Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Хеттский змееборческий миф об Иллуянке и сложная моральная дилемма

У хеттов, как и у многих народов мира, есть змееборческий миф. Главного персонажа этого мифа зовут Иллуянка, и он змей. Миф об Иллуянке, возможно, является результатом сплава хаттской и индоевропейской традиции (хатты - население Анатолии, которое было ассимилировано пришлыми индоевропейскими хеттами). Скорее всего illuyanka - это хаттское слово для змеи вообще, взятое хеттами для обозначения конкретного мифологического существа.

Не эти хатты! Хатты - народ, населявший территорию центральной Анатолии, частично ассимилированный индоевропейцами хеттам. Оставивший следы в хетткой культуре.
Не эти хатты! Хатты - народ, населявший территорию центральной Анатолии, частично ассимилированный индоевропейцами хеттам. Оставивший следы в хетткой культуре.

В мифе змей Иллуянка борется с богом грозы Тархунтом, который ценой больших усилий и лишений его побеждает. Миф об Иллуянке рассказывался хеттами во время новогоднего фестиваля Пурули, который праздновался весной (обратите внимание, что в Месопотамии новый год тоже начинался в день весенего равноденствия).

Хеттский бог Грозы Тархунт.
Хеттский бог Грозы Тархунт.

Известны две версии развития событий в отношениях Иллуянки и Тархунта. В каждой из них Иллуянка выигрывает первое сражение, но победа по итогу остается за богом Грозы.

В первой истории помогает богу Грозы богиня Инара и человек по имени Гупасий. Они устраивают пир, на который зовут Иллуянку и всю его семью, спаивают их и связывают змея, позволяя Тархунту нанести последний удар. Условием помощи Гупасия была любовь Инары. После пира она даже берет Гупасия жить с ней, но строжайше наказывает ему не смотреть в окно на улицу. Гупасия хватает на двадцать дней, после чего он выглядывает таки в окно и видит свою земную семью – жену и детей. Он просит Инару отпустить его, Инара, разумеется, недовольна и, как это часто бывает с клинописными текстами на самом интересном моменте, дальше табличка ломается.

Барельеф с сюжетом мифа об Иллуянке в Музее Анкары.
Барельеф с сюжетом мифа об Иллуянке в Музее Анкары.

Вторая версия мифа имеет даже более насыщенный сюжет и включает моральную дилемму, от которой Корнель нервно курит в сторонке. В начале рассказа Иллуянка опять побеждает бога Грозы и в качестве трофея забирает его сердце и глаза. Ослабленный бог женится на обычной женщине, которая рожает ему сына. Когда сын вырастает, он сватается к дочери змея Иллуянки и просит в качестве приданого – вы не поверите – сердце и глаза своего отца. Получив их, Тархунт обретает былую мощь и снова идет на бой с Иллуянкой. На этот раз он одерживает верх, убивает Иллуянку и всю его семью. А поскольку теперь вернувший ему жизненно важные органы сын тоже часть семьи Иллуянки, Тархунт вынужден убить и его. Сын, кстати, сам на этом настаивает.

Прорисовка барельефа, на котором изображен Тархунт, убивающий Иллуянку.
Прорисовка барельефа, на котором изображен Тархунт, убивающий Иллуянку.

Такая вот история, еще раз показывающая, что древние мифологические сюжеты – это просто сюжеты и за ними не надо искать высокую мораль.