Найти в Дзене

Как люди воспринимают айкидо и что за этим стоит

Сложно отыскать человека, который не слышал бы слова «айкидо». В основном, так сложилось благодаря Стивену Сигалу, фильмы с участием которого стали популярны в конце 80х и в 90х гг. на фоне многочисленных боевиков, где уже давно присутствовало каратэ, кунг-фу и другие стили. До того, как весь мир увидел и узнал айкидо, благодаря художественному кино, число людей в западных странах и СССР/России, имевших с ним дело, было относительно небольшим. Несколько позже термин «айкидо» начали массово, к месту и не к месту, применять во многих сферах. Все наверняка слышали про «психологическое айкидо», про некие принципы айкидо, где в качестве основной идеи подавалось отсутствие сопротивления и использование силы оппонента против него самого. Эти понятия стали внедрять в бизнесе, психологии и других областях. Причиной стало то, что сама идея многим показалась интересной, а использовать её в любом, пусть и самом примитивном формате, стало модным. Число занимающихся во всем мире резко увеличилось, и

Сложно отыскать человека, который не слышал бы слова «айкидо». В основном, так сложилось благодаря Стивену Сигалу, фильмы с участием которого стали популярны в конце 80х и в 90х гг. на фоне многочисленных боевиков, где уже давно присутствовало каратэ, кунг-фу и другие стили. До того, как весь мир увидел и узнал айкидо, благодаря художественному кино, число людей в западных странах и СССР/России, имевших с ним дело, было относительно небольшим. Несколько позже термин «айкидо» начали массово, к месту и не к месту, применять во многих сферах. Все наверняка слышали про «психологическое айкидо», про некие принципы айкидо, где в качестве основной идеи подавалось отсутствие сопротивления и использование силы оппонента против него самого. Эти понятия стали внедрять в бизнесе, психологии и других областях. Причиной стало то, что сама идея многим показалась интересной, а использовать её в любом, пусть и самом примитивном формате, стало модным. Число занимающихся во всем мире резко увеличилось, и залы айкидо появлялись, как грибы после дождя. Очень похожим на этом фоне выглядело и продвижение других боевых искусств, хотя популярными они сделались несколько раньше, с 70-х годов. Здесь также всё происходило благодаря художественному кинематографу и СМИ.

В этом были как большие плюсы, так и огромные минусы. Любой человек, хоть немного знакомый с телевидением и другими СМИ знает, насколько сильно подача материала массовому зрителю (читателю) отличается от реального положения вещей. Телевизионщики – не специалисты во всех областях по определению. Их главная задача – эффектно подать материал, не вдаваясь в подробности. И, если с популяризацией или демонизацией какого-то явления они справляются на «отлично», то их отрицательное влияние также сложно переоценить, в силу формирования у людей крайне поверхностных шаблонов восприятия, создания и культивирования мифов, имеющих мало отношения к действительности.

Но проблемы с пониманием феномена восточных БИ этим не ограничились. Мало сделать то или иное искусство популярным. Для того, чтобы качественно нести его в массы в условиях серьёзного спроса, требовалось огромное количество квалифицированных специалистов, которых на тот момент просто не было. В итоге, любой человек, который имел хоть какие-то поверхностные знания, и был способен сочинить себе приемлемую легенду, или познакомиться с нужными людьми, получил возможность преподавать, в том числе и айкидо. Неудивительно, что в 80-90-00 х г.г. при огромном спросе на БИ, квалификация преподавательского состава была (чаще всего) буквально дилетантской.

В наше время, эта проблема продолжает сохраняться, но уже в несколько ином виде. Теперь уже многие прежние дилетанты мнят себя мастерами и специалистами, причисляя себя к таковым только из-за того, что много лет находятся «в индустрии». Такое своеобразное «мастерство за выслугу лет». При этом, они не стесняются называть себя патриархами, бравируя тем, что стояли у истоков того или иного искусства ещё со времен СССР. Понятно, что времена тогда были сложные и, в организационном плане, эти люди принесли определенную пользу. Ведь, по большому счету, изначально заниматься развитием совершенно новой сферы было просто некому, а природа не терпит пустоты. Однако, само по себе, всё это не делает их мастерами и специалистами по умолчанию.

Со времен былой взрывной популярности восточных БИ прошло много лет. Большое число проблем в этой сфере было решено, и сегодня уже существует гораздо больше возможностей, чем 20-30 лет назад. Говоря, в том числе, об айкидо, со временем наладились необходимые связи, структурировалась передача знаний, появились специалисты, совершенно невообразимые раньше способы коммуникации, передачи и хранения информации. Из эпохи перерисовывания приемов из книжек самиздата от руки мы пришли в эпоху информационную, когда получить любые сведения, подтвердить или опровергнуть любые факты не составляет особого труда. В конце концов, имея деньги, можно вообще ездить и изучать нужные искусства в первоисточнике.

Казалось бы, всё это должно было качественным образом подстегнуть информированность людей, а следовательно, прогресс в БИ, однако этого не произошло. И, как ни странно, снова основную роль в этом играют СМИ. Современные герои создаются именно там. И сегодня это точно не те, кто посвятил годы и десятилетия обучению, не те, кто глубоко и качественно владеет предметом, вкладывая в это огромный труд. Ведь если бы начали рассказывать и непредвзято показывать реальную картину, сборы бы резко упали и доходы у многих сопричастных серьезно снизились. Основным фактором сейчас, что бы кто ни говорил, являются деньги, и модным, популярным, привлекательным делают то, что позволяет получить их как можно больше и как можно быстрее. На этом поприще видны такие основные тенденции:

С момента осознания того, что на ТБИ стало сложнее зарабатывать, они были отодвинуты на второй план. Как и в музыкальной индустрии, когда некоторые жанры в своё время были объявлены «неформатом», и резко ушли на задний план, потеряв эфирное время, премии, рейтинги и приличную часть слушателей. Та же участь постигла традиционные боевые искусства. Очень быстро повестка была изменена на популяризацию ММА, бокса, грэпплинга, и всего, что с этим связано. Остальное вполне официально стало неформатом. Ушли в прошлое качественные и разнообразные передачи о БИ, о кино и говорить не приходится, а тенденция шельмования «традиционщиков» приобрела гигантские масштабы. Ведь недостаточно что-то возвысить через СМИ. Нужно по возможности принизить и значимость конкурентов. А конкуренция в своё время действительно была серьёзной. Именно поэтому, чуть ли не основной мантрой большинства людей является простая вбитая им в головы «истина» о том, что единственным мерилом эффективности является ринг, на котором требуется победить всех. Это, мол, и есть пресловутая реальность. А ещё победителю достаются слава, деньги, контракты. Это практически единственная цель. Не нужно образование, личностное развитие, вообще ничего. Только физические кондиции, специализированные навыки и много-много здоровья, которые, к слову, быстро заканчиваются. Спортивными шоу в ринге в итоге ловко подменили понятия реальности и эффективности.

Сейчас с трудом можно отыскать человека, который действительно понимает разницу между реальностью (любимое у многих слово) и спортивными единоборствами, как бы они не назывались и чем бы не занимались. Процветает культ силы. Как тут не вспомнить популярность гладиаторских боев для плебса? Практически никто сегодня не способен дать нормального определения словосочетанию «боевые искусства». Если посмотреть непредвзято, из неискушенного зрителя СМИ воспитали аналог американцев, над которыми смеется весь мир, за то, как они, грубо, необразованно и по-хамски лезут со своими порядками во все чужие культуры, объявляя себя исключительными опять же с позиции грубой силы.

Часть ТБИ, чтобы сохранить хотя бы остатки былой популярности, в последние годы всё чаще дрейфует в сторону спорта. Ведь спорт – это поддержка СМИ, государства, субсидии, звания, медали и признание. То есть и деньги, и возможность продолжать ощущать себя значимыми. Плохо всё происходящее или нет, покажет время. Популярным всегда будет именно то, что нужно сделать популярным тем, от кого это зависит. Несмотря на грубое и постоянное медийное вмешательство во многие процессы, связанные со спортом и ТБИ, устоявшаяся на сегодня картина, скорее всего, будет сохраняться. На первом плане останутся зрелищные и коммерчески успешные виды спорта и единоборств. ТБИ при этом, как и во всем мире уготована узкоспециализированная ниша для тех, кто по-настоящему интересуется данной темой и кого не смущает, а, правильнее сказать, привлекает долгий интересный путь в боевых искусствах.

Если говорить о принципиальной разнице в этом смысле, то спортивные направления весьма узко специализированы. Их можно сравнить с дробовиком, очень мощно бьющим на короткой дистанции. Не зря дробовики используются в штурмовых действиях. Традиционные же стили ориентированы во многом на снайперскую точность и многовекторность обучения. Для этого требуется огромный опыт, буквально научный и крайне скрупулезный подход. Всё это не может появиться из ниоткуда. Способности бывают врождёнными, но это редчайшие феномены, которые лишь облегчают задачи обучения. Во всех остальных случаях это требует длительной подготовки. Например, джазовый пианист не может импровизировать, не имея базы. Чтобы её получить, необходимо очень долгое время разучивать гаммы, нотную грамоту, годами играть классические произведения, от простых, до самых сложных, чтобы потом получить возможность настоящей импровизации. Если говорить о любого рода поединках, это всегда импровизация, и действительно уникальных бойцов на самом деле в мире единицы. В остальных случаях работает принцип дробовика. То есть, на самом деле соревнуются не искусства. Соревнуются в сиюминутном уровне прорывной мощи. Какой из этих путей выбирать, каждый решает сам.

Но вернемся к айкидо, как одному из представителей БИ. Обычно люди воспринимают айкидо, исходя из степени личной вовлечённости в процесс, а также имеющихся знаний о том, что айкидо из себя представляет. Причем и то, и другое, как правило, оставляет желать лучшего. Первоначально, знания о любой изначально незнакомой сфере основываются на том, что человек видит, потом, что человек ощущает, если он пробует это на себе, и, в конце концов, на том, что он способен сделать в этой сфере сам. Таким образом, все знания об Айкидо и уровни его восприятия можно разделить на несколько условных групп.

Самый примитивный уровень - визуальный. Люди делают выводы об айкидо на основе того, что увидели (или прочитали) по телевизору, или в Интернете. Зрительное восприятие – вещь весьма обманчивая и несовершенная, так как хорошо известно, что мозг, с целью ускорения обработки информации, «додумывает» картинку или текст на основе имеющихся шаблонов. Каковы эти шаблоны у современного человека, обработанного фильмами, статьями и видео, особенно в условиях сомнительности данных источников? Ответ очевиден. Даже самую великолепную технику, порой действительно выглядящую как волшебство, какой-то заготовленный фокус, воспринимают именно так. Правда мало кто задумывается, какой огромный труд стоит за тем, чтобы выполнять эти техники, демонстрировать принципы взаимодействия, да еще так, чтобы это казалось легким и нереальным. Да и вообще, если взять любую сферу человеческой деятельности, работа профессионалов всегда выглядит именно так. Однако, на айкидо и любые другие ТБИ у неофитов срабатывает шаблон, подробно описанный выше, сформированный «рукопожатными» единоборствами, СМИ и художественными фильмами. Разумеется, сейчас речь идет о настоящем, неподдельном профессионализме. Когда кто-то на роликах валит учеников магическими пассами с расстояния в несколько метров, это уже действительно клоунада. Хотя клоунов в любой сфере предостаточно.

Как же визуально смотрят на айкидо? А очень просто – как на набор неких приёмов. Зрители видят, как люди хватают друг друга за руки, или за плечи, наносят какие-то непонятные удары. После этого следует какой-то залом, какой-то бросок, красивое падение, и естественно, что восприятие, строящееся только на этом, будет, мягко говоря, не полным. Такие же неправильные выводы можно сделать, глядя на любые другие виды боевых искусств. Их рассматривают с механической точки зрения, когда приоритет отдаётся выкручиванию суставов, ломанию рук, какому-то контролю в позиции на земле и так далее. Отсюда следуют и вполне закономерные сравнения, например с ММА, то есть на основе того, что СМИ подсказали воспринимать, как вершину боевых искусств.

Несколько иное восприятие приходит, когда человек пробует айкидо на себе. Неважно, какое это айкидо, школу мы в данном случае не рассматриваем. Школы бывают очень разные по своим подходам, по визуальному и внутреннему наполнению. Но если попробовать на себе, то, в отличие от видеороликов, это может очень серьёзно повлиять на выводы. Проблема только в том, что полноценно испытать на себе какое-то воздействие без соответствующей подготовки довольно сложно. Немного лучше выглядит ситуация, когда человек не только просто попробовал, но и провёл некоторое время в зале (допустим, несколько месяцев), чтобы сделать ещё более серьёзные выводы, понять, куда он вообще попал, и что с этим делать. Так он закономерно сможет увидеть гораздо больше - что показывает инструктор, как это работает и на каком базисе строится. Этот способ порождает уже несколько более глубокое понимание сути вопроса, и для первичного ознакомления и понимания является куда более объективным и предпочтительным.

Еще один (уже расширенный) вариант восприятия, это когда человек уже провёл годы в определённой школе. Здесь он постепенно начинает понимать, как происходит обучение, как оно влияет на него лично и на всех окружающих, проникаясь так называемой «философией Айкидо». Но не философия здесь первична. «Философию айкидо» формируют отнюдь не какие-то сектантские воззрения, а сами техники, через изучение которых и приходят к определённым выводам. Здесь взгляды и меняются наиболее существенно, потому что только фактическое применение, использование техник с различными акцентами и вариантами порождает отнюдь не виртуальные ощущения степени причинения вреда, наполнения и взаимодействия, которые там имеются. Соответственно, это уже гораздо более интересный вариант видения того, что представляет из себя айкидо выбранной школы. Логично, что мнения первых, вторых и третьих «наблюдателей» будут принципиально разные. И именно эти отличия мы обычно можем наблюдать на полях форумных сражений.

Только полноценно погрузившись в процесс обучения в той или иной школе, возможно, на собственном опыте, непосредственно прикоснувшись к вопросу, понять, из чего состоит то или иное искусство, каким образом его можно применять в любой сфере, начиная от обычной жизни и заканчивая поединками или драками на улице, либо вопросами самообороны. Только практический аспект и, возможно, какие-то случаи реального применения своих знаний дают полноценную картину того, что в итоге предлагает то или иное искусство. А вот что точно никогда не сможет дать подобного понимания - это бесконечное сравнение школ между собой, что победит - карате, айкидо, бокс, или ММА. Что лучше, ложка или вилка? Эти оценки обычно не несут в себе совершенно ничего и могут пригодиться только для того, чтобы писать громкие заголовки ради привлечения подписчиков, и выступать со всевозможными разоблачениями, которые абсолютно не имеют ценности, как практической, так и теоретической.

  • Для того, чтобы канал мог развиваться и становиться еще интереснее, вы можете поддержать автора, а также смотрите и подписывайтесь на наши ресурсы:

Наш видеоканал Rutube

Наш видеоканал Youtube

Группа ВК

Cайт