Найти в Дзене

Салават Фатхетдинов: «Меня поддерживает простой народ. Если бедный человек приходит, покупает билет и слушает мой концерт, я живу»

Сегодня день рождения Салавата Фатхетдинова. В честь этого мы собрали его высказывания разных лет. «Сейчас на сцене – сплошные огни»
– Теперь почти все артисты используют яркие световые эффекты на сцене. Никто даже не задумывается, вредно ли это для глаз зрителей.
Модным стало также выпускать дым. Зачем нужен этот дым? Говорят же: «Пускают дым в глаза», – это про иллюзию. Может, дым нужен артистам с некрасивой фигурой. Лично мне это абсолютно не нужно.
Еще появилась мода устанавливать огромные экраны. Зачем? Это стоит миллион рублей. Поэтому я решил, что буду петь без экранов, огней, дыма и с проводным микрофоном. «В 1995 году я впервые написал стихотворение о женщинах»
– Альфред тогда впервые написал к нему музыку. Видимо, мы уже успели немного выпить. Разве можно сочинять музыку на трезвую голову?
Женщин понять очень сложно. Иногда они сами себя не понимают. Проще сказать женщине «да» и избежать конфликта, чем пытаться объяснить свою точку зрения. Женщину не нужно понимать, её нужно

Сегодня день рождения Салавата Фатхетдинова. В честь этого мы собрали его высказывания разных лет.

«Сейчас на сцене – сплошные огни»
– Теперь почти все артисты используют яркие световые эффекты на сцене. Никто даже не задумывается, вредно ли это для глаз зрителей.
Модным стало также выпускать дым. Зачем нужен этот дым? Говорят же: «Пускают дым в глаза», – это про иллюзию. Может, дым нужен артистам с некрасивой фигурой. Лично мне это абсолютно не нужно.
Еще появилась мода устанавливать огромные экраны. Зачем? Это стоит миллион рублей. Поэтому я решил, что буду петь без экранов, огней, дыма и с проводным микрофоном.

«В 1995 году я впервые написал стихотворение о женщинах»
– Альфред тогда впервые написал к нему музыку. Видимо, мы уже успели немного выпить. Разве можно сочинять музыку на трезвую голову?
Женщин понять очень сложно. Иногда они сами себя не понимают. Проще сказать женщине «да» и избежать конфликта, чем пытаться объяснить свою точку зрения. Женщину не нужно понимать, её нужно любить. А вот мужчин – нужно понимать, любовь к ним придёт сама.

«Каждая нация сохраняет своё лицо»
– У каждой нации есть свой музыкальный «кредо». Например, у кавказцев – свои барабаны, ритмы, мелодии. Они не изменяют своим традициям! Тексты могут меняться, но кавказский стиль сохраняется.
А мы сегодня пытаемся подражать русской эстраде, завтра – индийской. Сейчас увлеклись восточной музыкой. Восточные мотивы заставляют хлопать в ладоши, но люди уже не слушают песню, её мелодию. О текстах вообще говорить не приходится. О чём они поют? Почему слова песен потеряли смысл? Потому что появился термин «автор-исполнитель». Он сам пишет, сам сочиняет музыку, сам поёт и сам слушает. Удобно, не правда ли?
Работаешь против своего народа – аплодисменты громче. Такое время.
Раньше существовал худсовет. Не всё из Советского Союза нужно было выбрасывать. Были и хорошие вещи. Контроль! Сейчас контроля нет. Кто хочет, тот выходит на сцену; что хочет, то и поёт. Причем 100% под фонограмму... И это вызывает аплодисменты!

«Журналистика – великая профессия»
– Слово «журналист» – это великое слово. Кого бы вы ни интервьюировали, с кем бы ни говорили, вы должны быть в три, пять, десять раз умнее своего собеседника.
Ко мне приходят и задают первый вопрос: «Сколько у вас машин?». Второй – дежурный вопрос. Третий – «Какие у вас планы на будущее?». Всё, на этом разговор заканчивается.
Журналист должен быть немного хитрым, умным и изобретательным. Не кричать, как дурак, а быть готовым ответить за каждое своё слово, – говорил Салават Фатхетдинов.

«Мой сын говорит по-татарски с русским акцентом»
– Мой сын Рустам говорит по-татарски с русским акцентом. Ничего не поделать. Но если хотя бы в душе он останется татарином, это уже большое достижение.
Самый плохой человек – это манкурт. Хуже татарина, который отказывается от своего языка и религии, быть не может. Сейчас нам нужно приложить все усилия, чтобы не стать
манкуртами.

«Сказать что-то плохое об Ильгаме Шакирове — один из самых больших грехов»

«Есть одна женщина, не буду называть её имя. Она до сих пор жива. Сказала: „Я не могу видеть Ильгама Шакирова“. Я чуть не умер от таких слов. И это человек искусства! Таких людей, возможно, два-три, и они — несчастные. Нельзя назвать счастливым того, кто не любит Ильгама Шакирова.

Сказать что-то плохое об Ильгаме Шакирове, на мой взгляд, это один из самых больших грехов. Человек искусства не имеет права говорить такие слова. Его нужно восхвалять, поддерживать, возвышать. Это должно стать нашей главной задачей. Ильгам абый был мудрым и проницательным. Люди, которые имели возможность общаться с ним, были по-настоящему счастливы», — сказал он.

«Я удивляюсь тому, что нужно народу»

— Люди сами решают, что им нужно. Загнать их в зал невозможно, как и выгнать. Если такое направление стало популярным, значит, оно нужно. Искажение татарской культуры — это неправильно, но такие случаи бывают. Пусть будет всё! Даже бабушки ходят на такие мероприятия. Я удивляюсь: значит, им это нравится. Ещё и поднимают телефоны, размахивая ими. Мода приходит и уходит. У татар есть свои законы, своя музыка, свой стиль — это никуда не исчезнет, с позволения Аллаха. Для этого нужно немного бороться и быть бдительными.

О бессмысленных песнях

— Я многих певцов не понимаю. Сейчас многие сами пишут песни, исполняют их и слушают. И это касается не только молодых.

Иногда мелодия не соответствует тексту, а иногда слова такие бессмысленные, что в них трудно поверить.

Например, песня Рустама Закирова «5 минут». Мне она очень нравится. Он очень старательный парень, хороший певец, честный человек, говорит всё, что думает. В песне он поёт: «Приходи ко мне хоть на 5 минут в день». Что можно сделать за 5 минут? Я пытаюсь представить. Ну ладно, он уже не молод, за нами следует. Для пожилого человека, возможно, 5 минут — это достаточно.

На схожую тему поёт Зульфия Шакирова: «Приди ко мне, хотя бы на 5 минут... Чтобы я могла сказать, что счастлива». Я хорошо знаю их обоих. Мы учились вместе, наши судьбы связаны со школьных лет. Но они ведь никогда не были разлучены на 5 минут! Постоянно вместе. Думаю, Зульфия включила эту песню в свой репертуар, исходя из возможностей мужа Джавита.

Ладно, они старше. Для них, наверное, 5 минут — это много.

А вот Рифат Зарипов поёт «И всего 2 минуты». Судя по его весу, 2 минуты, наверное, достаточно. Молодой же человек, может себе позволить... А вот рекордсмен — Фирзар Муртазин. Он поёт: «Хоть бы на 1 минуту». Ему веришь, он не умеет врать. Его даже в шутку прозвали „7 секунд“. За 7 секунд мы успеваем и поругаться, и помириться. Молодец Фирзар!

Однажды я позвонил своему другу Ревалю Хисматуллину и попросил подобрать красивую песню, которая мне подойдёт. Через неделю он написал для меня песню «Приходи на одну ночь». Я её исполнил, мне она понравилась. Но потом подумал: люди будут обсуждать, что я пою. А если этот кто-то пришла на одну ночь? Что мне с ней делать всю ночь? В итоге мы заменили на «Приходи на один день».

«Всю жизнь я воспевал чужих женщин. А теперь – о своей жене»

«Есть одна песня, "Для Лейсан", которая была написана для моей жены. И слова, и музыку я сочинил сам. Это настоящий шедевр:
"Звёзд подарить не могу – не дотянусь.
Подарю тебе искреннюю любовь.
Если будем вместе, горя у тебя не будет,
Обойдут стороной страдания и боль".

Но один момент не совсем соответствует действительности. Во втором куплете поётся:
"Если девушки передают мне привет,
Я принимаю, но скрываю это,
Потому что тебе может не понравиться".

Первоначальный вариант звучал так:
"Если девушки давали мне что-то, я брал».

“Речь идет о приветах”, - сказал он потом.

«Мы произвели революцию на сцене»

«Мы были теми, кто произвёл революцию на сцене. В своё время нас много критиковали. Но мы выдержали, пошли вперёд, потому что мы – дети, родившиеся между 1945 и 1985 годами. Мы – люди другой эпохи, другого воспитания. Мы не боялись ходить пешком в школу за 5 километров. Вернувшись домой, мы целый день проводили на улице. Мы не надевали шлем, садясь на велосипед или мотоцикл. У нас не было интернета, но у нас были настоящие друзья. Мы пили холодную воду из колонки и не болели. Каждый день ели картошку с хлебом, но не толстели. Мы никогда не просили у родителей лишнего. Игры придумывали сами, игрушки делали своими руками. Мы ходили друг к другу в гости без приглашения, накрывали стол из того, что было, и радовались жизни. Мы не знали, что такое обвинять друг друга. Эти воспоминания хранятся на черно-белых фотографиях, в настоящих альбомах, которые мы украшали своими руками».

Пустые или наполовину заполненные залы мне не нужны.

Раньше, когда я был на пике популярности, я отправлял билеты поездом, и за три дня их полностью раскупали. Меня поддерживает простой народ. Если бедный человек приходит, покупает билет и слушает мой концерт, я живу. Ведь я не сижу на дотациях.

«Мы – последнее поколение, которое боялось матерей»

«Мы – последнее поколение, которое жило в уважении к матерям и одновременно в страхе перед ними. И мы – первое поколение, которое живёт, угождая детям и боясь их».

«Я никогда не пел чужие песни»

«Я никогда не пел чужие песни, потому что песня принадлежит тому, кто исполнил её первым. Это как первая любовь».

(Из репортажа Рифата Каюмова)
"Деревня в прошлом и настоящем"
Мы любим деревню, восхваляем её, скучаем по ней, но с удовольствием живём в Казани. Я не особо скучаю по деревне, потому что в той деревне, где я рос, было мало приятного. С третьего класса нас приучили к тяжёлому труду: один гектар свёклы, один гектар картофеля, один гектар гороха… Моё детство прошло за уборкой картошки, прополкой свёклы, сбором тряпок, сдачей бутылок и продажей яиц. Сегодняшнее время для меня гораздо ценнее.

"Как сохранить язык?"
Чтобы сохранить язык, не нужно выходить на улицу с вилами или топором. Всё проще: дома нужно говорить на татарском. Башкир пусть говорит по-башкирски, татар – по-татарски. Порядок в доме – это то, что нельзя требовать от государства.Сохранение языка напрямую связано с тем, чтобы создавать семьи внутри своей нации. В смешанных браках татарский язык не сохраняется. Если татарская девушка выходит замуж за мужчину другой национальности, у него всё в порядке: он сыт, его дом убран, а работа сделана. А вот если татарин женится на девушке другой национальности – можно ставить крест. Мужчина будет питаться вчерашней едой или едой из доставки. Ему обеспечен "вечный пост", вечный месяц Рамадан.

3. "Татарстан – наш бонус"
Мы – очень счастливый народ. Во-первых, мы живём в России. Посмотрите на Европу и возьмите уроки. Жить в Татарстане – это бонус, дарованный нам Всевышним. А жить в Казани – это бонус с кэшбэком.

(Из репортажа Энже Габдуллиной)

Салават о воспитании:
Когда мы учились в школе, учебная программа была замечательной, воспитание – безупречным. Я уверен, что программа нашего времени обязательно вернётся. Сегодняшние дети совсем потеряны, у них нет ориентиров. Они сидят в интернете и не могут оттуда выбраться. Смотрят всё, что показывает Запад и Европа. Если однажды ваш сын придёт домой и скажет: «Мама, я хочу быть
девочкой», не удивляйтесь. Дай Бог, чтобы такого не случилось, но у меня есть такое предчувствие...

Анекдоты от Салавата Фатхетдинова:

  1. Одна женщина пришла к мулле и спросила:
    – Мулла, что будет со мной, если я буду изменять мужу?
    Мулла ответил:
    – Зависит от того, с кем изменишь. Если с пастухом – три дня в аду. Если с дальнобойщиком – десять дней. Если с начальником – месяц.
    Женщина не растерялась:
    – А если с муллой?
    Мулла задумался и сказал:
    – Что, сразу в рай захотелось?
  2. Разговаривают два профессора. Один жалуется:
    – Память совсем плохая стала.
    – Почему? – спрашивает другой.
    – Да вот, был романтический вечер с женой. А утром я ей сказал: "Дай зачётку, поставлю пятёрку".
  3. Встретились два старика. Один говорит:
    – Я вылечился от болезни, из-за которой всё забывал. Теперь всё помню!
    Второй спрашивает:
    – Как называется это лекарство?
    Первый задумывается:
    – Ну, это... знаешь, такое, с колючками, красное сверху...
    – Шиповник? Роза?
    – Ах да, Роза! Роза, жена, как называется то лекарство?
  4. «В Татарстане нет слов "не могу помочь". У нас говорят: "Эх, почему ты не сказал раньше!"»

(Из интервью Алины Айдаровой)

«Женщина не должна знать об измене»

Журналист: Что вы можете сказать о татарском языке?
Салават: Ничего не скажу.

Журналист: Ваши дети не говорят по-татарски.
Салават: Это уже большая беда.

Журналист: В чём суть вашего концерта? О любви?
Салават: Каждый должен понять это по-своему. Если вы не поняли, значит, забыли, что вы журналист, и просто смотрели шоу. Что касается любви, её объяснение каждый воспринимает по-своему.

Журналист: Я поняла, что рядом с любовью всегда есть измена.
Салават: Разве вы этого не знали? Вас когда-нибудь обманывали? Обманывали, вот и всё, сестрёнка. С этим ничего не поделаешь – это жизнь. Есть такие вещи, о которых лучше не говорить. Лучше промолчать.

Журналист: Должна ли женщина прощать измену?
Салават: Женщина не должна знать об измене. Если она знает всё, можно умирать (смеётся). А лучше всего – не изменять.

Журналист: Это не значит, что время вашего поколения артистов уходит?
Салават: Конечно, нет! Вы послушайте, что сейчас поют.

Журналист: А что поют? Люди же слушают.
Салават: Если выйдешь без штанов, интерес будет больше, зрителей соберётся ещё больше. Но мы так не делаем. Мы развиваем татарскую культуру, сохраняем татарский народ.

Журналист: Артистов без штанов стало меньше. Сейчас исполнители выглядят более стильно.
Салават: Посмотрите все концерты. На моих концертах без штанов никого не увидишь, но у других – вполне.

Журналист: Чьи концерты вам самому нравятся?
Салават: Свои. Я себя люблю (смеётся).

Журналист: Вы до сих пор так же популярны, как раньше?
Салават: Очень популярны. В этом у меня нет сомнений. Мне этого хватает. В Казани у меня нет проблем с тем, чтобы собрать зрителей на концерт. Уфа – это спасительная площадка для татарских исполнителей. Из Башкортостана в Татарстан ни один певец не приезжает, а из Татарстана в Башкортостан ездят. Один зал, одна публика. Мы все пытаемся привлечь эту аудиторию.

Журналист: Ходят слухи, что на концерты Салавата людей собирают по указу сверху.
Салават: Ты сама-то в это веришь?

Журналист: Честно говоря, нет.
Салават: Молодец! Как можно собрать людей по указу? Никакого «указа» не существует. Есть друзья. Есть люди, которые не пропустили ни одного концерта. И есть те, кто ни разу не пришёл. Что с ними поделаешь. Никто никогда не уходил с моего концерта недовольным. Потому что я три с половиной часа честно «пашу» на сцене. Я не обманываю свою публику.

(Интервью Алсу Исмагиловой, Интертат)

Салават Закиевич Фатхетдинов (в источниках также упоминается как Салават Фатхутдинов, тат. Фатхетдинов Салават Зәки улы)

Салават Закиевич Фатхетдинов — выдающийся татарский певец, композитор, народный артист Татарстана, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, мастер спорта международного класса по автоспорту. Он также президент Федерации гиревого спорта Республики Татарстан, директор татарстанского отделения Российского детского фонда и профессор Казанского государственного института культуры. Заслуженный работник культуры Ульяновской области (2010).

Биография

Салават Фатхетдинов родился 10 января 1960 года в деревне Аксаитово Татышлинского района Башкирской АССР (СССР).

Основные этапы жизни и карьеры:

  • Образование: После средней школы поступил в Стерлитамакское культпросветучилище. Позже окончил режиссёрское отделение Казанского института культуры (1989).
  • Трудовая деятельность:
  • 1977–1979 — директор Дома культуры деревни Ильметово.
  • 1979–1981 — служба в Советской Армии.
  • 1981–1989 — директор Аксаитовского центра музыкальной клубной системы в Башкирии.
  • 1989–2000 — руководитель и солист Набережночелнинского экспериментального концертного объединения.
  • Творчество:
    В 1989 году стал лауреатом конкурса «Татар җыры».
    Его концерты в августе — многолетняя традиция, символизирующая начало нового творческого сезона.
  • Звания и награды:
  • 1991 — Заслуженный артист Республики Татарстан.
  • 1995 — Народный артист Республики Татарстан.
  • 2005 — Заслуженный артист Российской Федерации.
  • 2008 — лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.

Салават Фатхетдинов — основатель и художественный руководитель Театра песни «Салават». Его постановки объединяют современные технологии и традиционное татарское искусство. Работает с известными поэтами и композиторами, такими как Ф. Муртазин, А. Туктагулов, С. Абдуллин, Р. Миннуллин и др.

Спортивная деятельность

Салават Фатхетдинов проявил себя как спортсмен и автогонщик.

  • Гиревой спорт и автоспорт:
    Участвовал в соревнованиях по национальной борьбе, тяжёлой атлетике. С 1997 года выступает как автогонщик.
  • Организация мероприятий:
    С 1998 года проводит благотворительные зимние трековые гонки «Кубок Салавата» в Набережных Челнах. Собранные средства передаются в местный Дом ребёнка.
  • Титулы:
    Мастер спорта международного класса, чемпион России по автокроссу (2008–2009, класс Д1).

Семья

Салават Фатхетдинов — семейный человек, воспитывает детей и внуков:

  • Дочери: Лиана, Алина.
  • Сын: Рустам.
  • Внуки: Хаят, Райхан, Жаннет, Дамир.
  • Зять: Фердинант.
  • Невестка: Рузия.

Признание и общественная деятельность

  • С 1997 года его имя носит Старокайпановская средняя школа Татышлинского района.
  • Имя Салавата Фатхетдинова увековечено в Аллее татарских звёзд на улице Баумана в Казани.

Интересные факты

  • Салават активно участвует в развитии татарской культуры и поддержке национальной идентичности.
  • В 2024 году выступил доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина.

Салават Закиевич Фатхетдинов остаётся знаковой фигурой татарской эстрады, совмещая творческую, общественную и спортивную деятельность.