Недавно многих позабавила новость о том, что Нэтфликс предъявляет своим сценаристам новые требования - герои должны озвучивать произошедшее на экране, дабы зрители, которые смотрят кино в фоновом режиме, не теряли нить повествования.
Например, в недавно вышедшей романтической комедии "Ирландская мечта" героиня Линдси Лохан говорит: "Мы провели день вместе. Я признаю, что это был прекрасный день, наполненный захватывающими видами и романтичным дождем, но это не дает тебе права подвергать сомнению мой жизненный выбор. Завтра я выхожу замуж за Пола Кеннеди". А ее собеседник отвечает: "Это последний раз, когда ты меня видишь. После завершения работы тут, я отправлюсь в Боливию фотографировать древесных ящериц, находящихся под угрозой исчезновения".
Оценили диалог? Прекрасный, правда. Не очень реалистичный и натуралистичный. Зато максимально информативный. Всего пара предложений, а кажется, что ты уже знаешь все что было и будет в этом фильме происходить...
В 2017 г. Нэтфликс праздновал свой 20-летний юбилей. И весь мир выражал восхищение тем, как эта стриминговая платформа изменила индустрию кино и телевидения и превратилась в мощнейшего игрока.
К тому же середина 2010-х ознаменовалась "золотой эрой" сериалов. Все соглашались с представлением о том, что стриминги сделали возможным существование высококачественной интеллектуальной сериальной продукции. И сравнивая телевизор, кинотеатр и стриминги победитель казался очевидным. Телевизор со своими мыльными операми для домохозяек устарел. В кинотеатрах только стрелялки и супергерои. А вот стрмиминги - это вещь. Именно там творится искусство, соблюдается высокое качество и реализуется креатив таких мастеров как Альфонсо Куарон с его "Рома" и Паоло Соррентино с его "Молодой папа".
Но в середину 2020-х стриминговые сервисы пришли совершенно с другим статусом. Эксперты и обычные зрители массово критикуют интернет платформы. Нэтфликс превратился в конвейер, производящий стереотипные типичные проекты, мало чем отличающиеся друг от друга. Стриминговые сервисы предлагают множество фильмов и сериалов, но абсолютное большинство из них превратилось в безликие шаблонные мало запоминающиеся проекты. И даже наличие голливудских звезд не придает им особой значимости. Вот например, сериал "Идеальная пара" с Николь Кидман - что это, если не трафаретный проект, который создан ради эксплуатации зрительского интереса к историям в духе "Белый лотос"?
Можно долго и нудно перечислять все то, что плохо сделано в современных стриминговых проектах. Но особого смысла высказывать критику нет. Руководство интернет платформ само в открытую заявляет о своих приоритетах. А эти приоритеты железобетонно опираются на работу алгоритмов - что популярно, то и будет тиражироваться. Нэтфликс сделало своим лозунгом создание контента, который должен быть "достаточно разнообразный, чтобы привлекать всех".
Выбирая между проектом, который восхитит десяток миллионов зрителей и тем, который посмотрит и быстро забудет сотня миллионов зрителей, платформы выбирают второе.
Инсайдеры вообще заявляют, что руководство стриминговых платформ дает зеленый свет сериалам и фильмам, порой даже не читая сценарий. Руководство интернет ресурсов не стремится проводить маркетинговые кампании для тотального большинства создаваемых фильмов и сериалов. Они рекламируют в первую очередь свою платформу. Их задача - привлечь человека на стриминг. А остальное сделают алгоритмы, удачно подсовывая зрителю аналоги полюбившихся проектов. Более того, инсайдеры говорят, что зрители с куда большим удовольствием смотрят старые фильмы из 90-х и 2000-х, чем новинки платформ.
Так как стриминги не отчитываются ни перед кем о том, насколько удачным был тот или иной проект, у них есть огромные возможности манипулировать статистикой. Они учитывают двухминутные просмотры за полноценный просмотр фильма, при этом включая автоплей. А всю статистику строят на суммарном числе вовлеченных зрителей и количестве минут.
Руководству интернет платформ совершенно не интересно создание единичных успешных проектов - если волна публики оплатит подписку ради одного-двух фильмов, а затем убежит, это еще хуже, чем если бы эти ценители прекрасного вообще не приходили. Стримингам нужна стереотипная стабильная аудитория, потребляющая в большом количестве такой же контент как и они сами - стабильный и стереотипный.
Игроки киноиндустрии и телевидения негодуют, что пришедшие из технологических интернет компаний владельцы стриминговых платформ разрушают кинобизнес, превращая его в подчиненный алгоритмам потребительский бизнес. Создать что-то авторское, оригинальное становится практически невозможно. Вместо этого интернет платформы клепают однотипный контент, который создается чтобы его включали, а вовсе не смотрели. Это фастфуд и ресторанным блюдам в нем не место.
Стриминговые платформы выпускают сотни фильмов в год. Их создают сотни сценаристов и режиссеров. Но вы можете назвать хоть одно громкое имя кинематографиста, рожденное благодаря стриминговому проекту? Нет. Таких просто нет. Интернет платформы заинтересованы в ремесленниках и абсолютно не заботятся о том, чтобы создавать и восхвалять новых ярких кинематографистов. Если ваша фамилия не Скорсезе, то даже продав свой фильм Нэтфликс, вы вряд ли получите хоть каплю славы. Ваш фильм просто утонет в море стриминговых рекомендаций и все.
Эксперты утверждают, что стрминговые платформы хорошо осознают низкое качество своей продукции. Поэтому они стремятся сделать ее максимально удобоваримой для фонового режима. О "золотой эре" сериалов стоит забыть. Все больше и больше сериальных проектов будет создаваться по принципам телевизионных вертикальных проектов и теленовелл - чтобы за сюжетом можно было следить, не особо вникая в происходящее. А успех фильмов все больше будет определяться способностью биг даты находить сходства новинки с другими популярными проектами.
Оригинальные авторские проекты есть и будут создаваться и дальше. Но найти их под гнетом алгоритмов будет все сложнее и сложнее. Пока человечество фантазирует о восстании машин, машины похоже уже давно победили человечество, загнав его сознание в строгие рамки. Помните, как в "Валли" искусственный интеллект заявлял о смене моды с одного цвета на другой и все моментально меняли цвет своей одежды? Массовая мода нынче определяется вовсе не модельерами, а алгоритмами. И она определяет не только фасон нашей будущей обуви. А вообще всего. Откройте ютуб и увидите, что абсолютно все стремятся создавать однотипные обложки и однотипный монтаж, произносят однотипные фразы и соблюдают однотипный ритм повествования. У всех сдохла креативность? Нет, креативность оказалась убита алгоритмом, который форсит только то, что ему нравится и игнорирует все остальное.
Ну а техногигантов такая власть алгоритмов похоже устраивает полностью. Главное, чтобы деньги лились рекой. А они и будут литься именно им - глобальной альтернативы в любом случае нет.