Найти в Дзене
Исторический музей

«Последний бал Российской империи»: маскарад 1903 года

Оглавление

24 (11) и 26 (13) февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, на котором весь цвет русской аристократии явился в национальных костюмах XVII столетия, специально сшитых к этому событию. Сам бал был приурочен к 290-летию дома Романовых.

Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле à la russe, устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, великим князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Считается, что идея бала в русском стиле пришла императрице Александре Фёдоровне за завтраком, на котором присутствовали художник Павел Васильевич Жуковский и министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс. Между гостями произошел спор о нововведениях Петра I относительно русского традиционного костюма, и императрица решила задать балу национальную тему.

«Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля... и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам» — из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского.
Участники исторического бала 1903 г. Неизвестный фотограф. 1903 г.
Участники исторического бала 1903 г. Неизвестный фотограф. 1903 г.

Но костюмированный бал с роскошными нарядами не просто состоялся, а стал поистине историческим: больше в Российской империи с таким размахом балов не давали. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II, вспоминал, что

«Это был последний большой придворный бал в истории империи»

В действительности последний бал империи состоялся позже, в 1904 году.

24 (11) февраля 1903 года состоялся «Вечер». Гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершая так называемый «русский поклон». За приветствием следовал концерт в Эрмитажном театре с ариями из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», которые исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер, и сценами из балетов Л. Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке М. Петипа при участии Анны Павловой. Затем состоялся ужин, после которого 390 гостей танцевали в Павильонном зале до двух часов ночи.

Группа танцевавших во время бала «Русскую». Лист 164 из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» А. Рентц и Ф. Шрадер.
Группа танцевавших во время бала «Русскую». Лист 164 из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» А. Рентц и Ф. Шрадер.

Вторая, «Большая» часть бала состоялась через два дня. На ужине под пение знаменитого Архангельского хора присутствовало 300 человек — члены императорской фамилии, иностранные послы и представители аристократических кругов. Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием. После окончания бала участников по желанию императрицы Александры Фёдоровны запечатлели лучшие фотографы Санкт-Петербурга: «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Л. Городецкий и другие.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Титульный лист «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.»
Титульный лист «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.»

«Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года», представляющий собой коллекцию снимков — 21 фотогравюру и 174 фототипии — высочайших особ и лиц в русских костюмах XVII века, хранится в Историческом музее.

-5

Сегодня эти фотографии стали ценным историческим источником. Костюмы участников маскарада в стиле «допетровского времени» были созданы по дизайну художника Сергея Сергеевича Соломко и с привлечением специалистов по эпохе царя Алексея Михайловича.

Портрет императора Николая II в выходном платье царя Алексея Михайловича. Левицкий Л.С. Фотография Левицкого. 1903 г.
Портрет императора Николая II в выходном платье царя Алексея Михайловича. Левицкий Л.С. Фотография Левицкого. 1903 г.

Сам Николай II был одет в костюм царя — «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл, а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны.

Портрет императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Левицкий Л. С. 1903 г.
Портрет императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Левицкий Л. С. 1903 г.

Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Шереметевы точно скопировали изображения костюмов предков на живописных полотнах из семейной галереи.

Среди почти четырех сотен гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничих XVII века.

Тринадцать офицеров Преображенского полка в костюмах для бала. Ателье «Боассонна и Эгглеръ». 1903 г.
Тринадцать офицеров Преображенского полка в костюмах для бала. Ателье «Боассонна и Эгглеръ». 1903 г.

«...Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Бал в феврале был самым зрелищным развлечением в старом московском стиле. Император Николай II рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к возрождению обрядов и костюмов московского двора.

«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми» — записал Николай II в своём дневнике.
В. Ф. Джунковский в костюме XVII в. для костюмированного бала 1903 г. Асикритов Д. М. 1903 г.
В. Ф. Джунковский в костюме XVII в. для костюмированного бала 1903 г. Асикритов Д. М. 1903 г.

Все фотографии из альбома доступны в Электронном каталоге Государственного исторического музея

Увидеть сокровища российского двора из собрания Государственного Эрмитажа можно на выставке «Драгоценности! Блеск русского двора», которая открыта до 12 мая 2025 года

Музеи
137 тыс интересуются