Найти в Дзене

Виды машинного обучения (Supervised, Unsupervised, Reinforcement Learning)

Оглавление

Машинное обучение (ML) — это ключевая составляющая искусственного интеллекта, которая позволяет компьютерам обучаться на данных и принимать решения без явного программирования. Существует несколько типов машинного обучения, каждый из которых применяется в зависимости от типа данных и цели задачи. В этой статье мы рассмотрим три основных вида машинного обучения: обучение с учителем (supervised), обучение без учителя (unsupervised) и обучение с подкреплением (reinforcement learning).

Виды машинного обучения
Виды машинного обучения

Обучение с учителем (Supervised Learning)

Обучение с учителем (контролируемое) — это метод машинного обучения, при котором модель обучается на размеченных данных. Каждый пример обучающего набора содержит входные данные и соответствующую метку (правильный ответ). Модель находит закономерности между входными и выходными данными, чтобы предсказать результаты на новых данных.

Обучение с учителем. Иллюстрация из книги "Грокаем машинное обучение" (2024) Луис Серрано
Обучение с учителем. Иллюстрация из книги "Грокаем машинное обучение" (2024) Луис Серрано

Применения

Задачи классификации (Classification) – это задачи, где модель должна предсказать категориальный выход. Примером может служить задача классификации писем как спам или не спам, или распознавание изображений с классификацией объектов (например, "собака" или "кошка").

Задачи регрессии (Regression) – это задачи, где модель должна предсказать непрерывный выход. Примером может служить предсказание цены недвижимости на основе различных факторов (площадь, количество комнат, местоположение и т. д.) или предсказание температуры на следующий день.

Обучение без учителя (Unsupervised Learning)

Обучение без учителя (неконтролируемое) — это метод машинного обучения, при котором модель работает с неразмеченными данными. В таких данных нет меток или правильных ответов. Вместо того чтобы искать связь между входными данными и известным результатом, модель пытается найти скрытые закономерности, структуры или группы в самих данных. Например, она может объединять похожие объекты в кластеры или выявлять шаблоны, которые человеку сложно заметить.

Обучение без учителя. Иллюстрация из книги "Грокаем машинное обучение" (2024) Луис Серрано.
Обучение без учителя. Иллюстрация из книги "Грокаем машинное обучение" (2024) Луис Серрано.

Применения

Кластеризация (Clustering) – задача группировки похожих объектов. Например:Сегментация клиентов по их поведению для маркетинга.
Группировка похожих изображений в фотогалерее.

Снижение размерности (Dimensionality Reduction) – задача упрощения данных, сохраняя важную информацию. Пример:Уменьшение количества признаков для визуализации данных в 2D или 3D.
Сжатие изображений без значительной потери качества.

Выявление аномалий (Anomaly Detection) – задача поиска отклонений в данных. Пример:Обнаружение мошеннических операций в банковских транзакциях.
Выявление неисправностей в оборудовании по показаниям сенсоров.

Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning)

Обучение с подкреплением — это метод машинного обучения, где модель обучается путем взаимодействия с окружающей средой. Вместо готовых меток правильных ответов, модель получает обратную связь в виде вознаграждений или штрафов за свои действия.

Её цель — найти стратегию поведения, которая максимизирует суммарное вознаграждение в долгосрочной перспективе. Представьте, что модель — это агент, который учится, пробуя разные действия, анализируя их последствия и адаптируя свои действия, чтобы добиваться лучших результатов. Например, робот может учиться ходить, понимая, что устойчивость (вознаграждение) лучше, чем падение (штраф).

Обучение с подкреплением. Иллюстрация из книги "Грокаем машинное обучение" (2024) Луис Серрано.
Обучение с подкреплением. Иллюстрация из книги "Грокаем машинное обучение" (2024) Луис Серрано.

Применения

Задачи управления (Control Tasks) – это задачи, где агент должен научиться управлять чем-либо. Пример: обучение робота ходить, манипулировать предметами или балансировать, управляя своим телом.

Игровые задачи (Game Tasks) – это задачи, где агент учится играть или соревноваться. Пример: обучение модели играть в шахматы, Go или компьютерные игры, как в случае с обучением агентов для игр Atari или Dota 2.

Задачи оптимизации ресурсов (Resource Optimization) – это задачи, где агент должен эффективно распределить ресурсы.Пример: управление энергией в умном доме, планирование логистики или регулирование трафика в больших городах.

Задачи планирования и навигации (Planning and Navigation) – это задачи, где агент должен найти оптимальный маршрут или последовательность действий. Пример: автономные дроны или машины, которые избегают препятствий и выбирают кратчайший путь до цели.

Вывод

Машинное обучение охватывает три основных метода: обучение с учителем для предсказаний на основе данных, обучение без учителя для выявления скрытых закономерностей и обучение с подкреплением для обучения агентов через взаимодействие с окружением. Эти подходы активно применяются в повседневной жизни, от распознавания лиц до роботов, обучающихся выполнять сложные задачи.

Виды машинного обучения с прмиерами
Виды машинного обучения с прмиерами