Найти в Дзене
МуZей Победы

Враг прозвал это орудие «кувалдой Сталина». Почему 203-мм гаубица Б-4 наводила ужас на противника?

Оглавление

Тяжелая гаубица Б-4 стала одним из самых эффективных советских орудий. Она обладала внушительным калибром в 203 мм и поражала даже самые укрепленные доты и форты противника. Огонь этих гаубиц позволил прорвать линию Маннергейма в 1940 году и взять штурмом немецкие города-крепости в 45-м. В сегодняшнем материале рассказываем подробнее об этой артиллерийской системе. Вы узнаете, за что ее любили красноармейцы и какое впечатление она производила на врага.

-2

Создание легендарной гаубицы

Разработка орудия началась в 1926 году в конструкторском бюро артиллерийского комитета под руководством Франца Лендера. Новая гаубица особой мощности должна была стать частью артиллерийского триплекса, в который также входила 122-мм корпусная гаубица и 152-мм гаубица артиллерии резерва главного командования. В 1927 году конструктор Лендер умер, проектирование 203-мм гаубицы передали на завод «Большевик» в Ленинграде. По названию предприятия орудие и получило свой индекс Б-4. Первый образец был готов в 1931 году.

Ремонт артиллерийских орудий в цехах ленинградского завода «Большевик». На переднем плане 203-мм гаубица Б-4 образца 1931-го года
Ремонт артиллерийских орудий в цехах ленинградского завода «Большевик». На переднем плане 203-мм гаубица Б-4 образца 1931-го года

Новая гаубица особой мощности предназначалась для поражения целей на дальних дистанциях (до 18 километров), уничтожения дотов, фортов и иных укреплений противника. Это было одно из самых тяжелых орудий в Красной Армии: вес составлял 17,7 тонны, что в пять с половиной раз больше, чем у 122-мм гаубицы. Такая масса требовала неординарных решений для лафета орудия: его сделали гусеничным, чтобы облегчить транспортировку. Скорость передвижения гаубицы в собранном виде была небольшой: всего восемь километров. Для перемещения на дальние расстояния Б-4 разбирали на две части: гусеничный лафет и ствол.

Советский тягач со стволом гаубицы Б-4
Советский тягач со стволом гаубицы Б-4

Низкая мобильность орудия с лихвой компенсировалась мощностью его снарядов. В боекомплект входили фугасные и бетонобойные боеприпасы. Каждый из них весил около 100 кг и нес от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. Для удобства работы расчета заряжание гаубицы производилось при помощи подъемного крана. В минуту подготовленный расчет мог совершить два выстрела. Орудие обслуживали 15 человек. Гаубицы Б-4 производились на трех заводах, всего была построена 1011 единица. На 22 июня 1941 года в войсках находилось около 720 гаубиц. В годы Великой Отечественной производство такого оружия было сильно сокращено в пользу более дешевых систем меньших калибров.

Бойцы заряжают 203-мм гаубицу Б-4 для обстрела финского укрепления, февраль 1940 года
Бойцы заряжают 203-мм гаубицу Б-4 для обстрела финского укрепления, февраль 1940 года

«Кувалда Сталина»

Впервые гаубицы Б-4 были применены во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Советское командование использовало их для прорыва укреплений линии Маннергейма. Перед началом решающего штурма, который состоялся 11 февраля 1940 года, была проведена тщательная разведка местности, выявлены доты противника. В день наступления тяжелые гаубицы вывели на прямую наводку. 203-мм бетонобойные снаряды сокрушали доты один за другим. Выжившие финские солдаты получали тяжелейшие контузии. Под прикрытием артиллерии в бой пошли штурмовые группы, вскоре линия Маннергейма была прорвана. Противник прозвал гаубицы Б-4 «кувалда Сталина», советские солдаты называли эти орудия «карельскими скульпторами»: попадания снарядов оставляли причудливый узор из разрушенных блоков финских укреплений.

Артиллеристы у гаубицы Б-4, Советско-финляндская война
Артиллеристы у гаубицы Б-4, Советско-финляндская война

В начальный период Великой Отечественной немецкая армия вела стремительное наступление, и наша тяжелая артиллерия зачастую просто не успевала выйти из окружения. Поэтому начальник Главного артиллерийского управления Николай Яковлев приказал увести в глубокий тыл артиллерию особой мощности. Благодаря этому решению орудия Б-4 были спасены. Постройка новых гаубиц в военное время почти не производилась. Если бы в первые месяцы Великой Отечественной их не отвели в тыл, то Красная Армия потеряла бы целый класс артиллерии.

Огонь из гаубицы Б-4 прямой наводкой на улицах Берлина
Огонь из гаубицы Б-4 прямой наводкой на улицах Берлина

Орудия большой мощности сыграли свою роль в наступательных боях 1943-45 годов. Они стали грозным средством прорыва немецкой обороны и спасли тысячи жизней советских бойцов. Б-4 особенно хорошо проявили себя при штурме немецких городов-крепостей. Вот что вспоминал артиллерист Яков Загреба:

Советские артиллеристы заряжают 203-мм гаубицу Б-4
Советские артиллеристы заряжают 203-мм гаубицу Б-4
«Я заряжал 100-килограммовые фугасные снаряды Ф-625 или еще более тяжелые бетонобойные снаряды Г-620 в громадный пятиметровый ствол. Больше всего мне запомнились бои за город Цоссен, где располагался штаб вермахта. Огромные бункеры находились под землей, немцы в них сидели, а мы планомерно каждый разрушали. Когда брали город Форст, то до нашего прибытия его дважды захватывали, а потом в ожесточенных боях оставляли. Когда же нас поставили на прямую наводку, то мы два часа без перерыва били по городу, по основным укреплениям. Разрушили все до основания».
Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 готовит орудие к бою
Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 готовит орудие к бою

Гаубицы Б-4 внесли значительный вклад в разгром противника. В филиале Музея Победы музее Г.О.Р.А. вы сможете увидеть гаубицу особой мощности Б-4 производства сталинградского завода «Баррикады». Приходите к нам в гости, чтобы узнать больше об истории Великой Отечественной!

#МузейПобеды #ФондыМузеяПобеды