Всегда печально, когда действительно талантливые группы, имеющие все данные для того, чтобы завоевать популярность в итоге остаются не у дел. Crystallion очередная такая группа, они должны были стоять в одном ряду с Powerwolf и Sabaton, но судьба распорядилась по-другому.
Я уже как-то упоминал, об этой группе, но так как я до сих пор слушаю ее альбомы, решил отдать дань уважения и написать полноценную статью.
Crystallion это немецкая группа которая была основана в 2003 году. Басист Штефа Гимпл и барабанщик Мартин Херзингер решили объединить свою любовь к музыке и истории. В 2005 в группу пришел вокалист Томас Штублер (который обладает диапазоном в несколько октав), к этому моменту группа уже определилась со стилем и заиграла модный в то время Power взяв за основу Rhapsody of Fire, Stratovarius, Helloween. Дебютный альбом вышел в 2006 и назывался A Dark Enchanted Crystal Night это был качественный Power с фэнтэзи тематикой. Альбом был принят хорошо и получил высокие оценки в прессе.
Но по-настоящему на группу обратили внимание после выхода альбома Hattin (2008), помимо качественной музыки и вокальных партий, привлекала внимание концепция альбома. Он был посвящен битве при Хаттине (Разгром крестоносцев силами Салах ад-Дина в 1187 году), предпосылкам и последствиям. Тематика крестоносцев отлично заходит металлистам еще со времен альбома Crusader (1984) группы Saxon, только тут группа взяла локальное событие, что позволило погрузить слушателя в контекст и подробно осветить его. Чтобы было понятно на сколько детально группа подошла к вопросу, из восьми песен, три песни это описание битвы. Кстати, хоть и песен всего 8, длительность альбома почти 55 минут.
Отдельно хочется выделит песни «Wings of Thunder» и одинадцатиминутный эпик «Preach with an Iron Tongue». И этот альбом, понравился всем еще больше, чем дебютный и группу снова хвалили на все лады.
А спустя всего один год группа выпустила лучший альбом в своей дискографии Hundred Days (2009). Отличительная особенность альбома, он больше ориентирован на клавишные, так как накануне записи группу покинул второй гитарист и у клавишника Мануэля Шаллингера появилось больше свободы. С концептуальной точки зрения, была взята формула «Hattin», т.е. снова небольшой исторический промежуток, а именно, так называемые 100 дней Наполеона – период возвращения императора из первой ссылки, которое в итоге закончилось битвой при Ватерлоо. Также, слушателя погружают в контекст, подробно рассказывая о возвращении Наполеона («The Sleeping Giant») и сражениях в преддверии главной битвы его жизни («Sole Survivors In Ligny»), битва при Ватерлоо, также рассказывается аж через три песни «Hougoumont», «Under Heavy Fire», «We Stand Aligned», потом эпилог, ставящий точку после всех событий - «Hundred Days».
И заканчивает все эпичной балладой от лица маршала Нея, который командует собственным расстрелом. С точки зрения музыки или вокала, все выполнено великолепно, альбом слушается на одном дыхании, с первого до последнего трека, за счет детального подхода, слушателя заставляют пережить те самые исторические события.
Это лучший альбом по Наполионике который когда-либо выходил. Тем не менее, минус у альбома есть, это форма повествования, так как куплеты поются от лица разных исторических личностей, а вокалист всего один, не владея английским и не читая буклета, ты рискуешь запутаться в смыслах текстов. По-хорошему, это материал для полноценной исторической метал-оперы, но то ли музыканты поспешили (все же альбом сделали за год) то ли испугались, что не вывезут такой проект, не знаю, но такой формат подошёл бы лучше. Тем не менее, альбом на 10 из 10, а с метал-оперой было бы 12 из 10. После выхода альбома, группу в прессе стали называть Новой надеждой Power Metal’a, это был очередной успех.
Ну и, собственно, на этом история успеха заканчивается и начинается история падения. Судя по всему, атмосфера в группе стала меняться не в лучшую сторону. И в 2012 году ее покидает клавишник, сама группа решает не брать нового и в 2013 выпускает новый альбом Killer.
И тут фанаты оказались в недоумении. Начнем с обложки, первые три альбома имели вполне хорошие рисованные обложки, а тут как будто кто-то из участников группы решил поместить свою зафотошопленную подругу, при чем не самую симпатичную, обложка выглядит очень плохо, особенно зная какие обложки были ранее. Внутри текстов больше нет никакой исторички, такой себе средний Power с налетом Хард Рока, без намека на хитовость. Это очень проходной, серый альбом. Совершенно не тот материал, который бы хотелось получить фанатам после 3х лет ожидания. Это был провал по всем фронтам.
И группа вроде это даже поняла и в 2016 году сообщила, что у них есть 10 песен и что новый альбом будет концептуальным, он будет охватывать некоторых людей и события баварской истории. Название альбома — «Bavarian Custome Made». Но релиза так и не случилось. Уставший от всего этого, вокалист Томас Штублер покинул группу в 2019 году.
По прошествии еще двух лет, группе показалось, что провал с Killer (2013) был не полным и решили превзойти ожидания. Новый альбом, вышел спустя 8 лет и назывался Heads or Tails (2021) и это было точно не то, что ожидали те фанаты, которые еще помнили группу. Самое главное изменение это то, что мужской вокал заменили на женский и теперь группа играет Хард Рок 80х с налетом Power Metal’a. Послушав альбом, главный вопрос в голове - ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО? Посредственный Хард Рок, с посредственной вокалисткой.
Трудно поверить, что когда-то эта группа записывала такие крутые альбомы как Hattin и Hundred Days. На что группа надеялась? Оформление альбома такое же убогое, очередной фотошоп с приветом из начала нулевых. Зачем было усугублять то, что не получилось на Killer (2013), возможно они подумали, что с женским вокалом такой материал будет заходить лучше, я не знаю. Очень бы хотелось узнать, кто так отчаянно лоббирует этот уклон в Хард Рок, наплевав на все и потеряв вокалиста и клавишника, с которыми был написан лучший материал. И за 10 лет не осознав, что группа идет по неправильному пути.
Вокалистка Кристина Берхтольд была уволена уже в 2022 году. На ее место пришел Тони Санклира, про которого почти ничего не известно. Видимо нам стоит ожидать новый альбом плюс минус в этом году. Но после десятилетия провалов, сложно поверить, что нас ждет что-то хорошее.
Hattin и Hundred Days это хороший пример как можно делать качественный метал на военно-историческую тематику, если бы группа продолжала идти по этому пути, то отлично бы вписалась в состав локомотивов Power metal’a того времени – Sabaton, Powerwolf, Alestorm. Но как говорится, черт дернул в другую сторону и теперь у нас на одну хорошую группу меньше.
Про другие группы играющие исторический метал, можно почитать тут