Найти в Дзене
Лёлины истории

Почему казаки никогда не женились на русских

С русской поведешься – опозоришься!

Как ни странно, жениться на русской у казаков было не в почете. Казак не брал в жены русскую, украинку или белоруску крестьянского происхождения. Даже во второй половине XVIII века, когда на южные земли массово хлынули переселенцы из центральной части страны, свободолюбивые казаки старались дистанцироваться от пришедших русских. Переселенцев они рассматривали как угрозу своей самобытности.

Если же казак все-таки брал в жены русскую или украинку, то он покрывал позором себя и свой род. Естественно, родственники такие союзы очень не приветствовали. Бывало, в случае смерти мужа на войне община могла отвернуться от такой овдовевшей женщины и ее детей.

Почему?

Из учебников истории всем известно, что казачьи поселения образовывали люди, бежавшие на окраины Руси от бояр, то есть вчерашние холопы, не желавшие больше гнуть спину на хозяина. Были они, как правило, одни либо же с товарищами. То есть в казачьи вольницы стекались мужчины без семей .

Русские женщины же остались далеко, гораздо ближе были черкешенки, турчанки, персиянки, татарки.

Испытывая дефицит женщин, казаки стали жениться на представительницах народов, не знавших рабской зависимости.

Захваченные во время набегов турчанки, татарки, ногайки, калмычки, черкешенки, осетинки и другие горянки часто становились спутницами жизни донцов, кубанцев и терцев. Таких женщин называли ясырками. Об этом, например, написал белый генерал Петр Краснов (1869-1947 гг.) в своем сочинении «Исторические очерки Дона»:

"Из Крыма везли красавиц крымских татарок, счастливое сочетание татарской, ногайской крови с кровью романской, итальянской тамошних Генуэзских колоний. С Кавказских гор приводили стройных горянок, черкешенок, осетинок, дагестанок и грузинок. С берегов Анатолии – гордых малоазийских турчанок-османок».

При этом "басурманские порядки» среди казаков были не в чести. Наложниц в станицах не было. Традиции сложились очень строгие – если казак «отрывал» девушку от дома, от семьи, увозил из родных мест, то он обязан был на ней жениться.

Так появился особый тип казака, который унаследовал некоторые восточные черты и бытовые привычки ( такую, к примеру, как пить "кофий") от своей матери или бабушки.

Многочисленные браки с ясырками объяснялись еще и тем, что захватить такую девушку в плен было гораздо проще и дешевле, чем выкупать из неволи русскую крепостную или устраивать ей побег.

Разумеется, привозили из походов мужчины исключительно красавиц, тех, кто был им «по сердцу». К примеру, во время нескольких русско-турецких войн, практически все они возвращались в родные края с красотками-турчанками. В 1635 году, после похода на побережье Таганрогского залива, где в то время жили турки, в плен было взято 1735 женщин, многие из них остались в казачьих станицах.

В XVIII столетии в Донские степи и на Кубань начали очень активно переселяться крестьяне из других мест Руси. Сохранение самобытного образа жизни, сформировавшегося в донских и кубанских степях, стало особенно актуальным для казаков, чтущих родную культуру, в момент, когда на юг устремился мощный миграционный поток из курских, воронежских, орловских, рязанских, тульских земель.

Однако они не вливались в казачество, а обустраивались по-своему, по -деревенски.

Казакам не нравились такие мигранты, пришедшие на их исконные территории со своим уставом.

Пришлых крестьян в принципе не жаловали и уж тем более не желали с ними породниться.

И хотя русских девиц появилось много, казаки по-прежнему женились на своих, станичных.

из открытых источников
из открытых источников

Потомственные донцы и кубанцы опасались, что многочисленные русские просто ассимилируют их через смешанные браки. Поэтому старшее поколение запрещало местным юношам жениться на крестьянках.

Считается, что стремление обособиться от русских переселенцев было вызвано опасением за свои свободы, традиции, устои. Казаки очень боялись за свои вольницы и не хотели менять уклад жизни.

Местные жители называли пришлых русских крестьян иногородними, относились к ним недружелюбно и надменно.

Предки многих казаков были крепостными, сбежавшими от произвола помещиков на юг – в донские и кубанские степи. Обретя долгожданную свободу, эти люди всей душой и всем сердцем возненавидели социальный гнет, от которого страдало крестьянство. Не случайно казачий образ жизни называется вольницей.

Желая максимально дистанцироваться от тяжелого прошлого, новоявленные казаки не хотели больше иметь ничего общего с крепостными, которые не противились своему рабскому положению. Донцы, кубанцы, запорожцы, терцы и представители других войсковых объединений считали, что дети вчерашней холопки могут унаследовать от матери рабскую психологию.

Не случайно у казаков есть поговорка: «Бери себе жинку с воли». То есть русские девушки и женщины, выросшие в условиях крепостного права, по мнению казаков, не подходили в супруги.

Автор книги «Русское крестьянство в зеркале демографии» (Краснодар, 2011 г.), Вениамин Башлачев, написал, что брак с крепостным или крепостной автоматически лишал мужчину или женщину вольной жизни и превращал их будущих детей в холопов.

Казачки красивые

Нет никакой нужды искать жену на стороне, когда у себя красавиц полно. К XIX веку в донских и кубанских станицах уже давно не было дефицита женщин.

из открытых источников
из открытых источников

из открытых источников
из открытых источников

К тому же, необыкновенную красоту, трудолюбие и силу характера местных женщин признавали все: от соседей до иностранных путешественников. Об этом сотрудница Самарского госуниверситета Елена Годовова написала в статье «"Им досталась воля да казачья доля": образ казачки XIX века»:

«В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины-казачки. Казачки собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправитить". А при нужде, добавим, и неприятеля с оружием встретить.

Женившись на казачке, мужчина получал и страстную любовницу, и неутомимую труженицу, на плечах которой полностью лежала ответственность за дом и хозяйство. О чистюлях-казачках сделаю отдельную статью позже.

Казачкам присуща не только специфическая красота, являющаяся результатом смешения славянских и восточных кровей, но и весьма своеобразный нрав. В их характере сочетаются такие качества, как пылкость, гордость, строптивость, свободолюбие.

Аксинья из "Тихого Дона"
Аксинья из "Тихого Дона"

Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышей.

Если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера ( вспомните Настеньку из сказки "Морозко"), то казаки ценили в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.

Русские крестьянские девушки же в сравнении с красотками-казачками казались блеклыми внешне и скучными.

В руках казачки любое дело спорится, как отметила недавно в комментариях под одной из статей моя читательница, цитирую:

"Переехала жить в Россию с Кавказа, поражаюсь до сих пор местным женщинам!!! Спят на ходу, пока развернется, слеза навернется!!! Терская казачка".

Так что исторически сложилось, что казачка по всем статьям обошла русскую девушку,по крайней мере, в глазах казака.

А на сегодня у меня все, пишите.

Сердечно ваша ❤ Лёля