Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Мысхако (почти Новороссийск). Курорт с героическим прошлым

С юга к Новороссийску вплотную примыкает село (8,8 тыс. жителей) с неимоверно черкесским названием Мысхако. Въездной знак тут в виде винной бочки: русское село на этом месте начиналось в 1869 году с винодельни екатеринодарского врача Дмитрия Пинчула, по сути - филиала Абрау-Дюрсо, который также курировал его основатель Дмитрий Пиленко. Хотя выпить вина тут определённо любили и раньше: ещё две градации Новороссийска представляли укреплённые торговые фактории - генуэзская Батарио и античная Бата, стоявшие примерно на этом месте. Впрочем, кажется, не постоянно и не оставив сколько-нибудь ярких следов. Городского вида центр села, однако, открывают Ильинская церковь (2010) и целый мемориал героям Малой Земли (подробнее о ней и мемориале в Новороссийске я рассказывал здесь) с огромной эпитафией одних лишь достоверных имён. Ну а Мысхако под горой Колдун (447м) стало эпицентром Малой земли - Долиной Смерти: через густые леса и укромные щели полуострова Абрау, через его защищённые от артиллери

С юга к Новороссийску вплотную примыкает село (8,8 тыс. жителей) с неимоверно черкесским названием Мысхако.

Въездной знак тут в виде винной бочки: русское село на этом месте начиналось в 1869 году с винодельни екатеринодарского врача Дмитрия Пинчула, по сути - филиала Абрау-Дюрсо, который также курировал его основатель Дмитрий Пиленко.

Хотя выпить вина тут определённо любили и раньше: ещё две градации Новороссийска представляли укреплённые торговые фактории - генуэзская Батарио и античная Бата, стоявшие примерно на этом месте. Впрочем, кажется, не постоянно и не оставив сколько-нибудь ярких следов.

-2

Городского вида центр села, однако, открывают Ильинская церковь (2010) и целый мемориал героям Малой Земли (подробнее о ней и мемориале в Новороссийске я рассказывал здесь) с огромной эпитафией одних лишь достоверных имён.

-3

Ну а Мысхако под горой Колдун (447м) стало эпицентром Малой земли - Долиной Смерти: через густые леса и укромные щели полуострова Абрау, через его защищённые от артиллерийского огня берега под обрывами шло основное снабжение плацдарма. За Мысхако развернулись самые тяжёлые бои 17-25 апреля, в которых немцы совершали ежедневно до 500 самолётовылетов и обрушивали до 2500 бомб. Но всё, что смогли они - вклиниться в нескольких местах не далее 400 метров и в конце концов отступить. Малая земля сделалась данностью и начала превращаться в полноценный укрепрайон.

-4

В центре села, вокруг клёна, посаженного в 30-ю годовщину тех боёв лично Брежневым, с 1974 года расположился неожиданно скромный мемориал "Долина Смерти". Он состоит из двух частей - "Каменный Календарь" с хроникой апрельских боёв и роскошной мозаичной картой:

-5

И "Взрыв", спаянная из подлинных осколков вражеских снарядов конструкция весом 1250 килограмм: подсчитано, что именно столько выпало на долю каждого малоземельца. Но честно сказать, сам этот факт впечатляет сильнее, чем скульптура.

-6

Ещё есть Колодец Жизни, первое время - единственный на плацдарме источник питьевой воды, но до него отсюда около 3 километров, и нам под вечер не хватило времени и сил. Не вышли мы и к пляжу с видами меловых обрывов полуострова Абрау - но в общем, думается, они тут примерно те же, что и в Утрише.

Нас хватило лишь дойти до винзавода, к которому ведёт аллея с Никольской часовней (2010). Всё, что там есть выше уровня земли, построено уже при Брежневе и не без его инициативы, но самое интересное, напротив, под землёй - например, стильная дегустационная комната (1974) или оборудованный прямо в подвалах штаб. В 1986-м именно Мысхако поставляло в Чернобыль красное вино, как считалось тогда - ускоряющее вывод радионуклидов из организма...

-7