Гюстав Кайботт не был художником-реалистом
Это утверждение — ошибка. Понимаем: уважаемые блогеры, взявшие на себя труд писать о всевозможных аспектах русской и мировой живописи, опираются в первую очередь на информацию из онлайн-справочников. Которые вводят их, а затем и их читателей в добросовестное заблуждение.
Поясним свою позицию
Картины Кайботта:
- не несли в себе никаких социальных комментариев;
- смягчали наиболее драматичные аспекты жизни современников.
Настоящие реалисты никогда так не поступали. А единожды поступив, были бы моментально «выписаны» единомышленниками в категорию художников романтического либо символического толка.
И вообще: повествуя о творчестве Кайботта, дорогие коллеги то и дело путают реалистов с академистами, реализм с натурализмом, реальность с объективностью восприятия, крайне вольно обращаясь с терминами и определениями. Пробуем же внести долгожданную ясность.
Гюстав Кайботт не создал никакого «собственного варианта импрессионизма»
Итак. Помимо того факта, что Кайботт не был адептом реализма, он — вопреки многочисленным утверждениям, хм, коллег — не создал никакого «собственного варианта импрессионизма». Лишь избрал ту семантическую и стилистическую нишу течения, в которой его творческие эксперименты позволяли его же таланту раскрываться наиболее полно.
Несомненный козырь авторского стиля Гюстава — умение находить компромиссы меж личными эстетическими предпочтениями, с одной стороны, и необходимостью беспристрастно отображать окружающую действительность, с другой. Приглядитесь, дорогой читатель: за каждым якобы случайным, ускользающим моментом бытия, угодившим на холст нашего мастера, стоит большой объём предварительной работы. Отступы, ритмы, отношения углов, сложная геометрия доминант, модульные сетки, даже старые добрые золотые сечения... Отсюда — «фотографические» ракурсы его лучших работ и тщательно прописанные детали дальних планов. Отсюда же — заигрывание с академическими приёмами формирования пространства и перспективы. Любовь мастера к видам сверху. Всё — ради красоты и завершённости композиции.
И всё же Кайботт был именно что импрессионистом
Его искусство мгновенного впечатления нашло прибежище в размашистых и стремительных, но плотно уложенных и тщательно согласованных мазках, особенно эффектно смотрящихся на передних планах работ. Воплотилось в умении оживлять композиции малозначительными (на первый взгляд) деталями. Наделять свежестью и оригинальностью вполне ожидаемые контрасты и комплиментарные цветовые пятна. Балансировать на грани достоверности и театральности изображаемого действа, умея «не пересолить» его заведомо постановочными эффектами.
Всего этого не хватило для того, чтобы избавить его живопись от известной доли принуждённости. Но оказалось достаточно для создания медитативного, успокаивающего стиля, полюбившегося ценителям живописи во всём мире. Картины Гюстава Кайботта — это равновесие в движении. Это уютные просторы и исчерпывающая лаконичность. Феномен, предваривший золотой век импрессионизма и во многом его предопределивший.
P.S. Если Вам пришлись по душе картины французского импрессиониста Гюстава Кайботта, предлагаем Вам, дорогой читатель, написать в разделе комментариев любое нравящееся Вам число в диапазоне от 1 до 200. А мы со своей стороны берёмся опубликовать картину за его авторством, числящуюся под указанным Вами номером в каталоге работ этого великолепного художника.
Автор: Лёля Городная
Подписывайтесь на канал или не подписывайтесь на канал! В любом случае Вам — спасибо, а нам — пожалуйста!🙋♀️😊