, пытающегося сбежать от своего счастья убийственной любви. Вроде даже занятная штука, где у главной бабайки игры — ЖЕНЩИНЫ — есть несколько переключаемых состояний: относительно не опасный и совершенно точно не безопасный, в которых она по разному будет мешать игроку сбежать.
Вторая — Love Love School Days (2023г.). Нарративно напоминает DDLC (и, вероятнее всего, напрямую вдохновляется, потому что главная бабайка — ЖЕНЩИНА — здесь тоже виртуальная и тоже ломает мир игры, в которой находится из-за любффи), но геймплейно ближе к Saiko no Sutoka. Также бегаешь по школе, также прячешься от ЖЕНЩИНЫ и, решая квесты, пытаешься выжить, выходя на разные концовки.
Вот на такие игры похож Miside со стороны. И в этих играх даже геймплея больше, чем в Miside, который по-факту является полуквестом-полуВНкой.
Короче говоря, эти двое на разрабах просто сделали ВНку в оболочке сурвайвл-хоррора. Только как-то получилось ни то, ни другое.
Потому что сюжет короткий и простой как две копейки, все Миты имеют не больше одной отличительной черты, да и из тех нельзя выбрать с кем остаться.
Ну не ВНка это.
Потому что геймплей здесь ограничивается на кнопках WASD и иногда кнопке действия. Все геймплейные моменты жёстко привязаны к сюжету, а элементы квеста здесь ограничиваются коротким поиском небольшого количества предметов для продвижения в одну сторону (без бэктрекинга).
И не квест это.
И не хоррор тоже.
В общем, вышла какая-то жиденькая смесь разнородных элементов на базе бродилки. Судя по всему, что работает в ВНках, не обязательно должно работать в сурвайвл-хоррорах… или просто молодые талантливые разработчики не могут сделать так, чтобы работало, используя определённые приёмы просто по правилу прикольности.
А с другой стороны…
… у нас здесь вышла бродилка с очень хорошим визуалом, вполне себе оптимизацией, хорошей русской (!) озвучкой при отсутствии английской (ну это вообще гойда).
Однако, сюжет оригинальностью не блещет от слова совсем. Это буквально калька с Доки-Доки и других денпа-игр. Сеттинг условный, а персонажи просты как две копейки и часто действуют просто потому что…
… и это не мешает им быть популярными у аудитории.
Между прочим, разработчики в первые пару недель подняли аж целых 9 млн. долларов! По моему очень даже нефигово для двух каких-то челов из России.
К тому же, у них есть издатель (из Японии) и они много рекламируют игру именно на английском и японском. У игры даже официальный Хвиттер аккаунт есть. Ну это понятно, зарабатывать надо.
При всём при этом хорошо, что и про своих не забыли и даже завезли годную озвучку от Дримкаст (а я то думал почему голоса такие знакомые).
Но это ещё не всё.
Ну и в целом
Miside — это определённо не хоррор, но продукт страшилкосодержащий. Такая бродилка, в которой намешано много идей из разных популярных игр. Может не очень удачно, но уж как есть.
Всё спас хорошо сделанный анимешный визуал, хорошая оптимизация, какая-никакая реиграбельность (пусть игра и линейная как рельса, после первого прохождения вы не соберёте все ачивки, ну и если просто захотите полюбоваться визуалом и послушать озвучку (которая на русском и японском хороша, за бразильскую не уверен, не проверял), то пройти ещё раз можно) и долька фансервиса.
Кепочка в игре говорит, что "игра так-то 18+", но это касается только расчленёнки и кровяки, в тех небольших количествах, в каких она представлена… ну и она достала вибpaтop на секунду. Но этот беглый гэг разве считается? Будь я на месте человека, устанавливающего рейтинг играм, я бы не засчитал. Весь фансервис хранится в интернете на тематических сайтах, а игра только вдохновляет на его производство.
Есть у меня даже дурацкая теория, что игра и должна была быть тамагочи изначально (ну то есть "мирный режим" и есть сама игра, а остальное — надстройка, которую склепали первее), но ради хайпа решили добавить "перчинки" (нет, не шутку с вибpaтopoм, а хоррор элементы), поэтому я и упомянул почти в начале статьи, что это всё выглядит как какой-то рекламный ход.
Хотя, может вся игра это только некий трамплин для будущих проектов от разработчиков? Поживём-увидим. Всё же, у них есть потенциал.
Будет о чём, я снова навалю по теме текста в интернет. Если захочу.
Да, игра определённо проходная, но иногда и такое должно выходить. В этом нет ничего плохого само по себе.
А я пока буду наслаждаться генерируемыми хайпом мемами и вдохновлёнными игрой красивыми артами. А что ещё нужно от сезонного проекта?
Такие вот дела.