Найти в Дзене
Книжный слушатель

Загадки «Славянских композиторов» Ильи Репина

Когда я бываю на концертах в Большом зале Московской консерватории, обязательно навещаю картину «Славянские композиторы» Ильи Репина, она находится на стене фойе. Там изображены 22 русских, чешских и польских известных композитора; они жили в разные годы, но на картине помещены в одном зале. У этой работы – необычная судьба, первоначально она предназначалась не для консерватории, а для ресторана «Славянский базар» на Никольской улице, где был зал для концертов и лекций (этот зал назывался «Русская беседа» и был соответствующе оформлен). Художник завершил полотно в мае 1872 года, к открытию ресторана. Созданию «Славянских композиторов» посвящена большая глава в воспоминаниях Ильи Репина «Далекое близкое» (я слушала аудиокнигу с воспоминаниями в замечательном исполнении актера Александра Бордукова). Судя по всему, Илья Ефимович придавал особое значение этой картине, столь подробно он рассказывал не о каждой своей работе. И это вполне объяснимо. Во-первых, идея славянского братства была

Илья Репин, "Славянские композиторы", 1871-1872
Илья Репин, "Славянские композиторы", 1871-1872

Когда я бываю на концертах в Большом зале Московской консерватории, обязательно навещаю картину «Славянские композиторы» Ильи Репина, она находится на стене фойе. Там изображены 22 русских, чешских и польских известных композитора; они жили в разные годы, но на картине помещены в одном зале. У этой работы – необычная судьба, первоначально она предназначалась не для консерватории, а для ресторана «Славянский базар» на Никольской улице, где был зал для концертов и лекций (этот зал назывался «Русская беседа» и был соответствующе оформлен). Художник завершил полотно в мае 1872 года, к открытию ресторана.

Созданию «Славянских композиторов» посвящена большая глава в воспоминаниях Ильи Репина «Далекое близкое» (я слушала аудиокнигу с воспоминаниями в замечательном исполнении актера Александра Бордукова). Судя по всему, Илья Ефимович придавал особое значение этой картине, столь подробно он рассказывал не о каждой своей работе. И это вполне объяснимо.

Во-первых, идея славянского братства была весьма популярна во второй половине XIX века, тогда искусство вдохновлялось национальными традициями и славными страницами истории; сам Репин тоже развивался в этом русле. Во-вторых, вокруг картины было много слухов и споров, поэтому художник записал некоторые важные факты и мнения, чтобы сохранить правдивую информацию для истории. Опираясь на эти факты, хочу рассказать о некоторых загадках «Славянских композиторов».

Почему на картине нет Петра Ильича Чайковского? Дело в том, что Репин не сам выбирал героев картины, а вынужден был следовать списку, который был составлен Николаем Рубинштейном, знаменитым музыкантом и основателем Московской консерватории. Николай Григорьевич внес в список тех, чьи музыкальные заслуги были давно общепризнаны (Бортнянский, Львов) или являлись гениями национальной оперы (Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Монюшко). Кроме того, Рубинштейн особенно благоволил пианистам (Ласковский, Одоевский, Шопен, Огинский, Липинский). А вот Чайковский и Мусоргский к началу 1870-х только появились на музыкальном небосклоне, оттого и не попали на картину (хотя Репин предлагал изобразить их, но владелец «славянского базара» Пороховщиков не захотел перечить Рубинштейну).

Справедливо сказать, что картина собрала портреты тех славянских композиторов, которые были особенно почитаемы к началу 1870-х годов. Однако проверка временем показывает, что критерии отбора были небезупречны; сейчас некоторые имена почти неизвестны для широкой публики. Да и тогда зрители активно обсуждали, кто и почему оказался на картине, а кого там нет.

Другой дискуссионный вопрос – совмещение живых и давно умерших композиторов на одном полотне. Писатель Тургенев называл эту идею нелепой, а Репин возражал ему, мол, в Парижской академии художеств тоже есть картина, где запечатлены знаменитые французские художники сразу за три века. В защиту Репина я добавила бы еще, что большинство изображенных композиторов застыли в статичных позах и не общаются между собой, лишь трое на переднем плане ведут разговор: это Глинка, Одоевский и Балакирев. Художник учел, что Глинка и Одоевский были друзьями, причем обширные знания Одоевского о российской истории пригодились Глинке при создании оперы «Жизнь за царя». Кроме того, Глинка и Балакирев, несмотря на разницу в возрасте, действительно встречались в Петербурге в 1855 году, среди тем их разговора был фольклор и его мотивы в новой музыке.

Портреты некоторых композиторов прорисованы нечетко и без подробностей, автор объяснял это тем, что полотно планировалось разместить высоко под потолком и поэтому приходилось писать широкими мазками, видными издалека. Загадкой остается черный силуэт на заднем плане, на фоне приоткрытой двери. Это польский композитор Кароль Липинский, черты его лица почти не просматриваются. Или Репин не успел их прорисовать, или не нашел исходное прижизненное изображение Липинского, или была другая причина – пока я не обнаружила точный ответ, надо заняться поисками в трудах искусствоведов или в мемуарах.

Пояснительная табличка перед картиной "Славянские композиторы"
Пояснительная табличка перед картиной "Славянские композиторы"

Как «Славянские композиторы» оказались в Московской консерватории? После Октябрьской революции картина оставалась в зале «Славянского базара», в котором сначала шли спектакли Московского театра оперетты, затем выступал Театр юного зрителя и другие театральные труппы. В начале Великой Отечественной войны полотно было отправлено в эвакуацию в Пермь, а после возвращения его разместили в фойе Московской консерватории, на месте разбитого из-за бомбардировки витража с покровительницей музыкантов Святой Цецилией. Этот витраж был воссоздан в наши дни и смонтирован на историческом месте при масштабной реконструкции БКЗ в 2011-2022 годах. Тогда «Славянских композиторов» подвинули влево, установили перед ними ограждение и бронзовую табличку с именами изображенных знаменитостей.