Восьмёрки (в Таро Тота) — карты младшего числового аркана Таро Тота. Соответствуют Ход — сефире Меркурия каббалистического Древа Жизни и числу восемь.
Алистер Кроули пишет, что Восьмёрки находятся на том же уровне Древа Жизни, что и Семёрки, но по другую сторону от Срединного столпа. Из-за этого можно было бы предположить, что в них обнаружатся те же изъяны, что и в семёрках.
Однако необходимо отметить смягчающее обстоятельство: Восьмёрки в некотором смысле исправляют ошибки Семёрок. Зло свершилось, и теперь должно последовать какое-то противодействие ему. Понятно, что в картах с таким числом, как Восемь, не следует искать совершенства; однако можно рассчитывать на то, что они окажутся свободны от сущностных, коренных недостатков, проявившихся в предыдущем числе.
Восьмёрка Жезлов называется «Быстрота», что и неудивительно для карты, соответствующей Меркурию и Стрельцу. Это эфиризация идеи Огня, испарение всех грубых частиц.
В каждой стихии кардинальный знак символизирует стремительный, порывистый натиск ее идеи. В керубическом знаке сила стихии полностью уравновешивается, а в мутабельном — угасает. Так, Овен означает натиск Огня, Молнию, Лев — силу Огня, Солнце, а Стрелец — сублимацию этой стихии, Радугу. Аналогичным образом дело обстоит и с другими стихиями.
В «Восьмёрке Жезлов» Огонь утрачивает связь с идеями горения и разрушения. Он символизирует здесь самые возвышенные и тонкие формы энергии, такие как электрический ток или даже чистый свет в материальном смысле этого слова.
Восьмёрка Чаш называется «Увядание», — эта карта неприятна до крайности. Ею управляет Сатурн, который омрачает удовольствие временем и скорбью, а элементу Воды не хватает сил, чтобы как-то этому противодействовать.
«Восьмёрка Чаш» — не совсем то, что бывает «наутро после вчерашнего», но очень к этому близко. Разница лишь в том, что никакого «вчерашнего» не было! Хозяин подготовил вечеринку, но забыл пригласить гостей; или, допустим, провизию так и не доставили. Впрочем, здесь важно то, что виноват, так или иначе, сам хозяин.
Затевая праздник, он стремился к большему, но не смог достичь желаемого. Возможно, в последний момент он передумал и отменил мероприятие.
Восьмёрка Мечей носит название «Препятствие». На первый взгляд, её легко перепутать с «Восьмёркой Чаш», но в действительности она выражает совсем другую идею.
Эта карта соответствует Юпитеру и Близнецам, что говорит о том, что здесь нет никакого подавления воли внутренним или внешним бременем, а есть лишь ошибка: нельзя проявлять широту души в условиях, при которых она губительна.
Близнецы — воздушный, интеллектуальный знак, а Юпитер — планета добродушия и оптимизма. Однако в мире Мечей эти качества неуместны: если уж наносить удар, то лучше сразу и наверняка.
Кроме того, в этой карте присутствует ещё один компонент — неожиданное столкновение с препятствием, непредвиденное невезение. Как это часто бывает с Восьмёрками, картами, связанными с Меркурием, самые незначительные случайности могут кардинально изменить судьбы империй: «мы счастья ждем, а на порог валит беда».
Восьмёрка Дисков называется «Благоразумие». Эта карта значительно лучше двух предыдущих, поскольку в сугубо материальных делах, особенно связанных с наличными деньгами, бездействие — это своего рода сила. Главная задача всякого финансиста — выиграть время, и тогда, при наличии достаточных средств, он непременно обгонит рынок. Это карта приберегания «на черный день».
Она соответствует Солнцу в Деве — это карта земледельца, которому только и надо, что засеять поле и сидеть, дожидаясь урожая. В этом аспекте «Восьмёрки Дисков» нет ничего благородного: как и все Восьмёрки, она олицетворяет элемент расчётливости и беспроигрышной ставки в игре.
Но есть и еще одна особенность, усложняющая эту карту. «Восемь Дисков» располагаются в форме геомантической фигуры «Populus» — фигуры легкой по характеру, но, в то же время, очень устойчивой. Так и представляется джентльмен времён королевы Виктории, «работающий где-то в Сити»: вот он катит по городу в сюртуке и при часах на цепочке, словно сам Альберт Благородный [1]; и с виду он — сама любезность, но на деле ему пальца в рот не клади. [2]
«Быстрота» — Восьмёрка Жезлов
Последние три карты масти Жезлов соответствуют Стрельцу, который символизирует очищенную энергию Огня. Данной картой управляет Меркурий, низводящий из Хокмы слово изначальной Воли.
Кроме того, эта карта соотносится с Ход — Великолепием — в масти Огня, ввиду чего связана с такими явлениями, как речь, свет и электричество.
На карте изображены жезлы Света, преображённые в электрические разряды, вибрирующая энергия которых — это опора или даже сама субстанция Материи. Над возрождённым ими мирозданием сияет радуга — разложение чистого света, действующего в высших сферах, на семь цветов спектра, символизирующих принципы взаимодействия и взаимосвязи. Таким образом, «Восьмёрка Жезлов» олицетворяет энергию больших скоростей, служащую ключом к достижениям современной математической физики.
Следует отметить, что огней на этой карте нет: жезлы вобрали их в себя, чтобы превратиться в лучи. А электрическая энергия, со своей стороны, образовала четкую геометрическую форму. [3]
«Увядание» — Восьмёрка Чаш
Эта карта соответствует восьмой сефире, Ход, в масти Воды, но связанное с нею влияние Меркурия подавляет управитель карты — Сатурн в Рыбах. Рыбы — это спокойная, но стоячая вода, а под действием Сатурна она становится совершенно безжизненной.
Море превратилось в лужи, пишет Кроули, описывая этот аркан в колоде Таро Тота, и, в отличие от предыдущей карты, пышной растительности здесь нет. Цветки лотосов появились только на двух стеблях, но и они увяли на ядовитой почве без солнца и дождя. Чаши — неглубокие, ветхие и выщербленные — расположены в три ряда, причем три чаши верхнего ряда пусты. Из двух цветков вода сочится тонкими струйками в две центральные чаши, а из них стекает в две нижние, не наполняя те до краев. На заднем плане простираются бескрайние пруды и заводи, заболоченная почва непригодна для возделывания; на этих обширных бесплодных землях могут расцвести разве что болезни и ядовитые миазмы. Вода темна и мутна. Тусклый желтоватый свет на горизонте едва пробивается сквозь тёмно-синие тучи, словно налитые свинцом.
Сравните эту карту с «Семёркой Чаш»: на них представлены два противоположных и взаимодополняющих отклонения. То был сад Кундри; это — замок Клингзора. [4]
«Препятствие» — Восьмёрка Мечей
Число Восемь, сефира Ход, указывает здесь на недостаток упорства в умственной работе и в борьбе. Впрочем, даже самое слабое усилие может быть вознаграждено улыбкой фортуны — благодаря влиянию Юпитера в Близнецах, управляющего этим деканатом. И все же Воля постоянно сбивается с пути, сталкиваясь с неожиданными препятствиями.
Центральную часть карты занимают два длинных меча, обращённых остриями вниз. Их пересекают шесть малых мечей, по три с каждой стороны. Все это особые виды оружия, характерные для определённых стран или связанные с местными культами: перед нами крис, кукри, скрамасакс, кинжал, мачете и ятаган. [5]
«Благоразумие» — Восьмёрка Дисков
Число Восемь, Ход, оказывает на эту карту очень благотворное влияние, поскольку оно символизирует Меркурий в его самом духовном аспекте, а знак Девы, который, наряду с Солнцем, управляет данным деканатом, является для Меркурия одновременно и обителью, и знаком экзальтации.
В целом такое сочетание означает разум, с любовью направленный на материальные дела, в особенности — связанные с сельским хозяйством, техническими и инженерными работами.
Можно предположить, что эта карта возвещает перемены к лучшему. «Семёрка Дисков» — это, в определенном смысле, окончательное утверждение Материи (ср. Ату XV): низший предел падения — и, следовательно, высший предел возвышения. Последние же три карты масти Дисков, так сказать, подготавливают взрыв, ведущий к новому началу всего Цикла.
Обратите внимание, что зодиакальному знаку Деве соответствует буква иврита «Йод» — тайное семя Жизни, а также Девственная Земля, ожидающая Фаллического Плуга.
Интересы этой карты суть интересы простого народа. Кроме того, влияние Солнца в Деве предполагает идею рождения. Диски расположены в форме геомантической фигуры «Populus» и могут быть изображены в виде цветов или плодов большого дерева, крепко вросшего корнями в плодородную землю.
В «И цзин» Солнце в Деве представлено 33-й гексаграммой — «Дунь», «Большой Воздух». Ее значение — «отступление», а в комментариях к ней поясняется, как извлечь максимум пользы из этого маневра. Данная идея вполне согласуется с сущностью Девы — тайным отступлением энергии в глубь земли, вспаханной под пар. Кроме того, «Populus» обозначает Луну, отступающую от своего полного проявления к соединению с Солнцем. [6]
Примечания
- Альберт Благородный (1819—1861) — супруг английской королевы Виктории, принц-консорт.
- Там же, стр. 235-236.
- Там же, стр. 247-248.
- Там же, стр. 259-260.
- Там же, стр. 275-276.