Эрмитаж! Про него «немножко» нельзя! С цифрами я не дружу
(особенно значение которых не очень понимаю) и всегда забываю – сколько там нужно лет, чтобы осмотреть 3 миллиона экспонатов? Зато интернет всегда под рукой, он всё знает и утверждает, что понадобиться целых 8 лет! Ежедневно придётся посещать музей в часы его работы и целый день ходить? Вот это да!
Эрмитаж – музей мирового масштаба. Его коллекция – сокровищница мировой культуры. Каждый человек на земле, мечтая побывать в Петербурге, надеется посетить Эрмитаж. Каждый житель Санкт-Петербурга имеет возможность приобщаться к культурному достоянию человечества регулярно. Как часто мы пользуемся этой возможностью и для чего вообще нужно ходить в Эрмитаж?
Сегодня в историю Эрмитажа я заглядывать не буду, и даже не буду совершать виртуальную прогулку. Я просто поразмышляю и расскажу о своих наблюдениях и о своих взаимоотношениях с музеем и миром искусства. Мои рассуждения – это даже не советы, а мысли вслух! Буду рада, если смогу кого-нибудь заинтересовать и пригласить к диалогу.
Экскурсия – всему начало
В Эрмитаж надо ходить! Хотя бы время от времени! Если долго не были, конечно, стоит освежить в памяти историю дворца и музея. Ещё лучше – с экскурсией! Правда, обычные обзорные экскурсии по Эрмитажу такие разные! Однажды мне довелось побывать на трёх экскурсиях за короткое время. Сначала мысленно сравнивала, поторопившись отдать предпочтение одному из экскурсоводов. Но, не оценивать – очень верный принцип и о нём никогда не стоит забывать! Поразмыслив, решила, что мне повезло взглянуть на музей глазами трёх разных специалистов.
Одна из девушек-экскурсоводов (далее – просто «девушка»), которой я поначалу отдала предпочтение, за полтора часа успела рассказать всю историю Эрмитажа. Она сразу сделала акцент на том, что Зимний-то – не Елизаветинский и даже не Екатерининский, а Николаевский, так как интерьеры дворца были уничтожены пожаром и воссоздавались заново в 1837 году при Николае 1. Группа туристов познакомилась с именами всех архитекторов, принимавших участие в создании «образа» сегодняшнего Эрмитажа, узнала о развлечениях и традициях двора, о назначении и создании парадной лестницы, домовой церкви, парадных и тронных залов. Ну и, конечно, не остались без внимания Часы-Павлин, Галерея 1812 года и шедевры мировой живописи! При этом «девушка» глядела в глаза слушателям и не переставая говорила, так и переходила из зала в зал!
В другой раз, я приготовилась повторить «пройденное». Однако, не услышав на первых шагах то, что ожидала, я уже забыла об этом через несколько минут, потому что была погружена в мир живописи. Столько экспрессии было в рассказе «девушки», так виртуозно переходила она от сюжета к сюжету, от картины к картине, что не увлечься было невозможно! Боги, девы, амуры оживали на глазах, и экскурсия превратилась в путешествие к римлянам, грекам, жителям эпохи Возрождения и Великолепного века.
Что же ожидало в третий раз? Поначалу – лёгкое разочарование! Эта «девушка» была сдержана и лаконична, излагала только факты и не выражала никаких эмоций. И ни одного эпитета! В какой-то момент мне даже показалось, что она забывает о чём говорила, оттого повторяет одно и то же. Рассеяна? Или погружена в свои проблемы? Понаблюдав за коллегой, я всё же оценила и этот метод подачи информации! Это было то, что надо для утомлённых избытком впечатлений и информации туристов, знающих Эрмитаж лишь по картинке! Они уже были вымотаны трёхчасовой обзорной экскурсией по городу, а в рамках тура надо успеть объять необъятное. И без «главного музея» никак! А такой «краткий» Эрмитаж оказался вполне по силам. Всё самое необходимое и важное туристы узнали, причём «повторы» были очень даже продуманными акцентами! В итоге, уверена – впервые посетившие Эрмитаж туристы, пробежав по нему за час-полтора запомнили, что Пётр 1 во дворце никогда не жил; что первой полновластной хозяйкой дворца стала Екатерина 2, она же и начала собирать коллекцию будущего музея; что «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи в маленькой рамочке – один из главных шедевров Эрмитажа и т.д. и т.п. Информация была чётко структурирована, а переходя из зала в зал, становилось ясно, что сегодня можно увидеть в Эрмитаже, и какие шедевры мирового значения здесь хранятся. Так что мораль – все мы разные, как экскурсоводы, так и туристы! Вот бы ещё была возможность вовремя найти друг друга!
Экскурсии нужны непременно. Без знаний интерес не рождается. Но, чтобы познать Эрмитаж, сюда нужно возвращаться!
«Что и почему я чувствую?»
В Эрмитаже нужно общаться с прекрасным! И, желательно, попробовать остаться с искусством наедине! Именно в Эрмитаже в окружении шедевров мировой культуры легко проверить себя, складывается ли у вас диалог с искусством? Надо не спеша ходить по залам, останавливаться перед картинами, рассматривать интерьеры, мебель, люстры, вглядываться в детали. Не надо никому ничего объяснять и ничьё мнение не надо спрашивать! Надо просто прислушаться к себе и попробовать ответить на вопрос: «Что и почему я чувствую?» Если получилось, значит, контакт с искусством есть! Тогда нужно просто отдаться чувствам! Если нет, попробуйте ответить на вопрос: «Почему не чувствую, почему мне не интересно?» Найдёте ответ – можно ставить точку и больше себя не напрягать! Если ответ ещё не появился, надо продолжать искать путь к искусству и учиться чувствовать. А для этого надо ходить, ходить и ходить в Эрмитаж! И однажды непременно откроется! Интерес приходит от насмотренности, пытливости и терпения!
Наверное, с недоумением читают эти строки те, для кого всё вышесказанное очевидно! Остальные, скорей всего, читать не будут! А жаль! Мне, к сожалению, немало встречалось людей – умных, энергичных, успешных, уверенных в себе, которые точно знают, что им сюда не надо! «Что я там не видел? В школе был! Это не моё, зачем время терять!». Интересно, это издержки воспитания, или природа не додаёт каких-то рецепторов, позволяющих чувствовать прекрасное?
Идите, куда глаза глядят!
А с чего начинать прогулку по Эрмитажу? Если не знаете, куда Вам надо, идите, куда глаза глядят! У меня глаза каждый раз глядят в сторону парадных залов Невской анфилады. Она начинается от парадной лестницы главного здания Зимнего дворца и тянется вдоль Невы в сторону Адмиралтейства. Интуиция ведёт! В самом деле, это была задумка архитектора Растрелли – все гости, поднявшись по парадной лестнице через несколько аванзалов (залов, предшествующих главному залу дворца) выходили к Тронному залу (изначально было 5 аванзалов). В ходе последующих перестроек всё изменилось, однако расположенные сегодня в этой части Аванзал, Николаевский, Концертный и Малахитовый зал поражают своим декором с первого взгляда и каждый раз заманивают вновь. Не могу пройти мимо, куда бы не направлялась! Ну а потом уже – в Большую парадную анфиладу залов: Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, Александровский, Церковный, Георгиевский! Непременно нужно дойти до Павильонного зала с Павлином и Зимним садом и Лоджий Рафаэля.
И сколько бы раз не приходилось здесь ходить, каждый раз – бесконечное наслаждение! Такое чувство испытываешь, когда впервые попадаешь на грандиозный праздник. Внутри всё трепещет и ликует от восторга. Кажется – такой знакомый декор, но каждый раз можно отыскать новые детали. Их так много вокруг: люстры, ручки дверей, ножки стульев и столов, росписи плафонов, капители колонн, барельефы… Ещё – щиты, мечи, копья, гирлянды, птицы, ветви деревьев, львы, собаки... Завораживает каждый листок, завиток, коготок и цветок! Кажется, это уже было когда-то в жизни, но осталось невысказанным. И вот здесь, в Эрмитаже повторилось, прорвалось – ожило в камне, бронзе, серебре!
Но Зимний дворец – это всё-таки дом, в котором жили императоры. Иногда хочется это почувствовать. В Эрмитаже (в юго-западном ризалите дворца) воссозданы роскошные покои императрицы Марии Александровны, позволяющие представить жизнь во дворце. Можно сравнить с интерьерами дворянских домов 19 века, пройдя по залам, в которых развёрнута постоянно действующая выставка «Художественное убранство русского интерьера 19 века» (в западном корпусе дворца). В отличие от парадных залов, здесь не так многолюдно. Экскурсантов сюда не водят. Иногда удаётся даже уединиться в этих залах. Вот тогда и «включается» машина времени!
В мире живописи
Но сегодня Зимний дворец – это один из корпусов музея Эрмитаж. И исторические интерьеры наполнены музейными экспонатами. Гуляя по дворцу российских монархов, мы одновременно приобщаемся к мировой культуре. Рассматривая интерьеры, невольно обращаешь внимание на картины, скульптуру и витрины, в которых выставлены уникальные предметы из разных эпох. Если Эрмитаж ещё не стал неотъемлемой частью жизни, вряд ли они будут преобладать над общим впечатлением от залов. Можно скользить взглядом по витринам, но однажды, случайно «погрузившись в тему», вдруг понимаешь – «не насытился»! И хочется вернуться снова, чтобы «вкушать» по капельке и не спеша наслаждаться «вкусом».
В первую очередь, в Эрмитаже погружаешься в мир живописи. Эти полотна на стенах словно раздвигают пространство! Однажды мы всей семьей провели часа три в разделе фламандской живописи. Каждый ходил своим маршрутом и нашёл своё, то, что откликалось внутри! Я погружалась в детали. Сколько же их у фламандцев! Только что очищенная кожура лимонов и капелька сока на ноже, надкусанное яблоко, светящаяся ягода красной смородины, отвалившаяся от ветки, прозрачный виноград, серебряные бокалы с вином и перевернутые пустые бутылки! Фламандские натюрморты – «портреты изобилия»! Индюки, фазаны и прочая дичь с остекленевшими глазами, которая готовится отправиться на кухню! Это же целая философская притча! Посуда, корзиночки, вазочки, салфетки, приборы – всё из другого мира и времени! И, вместе с тем – погружение в мир собственных воспоминаний и ощущений. Ведь я уже видела эту капельку сока, светящуюся ягодку и такой же увядший цветок! Но, насладившись картинкой, не остановила мгновение. Не дано! Художник видит всё то же, что и все, чувствует то же, что многие, но умеет эти чувства воспроизвести на холсте, также, как скульптор – в камне, поэт – в стихах, а композитор – в музыке. Остальным для того и нужно приобщение к их творчеству, чтобы повторить уже однажды испытанные переживания и ощутить сопричастность.
В Эрмитаже представлены все жанры живописи: портреты натюрморты, баталии, пейзажи и др. Мне кажется, всегда привлекают внимание жанровые сценки. Они дают иллюстрацию быта наших далёких предков. Ни фото, ни видео того времени мы не можем увидеть. Литература переносит нас в прошлое, включая наше воображение. Однако, пытаясь представить вещи, которых никогда не видели, такого можно навоображать! Ведь мы складываем визуальные картинки только из того, что знаем! И тут живопись нам в помощь!
Полотна на мифологические и библейские сюжеты необыкновенно трогательны и волнительны. Но они требуют погружения, а если сюжет оказался незнакомым, это сделать трудно. То же с парадными портретами – останавливают лишь знакомые имена и лица. Но портреты в Эрмитаже разные. Всегда привлекательны интерьерные и камерные. И тут уже не столь важны имена, обращают внимание детали костюма, интерьеры и лица. Иногда удивительно, как мы не похожи на наших предков. У них совсем другие лица и манеры. Но, иной раз, вдруг обнаруживаешь поразительно современный образ, который совершенно нелепо смотрится в историческом костюме! И, наконец, невозможно пройти мимо портретов с молящими, страдающими или безумными глазами. Эти люди, взирающие со стен, непременно поведают грустную историю своей жизни. А вот счастливые глаза на портретах, почему-то, отыскать трудно. Впрочем, как и в жизни.
Куда ещё?
Нельзя в Эрмитаже отказать себе в удовольствии созерцания скульптуры. Мраморные тела, светящиеся изнутри, совершенны. В отшлифованном камне чувствуется потайная сила! Безмолвные фигуры почти в каждом зале ждут внимания посетителей. Но есть в Эрмитаже места, где они словно поселились и живут какой-то невидимой жизнью. Когда спускаюсь в залы античной культуры, невольно ощущю себя гостем на Олимпе. И мысленно перелистываю страницы мифов Древней Греции и Рима.
Меньше всего в Эрмитаже, на мой взгляд, посетители уделяют внимание витринам. А там – чего только нет: монеты, медали, украшения, предметы быта, костюма и всякие разные «штучки» неизвестного назначения. Вот уж где бесконечная галерея для расширения кругозора! Разве хватит на всё время? Всё как-то на потом оставляется, когда «8 лет» ходить будем каждый день в Эрмитаж!
А вот я остановилась однажды – и не смогла оторваться! Один из моих любимых залов Эрмитажа – Александровский. Обычно я любуюсь белоснежно-голубым интерьером, сочетанием ажурного кружева с ампирной символикой, союзом готики и классицизма. А поскольку витрины, стоящие в зале, мешают восприятию пространства, то обычно я в этом зале хожу мимо них с высоко поднятой головой, а потом останавливаюсь у портрета Александра 1. А однажды опустила глаза и «потонула» в серебряной роскоши! В огромных витринах выставлена богатая коллекция европейской серебряной посуды 17-19 веков. Посудой, как и мебелью, я люблю любоваться в интерьерных дворцах. Но там её трудно рассматривать и надолго не задержишься. Большинство дворцов у нас можно посетить только с экскурсией. А здесь снова можно уединиться и погрузиться в детали. Открытием стала посуда из больших перламутровых раковин – соединение природной красоты с красотой, созданной человеческими руками! Это ведь явно была мода: увидел у соседа – захотел для себя! Но мода, как обычно, прошла, а потому и посуда с перламутром – редкость! Модерн в начале 20 века нашёл ещё раз место в быту этому перламутровому чуду! Но и модерна век был коротким! Так что, в Эрмитаж можно ходить за интересными открытиями, каждый раз исследуя намеченную или случайно обнаруженную тему.
Есть ещё одна галерея в Эрмитаже, которую стоит «не пройти мимо»! Это – галерея панорамных видов. Из окон дворца во всём своем великолепии открываются главные Петербургские ансамбли – на Стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, Адмиралтейство и Дворцовую площадь!
В Эрмитаж нужно возвращаться! Для жителей Петербурга он – часть жизни, думаем мы так или нет. В Эрмитаж мы приходим ещё в раннем детстве! Потом, у всех в разное время, приходит осознание Эрмитажа, и отношения с ним складываются или нет! Если да, всё время или время от времени, дорога жизни будет выводить в Эрмитаж! Если у кого-то пока этого не случилось, но где-то в глубине души живет Эрмитаж, выбирайтесь! Эрмитаж когда-нибудь доберётся до вашего сердца!
От автора.
Если Вам интересны мои заметки о музеях, их можно отыскать в подборке "Музеи" на канале "Виртуальные прогулки в историю:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!