Андрей МУСАЛОВ
Опубликовано в журнале "Ветеран границы". №2, 2010 г.
В год 65-й годовщины Великой Победы отечественный кинематограф работает в усиленном режиме. «Киношники» понимают, что интерес народа к своему прошлому силен как никогда. Поэтому они спешат успеть выпустить свои картины, посвященные Второй мировой, именно в 2010-м. Практически ежемесячно появляются киноленты на эту тему, хорошие и не очень. Одним из первых вышел в прокат фильм «Мы из будущего-2».
Удивительное дело, но кинозал ультрамодного московского кинотеатра, где корреспондент «Ветерана границы» смотрел фильм «Мы из будущего-2», оказался буквально забит молодежью. Причем здесь были не только юноши, традиционно интересующиеся кино «про войну», но и девушки. Что же привлекло столь пристальное внимание именно к этому фильму? Ответ очевиден – неожиданный успех первой части картины.
Напомню, первый фильм «Мы из будущего» появился в 2008 году. Его снял режиссер Андрей Малюков. Картина была заявлена как историческая фантастика. Действие фильма было основано на традиционном "попаданском" сюжете: «чтобы я сделал, если бы оказался в прошлом?».
Тема путешествия во времени неоднократно всплывала как в мировом кинематографе, так и в отечественном. Достаточно вспомнить «чернушный» фильм эпохи позднего советского кинематографа «Зеркало для героя». Там два героя из 1989 года попадают в 1949-й и осознают, что ничего в прошлом изменить нельзя. Но фильм «Мы из будущего» нес совершенно иной посыл: изменить прошлое можно, если только ты изменишься сам.
Киноповествование начинается в 2008 году, в Санкт-Петербурге. Четверо молодых людей отправляются на места боев Великой Отечественной. Они – «черные копатели», то есть следопыты, занимающиеся поисками раритетов прошлого с целью их дальнейшей перепродажи. Таких охотников за удачей в реальной жизни, к сожалению, немало. Нелегально собирая на местах боев оружие, награды и предметы быта, они варварски уничтожают следы прошлого, не заботясь об останках погибших.
Компания в картине подбирается любопытная. Судя по всему, их объединяет только тяга к наживе. Они друг к другу даже обращаются по кличкам: Борман, Череп, Чуха и Спирт. По роду занятий компания тоже весьма неоднородна. Один – нацист-скинхед, другой – прожженный торгаш, третий – помешан на компьютерах, четвертый – вообще из себя ничего не представляет как личность.
И вот эта компания начинает рыться на бывшем поле боя, тревожа черепа и кости. Неожиданно в разрушенном блиндаже они натыкаются на солдатские книжки времен Великой Отечественной, в которые вклеены… их собственные фотографии. Это удивляет героев фильма, но не более того. В ту же ночь они купаются в озере, расположенном рядом с местом раскопок. Неожиданно что-то происходит и наши современники оказываются в… августе 1942 года, в разгар кровопролитных оборонительных боев за Ленинград.
Очутившись в прошлом, пришельцы из будущего выдают себя за бойцов РККА и после некоторых перипетий оказываются на том самом поле боя, где они в начале фильма занимались грязным бизнесом. Парни пытаются вернуться в будущее, но прошлое их не отпускает. Они участвуют в боях, попадают в немецкий плен, удачно оттуда сбегают. Попутно один из героев влюбляется в девушку-санитарку. Разумеется, случается бурный секс на сеновале с демонстрацией прелестей актрисы Екатерины Климовой (куда же в наше время без этого!).
Затем происходит финальный бой, в ходе которого главным персонажам приходится пережить весь ужас войны, пройти через самые страшные кошмары, почувствовать животный страх и в то же время найти в себе силы подняться в атаку и совершить подвиг, подобный тому, что совершали на полях сражений миллионы безвестных солдат Второй мировой войны. Лишь после этих испытаний прошлое отпустило «черных копателей» и Борман, Череп, Чуха и Спирт очутились в сительно безопасном ХХI веке, лишь для того, чтобы увидеть, как по улицам Питера шляются нацисты и прочая нечисть…
Успех фильма был совершенно неожиданным не только для критиков, но, похоже, и для самих создателей. Зритель проголосовал за него, что называется, ногами. Картина собрала неплохую кассу и, самое главное, массу положительных отзывов в Интернете, что на сегодняшний день является наиболее объективным признаком популярности. Причем писали по большей части молодые люди, не особенно до того интересовавшиеся историей Великой Отечественной войны.
Например, на сайте «Киноафиша» своими впечатлениями делились в основном девушки. «Если честно, до выхода этого фильма я считала, что русский кинематограф уже не способен выдать шедевр. Но вот вышел этот фильм, и я поняла: не все потеряно! В нем есть все – от музыки до игры актеров. Но главное, это замысел, которого нет в каждом втором фильме. Игра актеров потрясающа. Фильм завораживает. Остается сказать только огромное спасибо всем, кто делал этот фильм», – написала на форуме сайта некая Ксю.
«Хороший фильм, прекрасный актерский состав, я удивлена, что актеры (в частности, Данила Козловский) не были номинированы на какую-нибудь премию… Ребята, вы молодцы!» – вторит ей девушка, подписавшаяся Белкой.
Действительно, в фильме хорошо удались роли, которые исполнили начинающие актеры: Данила Козловский, Дмитрий Волкострелов, Владимир Яглыч, Андрей Терентьев, Екатерина Климова, Даниил Страхов. Вновь отлично проявил себя и представитель «старой гвардии» – Борис Галкин. Кроме того, успеху фильма способствовали внятный сюжет, хорошая операторская работа, динамичный монтаж. Даже несколько наивные сцены боев и отдельные плоские шутки не испортили общего впечатления от картины.
Как известно, любой успех вызывает желание его повторить. К сожалению, повторение это не всегда бывает удачным. Так случилось и с продолжением фильма. Режиссерами новой картины вместо Андрея Малюкова стали Дмитрий Воронков и Олег Погодин.
Очевидно, создатели «Мы из будущего-2» спешили «запрыгнуть на ступеньку уходящего поезда», стремясь снять второй фильм, пока зритель не потерял интерес к первому, а также выпустить его именно в год, когда отмечается 65-я годовщина Победы. Был наскоро состряпан сценарий, собрана киногруппа, в почти авральном режиме проведены съемки.
Из предыдущего актерского состава участвовать в «скороспелке» согласились только Екатерина Климова да Владимир Яглыч. Роль главного героя выпала мужу Екатерины Климовой – Игорю Петренко (он хорошо известен по фильмам «Звезда» и «Водитель для Веры»). Также появился ряд новых актеров: Алексей Барабаш, Дмитрий Ступка, Иван Краско, Дмитрий Дячук и Владислав Резник.
Сюжет «Мы из будущего-2» вертится (как ни удивительно) вокруг той же идеи – путешествие во времени. На этот раз Борман и Череп перемещаются из современности в 1944 год. Вместе с ними в прошлом оказываются два новых персонажа – Таран и Серый, два украинских парня, мозги которых «промыты» националистической пропагандой «оранжевой» эпохи. Они сносят обелиски павшим советским воинам и всячески подчеркивают приверженность идеям Степана Бандеры. Правда, на украинской мове они говорят не очень уверенно.
Очутившись в результате взрыва мины в прошлом, Борман и Череп уже не особо удивляются случившемуся, как в первой части и, первым делом, начинают искать… санитарку, ту самую, которая вроде как погибла в первом фильме. Как ни странно, они ее находят. Дама жива-здорова и даже в «положении».
Двое других главных героя – Таран и Серый – попадают в лапы бандеровцев и едва не оказываются в числе расстрелянных. Но чудом спасаются и прибиваются к Борману и Черепу, которые к тому времени уже раскатывают вдоль линии фронта с беременной санитаркой. Далее следует "неожиданный поворот" сюжета - наступают немцы, герои вступают в бой, а у героини Климовой (внезапно!) начинаются роды…
Даже из этого краткого повествования (а больше и не нужно) заметно, насколько абсурдным выглядит сюжет фильма. А уж каково было зрителям, оказавшимся в зале! Конечно, в фильме много стрельбы и кровищи, но ничего кроме явной скуки он не вызывает. Даже спецэффекты, в обилии наличествующие в картине, не могут спасти это откровенно нудное зрелище.
Современный молодой зритель, взращенный на "мегаблокбастерах" Голливуда, давно не удивляется ни стаям нарисованных самолетов, ни гигантским виртуальным взрывам, ни крови, так и хлещущей с экрана. Но его привлекает простой, но увлекательный сюжет. История, рассказанная честно и жизненно. Все это было в фильме «Мы из будущего»... И совершенно отсутствует в «Мы из будущего-2».
Не удивительно, что отзывы на картину в Интернете оказались бескомпромиссно отрицательными. Зрителей возмутило, что в погоне за легкими барышами создатели продолжения убили всю прелесть первого фильма. На том же форуме «Киноафиши» некто Аня написала: «Разочаровала вторая часть! Не просто разочаровала... Для себя я решила, что продолжения первой части не существует! Совершенно не та идея...».
И действительно, не та идея. Совершенно не та!
Фото из сети интернет