Образовательная поездка на остров Лесбос
Ученики «НИКИ» отправились на остров Лесбос, чтобы поучаствовать в образовательном мероприятии, организованном Международной ассоциацией частных школ (ISA). В Греции им предстояло изучить эволюцию представлений о красоте от античности до наших дней и защитить результаты своего исследования перед комиссией ISA. Получить знания, необходимые для написания проектов, ребятам удалось благодаря сотрудникам музея Окаменелого леса ЮНЕСКО, которые подготовили для них туристическую программу знакомства с этим уникальным островом. Рассказываем, как все прошло.
Больше новостей Школы "НИКА" вы можете узнать на официальном сайте.
Наследие античной цивилизации веками влияло на эстетические представления людей — на их суждения о «красивом» и «некрасивом». ISA предложила ребятам из разных школ задуматься над трансформацией понятия красоты в самой Греции и сделать проекты по этой теме. «Подготовка началась еще в Москве, — вспоминает учитель иностранного языка Валерия Ступалова. — Одна группа готовила проект о греческом художнике Георгиосе Яковидисе, а другая — об Окаменелом лесе острова Лесбос. Но продолжить работу нам предстояло уже в Греции, и всем не терпелось отправиться в поездку, чтобы завершить исследования, защитить их и, конечно, насладиться самим путешествием».
Афины
Хотя главной точкой маршрута был Лесбос, путь ребят начался в Афинах — жемчужине Античной цивилизации и одном из самых привлекательных для туристов городе мира. Пробыв в нем всего один день, никовцы успели посетить две экскурсии, чтобы поближе познакомиться с архитектурой Древней Греции и изучить город. «Мы сделали короткую остановку в Афинах, но многое успели. Экскурсовод встретил нас утром прямо на выходе из отеля и потом, кажется, не было ни одной свободной минуты. Но это замечательно, потому что Афины можно осматривать бесконечно», — делится Ступалова.
Во время прогулки от отеля до центра города ребята услышали об устройстве столицы, о культуре и истории Афин, о покровительнице этого города — богине мудрости. Они открыли Грецию, знакомую им по античным мифам, с новой, современной стороны: смогли понаблюдать, как обычные жители проводят свой выходной день, как идет торговля на Центральном рынке, узнали о том, чем сегодня живет страна, об особенностях быта горожан.
Вторая, более продолжительная, экскурсия прошла в акрополе, где ребята познакомились с наследием Эллады — выдающимся архитектурным ансамблем античных храмов, святилищ и других религиозных построек, в центре которых возвышается Парфенон. «Наша школа названа в честь Ники — крылатой богини победы, — напоминает Ступалова. — И когда мы пришли в акрополь, мы оказались в самом сердце древнегреческого мифотворчества. Было очень здорово прикоснуться к этому лично».
Школьники узнали, как строились эти монументальные сооружения и как они поддерживаются в сохранности, каким греческим богам они были посвящены и какие церемонии проводились для представителей пантеона. Они осмотрели Пропилеи, Парфенон, театр Диониса, Эрехтейон и другие примечательные постройки, каждая из которых внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В том числе никовцы увидели храм богини Ники Аптерос, что значит «бескрылой». По легенде, скульптор лишил барельеф Ники крыльев, чтобы она — победа — навсегда оставалась с городом. В действительности же храм был посвящен другой богине — Афине-Нике (Афине-победительнице), крыльев у которой быть и не должно. А новую покровительницу — Нику — храм приобрел уже в римский период (об этом свидетельствуют записи II века нашей эры), с тех пор и закрепилось современное название.
Довольные, но уставшие, после прогулки по акрополю ребята отправились знакомиться с национальной греческой кухней. И уже совсем скоро вылетели на остров Лесбос, где и прошла основная часть путешествия.
Лесбос
Гомер назвал Лесбос «цветущим», и даже спустя много веков после смерти древнегреческого автора остров своим природным очарованием оправдывает этот эпитет. Ученики «НИКИ», побывавшие там на апрельских каникулах, увидели его таким же красочным и радующим глаз.
«Никто из ребят раньше не был на Лесбосе, — рассказывает Валерия Ступалова. — И хорошо, что мы впервые увидели его весной: цвели деревья, стояла прекрасная погода, виды были просто потрясающие. Остров небольшой, но холмистый, из-за чего дорога куда-либо получается долгой, но все были этому только рады, потому что могли просто любоваться природой за окном. Детям это запомнилось больше всего, они были в восторге. Их проекты были посвящены красоте, и это замечательно, что им удалось насладиться в том числе и красотой природы».
Контрастирует с живостью окружающей природы одно из наиболее примечательных богатств Лесбоса — Окаменелый лес, образовавшийся вследствие извержения вулкана около 20 млн лет назад, когда остров еще был частью материка. Там и началась образовательная программа ЮНЕСКО.
Директор парка, профессор Эгейского университета Николас Зурос поприветствовал ребят, провел экскурсию и рассказал историю Окаменелого леса, где деревья состоят из кварца. А затем никовцы получили памятные подарки от организации ЮНЕСКО. «Геопарк всех очень впечатлил и был полезен как объект наблюдения для одной из проектных групп. Ребятам удалось собрать необходимую информацию для работы — этого не найдешь в интернете», — делится Ступалова.
В музее естественной истории Окаменелого леса школьники испытали на себе землетрясение. В этом им помог тренажер, на котором обучаются правильному поведению при природном бедствии. Лесбос — сейсмически активный остров, и его жители стремятся к тому, чтобы землетрясение никого не застало врасплох. После инструктажа любознательные никовцы получили новый опыт.
Культурная программа тоже оказалась обширной. «Мы уезжали из отеля рано утром и возвращались поздно вечером, — рассказывает Ступалова. — Ребята были очень впечатлены, и я думаю, у них останутся яркие воспоминания».
Школьники узнали об истории, искусстве и архитектуре главного города острова — Митилини. С удовольствием посетили Музей современного искусства Терьяда, музеи художников Теофилоса Кефаласа и Георгиоса Яковидиса и Археологический музей Митилини. Здесь они увидели уникальные культурные ценности, а также получили возможность доработать свои проекты. Побывали они и в деревне Эресос (ранее — один из городов-государств Лесбоса), на родине поэтессы Сапфо и философа Теофраста, где до сих пор хранят память о них. Никовцы прониклись атмосферой, настраивающей на лирику и философствование, и осмотрели руины местного акрополя.
Ребята прогулялись по улочкам традиционных деревушек Агиассос и Месотопос, погрузивших их в атмосферу уютной старины. А в самой западной точке острова, Сигри, они осмотрели руины святилища Мессона, где раньше поклонялись Зевсу, Гере и Дионису. Также они побывали на раскопках доисторического поселения Терми, которое было заселено в раннем бронзовом веке — глубокая древность даже по меркам Греции.
Никовцам довелось примерить на себя и новые роли. Например, они ненадолго почувствовали себя орнитологами. При помощи биноклей ребята следили за огромной стаей розовых фламинго — очередная природная достопримечательность Лесбоса. Некоторые туристы едут на остров только за тем, чтобы понаблюдать за этими красивыми птицами с необычной внешностью в естественной среде.
Еще ребята поучаствовали в интересных мастер-классах: испытали себя в гончарном деле и испекли традиционный греческий десерт — пастэли. Но самым необычным стал археологический мастер-класс — где, если не в Греции, учиться проводить раскопки? Ребята на практике узнали, какие инструменты используют археологи, как правильно, снимая слой за слоем, очищать артефакты и не повредить их.
Хотя само слово остров наводит на мысли об изоляции и разъединении, путешествие получилось объединяющим — его важной частью стало общение со сверстниками. Ребята посетили один из лучших лицеев страны и провели время с местными школьниками. Они познакомились и поделились друг с другом соображениями о культурных особенностях своих стран, обсудили отличия бытовой стороны школьной жизни. Кроме того, на протяжении поездки никовцы проводили время с учениками школы Italo Calvino, которая тоже принимала участие в проекте ISA. Они обсуждали готовящиеся проекты, делились эмоциями и переживаниями.
«Все время поездки у нас царила дружественная атмосфера, — подчеркивает Валерия Ступалова. — Ученики разных корпусов «НИКИ» подружились между собой и поддерживают контакт по приезде в Москву. И, конечно, было приятно, что наша школа не единственная, которая смогла посетить Лесбос. Ребята общались с учениками Italo Calvino. Благодаря теплой весенней погоде нам удалось провести вместе какое-то время у моря. Дети просто отдыхали и веселились, играли в мяч. А во время экскурсии в женскую общину ближе к вечеру, на ужине, они играли на гитарах и пели песни — это было очень душевно».
Завершающим мероприятием путешествия стала защита проектов в Эгейском университете, с которой ученики нашей школы справились на отлично. Им торжественно вручили сертификаты и дипломы об окончании образовательной поездки. «Все, что мы делали на Лесбосе, обогатило работы ребят, — рассказывает Ступалова. — И, несмотря на плотный график, нам удавалось отрепетировать защиту. Было очень приятно получить хорошие отзывы на проекты наших никовцев».
«Такие поездки позволяют ребятам получить новые знания лично, а не из учебника или фильма — это ценная возможность. Благодаря путешествию у детей получилось узнать больше о себе, потому что когда ты знакомишься с новой культурой, ты смотришь не только вокруг, но и внутрь себя», — резюмирует Валерия Ступалова.
Как стать учеником НИКИ вы можете узнать на сайте Школы.