Журнал «Нижегородские татары» : 7 апрель 2016
«ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»
Заслуженный артист России, Народный артист Республики Татарстан Лауреат международного конкурса в Италии Мнир Соколов, чьи корни берут начало в Г. Нижний Новгород и села Андреевка Сергачевского района, рассказал нам, от чего ему пришлось отказаться, что бы стать вокалистом, как пел вместе с первым президентом России и о чем говорил с первым президентом Татарстана.
Мнир Сафавич, нижегородские татары гордятся тем, что Вы родились в семье выходцев из Нижнего Новгорода и Нижегородской области в Сергачевском районе в села Андреевка. Вы могли бы об этом рассказать более подробно?
Да, это так, они жили в селе Андреевка. Семья была большая и все трудились не покладая рук. Семья моего отца по тем временам считалась , зажиточной … И вот все стало резко меняться, во времена раскулачивания мои предки не стали ждать, когда за ними придут, кто то во время их предупредил об аресте.. И вот однажды ночью, погрузив самое необходимое, на телегу, они двинулись навстречу испытаниям… Хотели перейти финскую границу, не удалось, Остановились в городе Чехов под Москвой, (отвлекусь и скажу, что сейчас в Казани я живу на ул. Чехова))) Много скитались, не могли найти пристанище и работу, беглецам в те времена было непросто.. Документы боялись показывать- опасаясь ареста…Двинулись в г. Иваново, там был и есть кирпичный завод, который во времена НЭПа отрыл немецкий предприниматель. Он всех брал без документов, как это делают и сегодня частенько)), поселил их в рабочий барак. Начиналась новая жизнь.
Когда праздновали юбилей Соборной мечети в Нижнем Новгороде на Сенной площади В Нижнем Новгороде У входа в мечеть висит мемориальная доска где написано: Нижегородская Соборная мечеть построена в 1913-1915годах на средства мусульман Мухаммад-Фатихом Хусаиновичем Соколовым ( Сакалов) и Садек Хусаинович Соколов
Да это интересная история…Насколько я знаю, мой дедушка Зайтетдин бабушка Зульхаджа была женой Зайнетдина. Сын муллы Пошатовской мечети деревни Пошатово , богатого , предпринимателя и мусульманского религиозного деятеля Садека Хусаиновича Соколова, именно они были инициаторами строительства мечети и на чьи средства их инициатива притворилась в жизнь в Соборную мечеть на Сенной площади…
Старшего брата моего отца звали Фатых, такое же имя написано на мемориальной доске соборной мечети в Нижнем Новгороде, брата моего отца родители назвали в честь брата отца Зайнетдина .,Садека.Если говорить о брате моего отца, то в моих детских воспоминаниях , в моей памяти остался образ доброго человека, у него в советское время была телега запряжённая лошадью, где он занимался предпринимательством , видимо гены не давали покоя)), собирал вторсырье, взамен детям например он дарил какие то игрушки, катал на телеге, мы смеялись и с удовольствием орали песни, катаясь с ним на этой телеге…В Казани возле Кремля есть такой памятник, один в один словно слеплен с нашего дяди Фатыха…
В центре этого фото Карт Ати ( как мы его называли) Фатих Зайнетдинович Соколов, старший брат моего отца, за ним мой отец Сафа Зайнетдинович Соколов, справа от отца моя мама Шарифа Тимировна, слева от отца Юсуп, Мальчишки, начиная с левой стороны Якуб, дальше мой старший брат Наим, еще дальше самый старший брат Наиль и Рашид фатыхович сын Фатыха Зайнетдиновича
Мнир, а родные земли своего отца и деда посещали когда ни будь?
Да, наши родители старались не говорить, нам о своих перипетиях и раскулачивании, тем более, о предпренимателях и религиозных деятелей Имамов мусульман Нижнего Новгорода , Пошатове и Андреевки и о капиталистах в Нижнем Новгороде,)))) в советское время об этом лучше было умалчивать, мы учились в школе, были пионерами и когда однажды отец с саркастической улыбкой сказал, (когда я надевал пионерский галстук): « Пионеры лодыри, Царя, Бога продали…» Я даже обиделся на него, почему он так вот подкалывает…Уже потом, когда все изменилось, нам стали говорить шёпотом об этом, и О Нижнем Новгороде и Андреевке…
И вот мы с семьей в селе Андреевка, на земле предков моего отца… Хорошее большое село… Был пятничный день, мы посетили мечеть, нас очень хорошо встретила семья Алеева Хасана Его родители приняли нас как родных. Это было так неожиданно, приятно по нынешним временам. Огромное им спасибо за это. Они были так гостеприимны, что мы решили остаться еще на сутки. Походили по селу, поговорили с людьми, посмотрели место где стоял дом нашего деда. Дом стоял у мечети, Зайнетдин был муллой этой мечети, занимался хозяйством, торговлей большой дом в селе.Большая семья, детей семь человек
Мы Вас знаем, как известного певца, признанного не только в Татарстане. А как все начиналось?
Все что со мной произошло было совершенно случайным.. Я мечтал стать спортсменом, занимался в спортивной школе, где самозабвенно играл в футбол, подавая большие надежды, дошел до кандидата в мастера спорта. И вдруг все круто изменилось: я победил на школьном конкурсе самодеятельной песни и пошло – поехало…-: в Москве я стал лауреатом конкурса советской песни, потом музыкальное училище. Спорт не бросал, но однажды преподаватель по вокалу поставила мне условия или пение или футбол. Я выбрал пение.
Мнир, Вашим пением наслаждались музыкально-вокального искусства Германии, Финляндии, Турции и Италии, но при все при этом к большому сожалению, Вас так мало видно и слышно в Татарстане
Всему свое время: раньше видно и слышно было больше, меня называли татарстанским Магомаевым))), ну и я был молодой красивый, а теперь просто красивый))) Но если серьезно- время изменилось…Академическое искусство, благородное сдержанное с эмоциями от души и сердца, без подтанцовок, мелькания видео на экранах, света прожекторов, такое искусство у широкого общества не в почете. Все это теперь называется забавным понятием « Неформат» То что я вижу вокруг, по настоящему беспокоит меня. Что то очень важное из нашей жизни уходит, все дальше и дальше и безвозвратно…Вот на на новогодних концертах, по телевизору я не слышал голосов типа М.Магомаева, И.Кобзона,Эю Хиля, В.Гуляева, С.Захарова.. Благородство голоса, душа певца, все эти внешние эффекты, мелькание света, подтанцовки, видео на заднем плане, нам говорят о том, что не важно о чем поет певец , не главное его сердце, его глаза и текст песни, что по настоящему потрясает и для чего в принципе нужен артист на сцене. Сегодня главное это Шоу, что ни будь прокричать, эпатировать публику. Поэтому и песен то нет по настоящему любимых народом, вот пока такой результат этой псевдо свободы в артистическом мире…
Мнир, Вы живете в Казани в центре татарской национальной культуры, исполняете классические арии и народные произведения , эстрадные композиции, в том числе и джаз. А что для Вас татарская музыка?
Для меня это не простой вопрос. Я например с детства люблю творчество Ильгама Шакирова, моя мама и отец еще в Иваново покупали пластинки Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой , Рафаэля Ильясова , когда пел Шакиров мама и папа плакали, слезы лились ручьями, я смотрел на них слушал, это было завораживающее пение, никогда не думал что я буду когда ни будь рядом с этими великими певцами…Мы дружили с Ильхамом Шакировым, он ко мне относился с большим уважением, подарив мне календарь со своим портретом, подписал его: « Моему замечательному другу Мниру» Это настоящая легенды татарской песни , считаю до сих пор непревзойденными , это душа татар, может быть еще Хайдар Бегичев,( кстати он в какой то степени мой земляк, он из то же из Сергачевского района, рядом с нашим селом Андреевка,) мы учились вместе в консерватории, он был чуть старше меня…
Я пытался петь татарские народные песни, копировал Ильгама, но мне казалось, что все это не то…Татарские романсы у меня получались лучше…Однажды Рустем Яхин-величайший татарский композитор услышав в моем исполнении его романс «Оныта Алмыйм» «Забыть не в силах я», нашел меня через редакторов и попросил о встрече. Сказал мне, что это лучшее исполнение этого романса и попросил сделать сольный концерт из его романсов и записать пластинку….Постоянная критика самого себя, мне не нравилось, мне казалось что можно звучать лучше, постоянная неудовлетворенность тем как звучат у меня татарские песни. Копирование Шакирова сыграло со мной злую шутку я был не удовлетворён моим исполнением на татарском языке.. Хотя вот и Назиб Гаязович Жиганов, ректор Казанской государственной консерватории, величайший композитор Татарстана, услышав мое исполнение его романса «Сирень» предлагал мне записать его романсы с симфоническим оркестром на радио, но я все спустил на тормозах, мои сомнения терзали меня…Теперь вспоминая эти эпизоды через много лет, корю себя за это…
Правда, если говорить об эстраде на татарской сцене, я здесь вообще ничего не понимаю. Татарский зритель видимо, вообще не воспринимает академическое звучание голоса, его благородный тембр звучания.. Поэтому и Ринат Ибрагимов, обладающий потрясающим по тембру голосом мирового уровня, так и не нашел дорожку к сердцам татарского зрителя… Вот так и у меня с татарским пением совсем не простые взаимоотношения, видимо сказывается долгое пребывание на русской почве и консерваторское образование))) я так и не нашел дорожку к сердцам татарского зрителя…Правда, я не терял надежды, что у меня получится и вот появилась возможность записать клип, на татарскую, очень красивую, известную татарскую народную песню, « «Ты играл на сазе» Здесь я решил отказаться от подражаний и все сделать по новому в этой песне, креативно и современно, ни на кого не похоже, ни кому не подражая… Мы пригласили замечательных музыкантов, соло на гитаре и саксофоне, что обычно не свойственно аранжировкам татарских песен , где главенствовали баян, ну иногда скрипка, была новая современная, креативная аранжировка…Клипы на татарские народные песни обычно снимают на фоне татарских деревень, лесов и полей, это замечательно ,но мы решили и здесь сделать все по своему, сделать это на улицах Парижа, (татарин грустит о своей Родине и играет на сазе…) Париж, Эйфелевая башня, улицы Парижа, дома Парижа…Играет гитара, имитируя саз, звучит саксофон…Даже мне понравилось…)))И вот на татарстанском телевидении премьера клипа!!!…Через неделю приезжаю на телевидение, прошу на память записать и скинуть мне видео…Мне говорят: «а видео нет, мы все стерли» Я стою потрясенный молчу…тихо иду к выходу…И после этого сколько бы меня не просили прийти на телевидение, я просто бросал трубку…Что это было?) Я не знаю, но на этом, мой креатив, в отношении татарских песен закончился)))
А что кроме музыки, Вас интересует и больше всего волнует?
Это очень не простой вопрос, многое меня по настоящему волнует, я стараюсь во многое вникать еще в консерватории я по настоящему увлекся философией, был у нас такой преподаватель Владислав Михайлович Маклецов, сам он был скрипач и заканчивал консерваторию, как скрипач, но вот увлекшись философией с головой ушел в эту область и стал преподавать философию в консерваторию.
Он меня заразил своей любовью к этому предмету, в свое время я увлекался творчеством Льва Николаевича Толстого , перечитал его дневники, этот человек поразил меня тем, что все время самосовершенствовался, он вечно задавал себе не простые вопросы, о смысле жизни, о личности человека, о его сущности, его волновали и религиозные вопросы. Он видел сплошные противоречия в христианской вере Евангелии и Библии, фарисейство служителей церкви, то что он выучил древнегреческий язык в 54 года, прочитал эти книги в подлиннике, меня просто поразило…Лев Николаевич повлиял на меня, я взял у него то, что человек все время должен совершенствовать себя, не останавливаясь на достигнутом…И вот В.М. Маклецов, философия и я решил глубоко познать таинственный мир философии..В.М, Маклецов мне помогал, говорил, что нужно прочитать в первую очередь…Это мне помогло в дальнейшем…Так же я увлекся поэзией и пробовал сочинять стихи, особенно мне нравился В Маяковский с его парадоксальной рифмой, я и сейчас еще пишу для себя…
Я так же увлекся живописью и меня даже иногда называют татарским Пикассо, выставлялся со своими картинами во время больших концертов в фойе концертного зала,
Картины мои нравятся немногим, для этого нужна особенная чувствительность. Задуманы и сделаны они в поэтико- пластическом или, наоборот, в пластика-поэтическом ключе. Иногда рисунки мои рождаются из метафор… .Я брал только суть чувства или облика-чтобы превратить ее в знак, который магическим ключиком откроет действительное положение вещей и научит хоть сколько-нибудь понимать этот мир. Меня волнует этот мир, если б он меня не волновал, я вряд ли смог быть певцом…
Сегодня я пробую себя в оперной режиссуре, пишу сценарии. Пытался делать театр. Работаю на кафедре музыкального театра в консерватории режиссером оперного класса и оперной студии.. Работаю уже около 18 лет…
А что это за идея с театром?
Работая в консерватории на кафедре музыкального театра, все глубже вникая в искусство оперного театра, я видел , достоинства и самое главное недостатки этого жанра, я видел много формалистики и отсутствие глубины , отсутствие в исполнительстве соответствия гениальной музыки, великих композиторов. Окунувшись с головой в это искусства я много читал, изучая великого Б.Покровского, К. Станиславского , Ну и конечно творчество нашего великого земляка Федора Шаляпина…
Я пошел в оперный театр, сидел с директором в его кабинете и изложил все, что я об этом думал, что наболело. Мы говорили о моем проекте оперной молодежной программы, по типу молодежных программ в Большом театре и в Мариинки , думая, что в Казани , которая претендует на статус третьей столицы России, это будет очень полезно…Но эту идею в театре не поддержали, даже вникать не захотели к сожалению…
Покой нам только снится… Я задумал создать в Казани театр камерной оперы. Это давнишняя мечта, меня вдохновлял пример Покровского в Москве…Сегодня каждый оперный вокалист просто обязан быть настоящим актером, современный студент должен стремиться быть Шаляпиным, все для этого есть личность Шаляпина, опыт Покровского , ну и конечно же требование зрителя видеть не просто вокалиста с красивым голосом, но и певца актера, по настоящему оперный вокалист потрясает только тогда, когда он овладел свободой звукоизвлечения и настоящими актерскими способностями, его органичность на сцене, эмоциональность, гармония чувств…Чего греха таить к сожалению оперные вокалисты на сегодняшний день грешат тем, что не понимают этих современных требований, ну и результат известен…Мы подготовили концепцию, определили цели и задачи. Все точно изложили на бумаге…Даже была написана камерная опера на татарской языке, но к сожалению все это даже прочитать не захотели…»У нас уже есть оперный театр» сказали мне….А вот мне казалось, что третья столица России, Родина Федора Шаляпина, могла бы позволить себе такую роскошь)))
Вы общались с очень известными людьми своего круга. А приходилось ли Вам встречаться с первыми лицами нашего государства?
Ельцин был в Казани на подписании договора между Россией и Татарстаном. Помните : « Берите суверенитета столько , сколько сможете взять»))) Мне посчастливилось быть активным участником этих событий…С Борисом Николаевичем, первым президентом России, мы в одном из приемов, куда я был приглашен, спели вместе его любимую песню «Уральскую рябинушку» Ему вообще понравилось мое выступление и он хорошо отзывался обо мне, как о вокалисте, говорил:» Почему мы тебя не видим на российской сцене? Снял с руки часы и подарил их мне..Минтимир Шарипович обнял меня и тихо сказал, теперь ты Заслуженный артист России… Минтимир Шарипович Шаймиев, очень хорошо ко мне всегда относился и поддерживал, это масштабная личность, умный и проницательный человек…На одном из приемов мы обсуждали с ним создание первой частной музыкальной школы для одаренных детей…Сожалею сегодня, что я не поднял вопроса о камерной опере, уверен, что вопрос был бы решен положительно…Хочу сказать, что на новом этапе государственного строительства, татарскому народу просто повезло,- во главе Татарстана стоял мудрый политик, который сердцем и умом искренне желал процветания своему народу. Только благодаря этому человеку был плавный переход из одной формации в другую . Ни один памятник не был разрушен, ни один музей или школа, в основном остались не тронутыми и вся экономическая инфраструктура, что сделало Татарстан ведущей республикой в России и ее завоевания на лицо. Он заложил процветание Татарстана и то что мы сегодня видим, это его заслуга , заслуга его команды …
Вы, без сомнения очень много достигли. Вы довольны тем, что сделали? Или все таки, есть чувство, что Вы что то еще не успели сделать?
Человек может сделать ровно столько сколько ему отпущено Богом.. Я не сижу на месте, оглядываясь назад, я вижу что многое можно было бы сделать по другому, можно было быть более терпимым , настойчивым в достижении своих проектов, но как сложилось так сложилось и я ни о чем не жалею…Продолжаю идти вперед, сидеть ничего не делая я просто не могу ,это не в моей натуре…