Найти в Дзене

Образовательная система Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова

Об организации непрерывного профессионального развития специалистов Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова и ее образовательной структуре рассказывает один из авторов идеи создания образовательного портала станции Андрей Колесник.

Симуляционный класс на одной из подстанций
Симуляционный класс на одной из подстанций

— С момента запуска образовательного портала прошло уже больше пяти лет. Расскажите, пожалуйста, как он развивается.

— За последние пять лет наша образовательная инфраструктура претерпела очень большие изменения. На момент создания она была представлена только общеобразовательным порталом. И в тот момент мы были одними из первых, кто стал заниматься внутренними образовательными проектами в крупных медицинских организациях. Дальше развитие двигалось в нескольких направлениях. В первую очередь это наполнение контентом образовательного портала. Количество курсов существенно увеличилось, появились новые программы, новые площадки, стали проводиться онлайн круглые столы. Причем не исключительно для работников станции. Физически наша образовательная система – это 12 серверов, 12 различных поддоменов.

— Помимо наполнения контентом, какие произошли структурные изменения?

— Портал трансформировался в сложную образовательную систему. Для каждого участника системы разработана подходящая роль (статус) с определенными правами и полномочиями в зависимости от должности. Все эти пять лет мы шли по пути не только наполнения самого портала, но и выстраивания структуры управления образовательной активностью персонала и ее учета. Фактически портал стал для сотрудников входной точкой в систему непрерывного медицинского образования и ориентиром.

— Что представляют собой роли, о которых вы сказали?

— У каждого участника образовательного процесса свой ключ, свой доступ к различным, соответствующим роли этого участника функциям – обучающийся, преподаватель, руководитель, тьютор и др. И у каждого из них свои инструменты для работы, контроля и дальнейшего развития.

Регулярное обновление технологического оснащения станции требует постоянной отработки новых навыков
Регулярное обновление технологического оснащения станции требует постоянной отработки новых навыков

— Каким образом система помогает контролировать процесс непрерывного медицинского образования?

— Встроенная система управления пользователями позволяет регулировать все текущие образовательные процессы. Одна из подсистем – это мониторинг обучения в рамках обязательной программы повышения квалификации медицинских работников, в ней ведется учет образовательной активности по обязательной программе повышения квалификации.

— Сколько программ разработано для фельдшеров и врачей станции?

— Мы развиваем программы в зависимости от потребностей наших специалистов. Сейчас в рамках непрерывного профессионального развития у нас действует около 40 программ повышения квалификации, которые признаны на федеральном уровне и адресованы специалистам с высшим или средним медицинским образованием. Есть также узконаправленные программы для сотрудников технических служб. Таким образом, мы гарантируем работодателю непрерывное медицинское образование для сотрудников и активно им занимаемся, чтобы каждый действующий работник станции успешно проходил обязательную аккредитацию.

Кстати, мы разработали систему помощи при аккредитации. Она помогает избежать проблем технического характера, связанных с подачей документов. В нужный момент на персональной странице специалиста появляется уведомление о том, что пора подготовить документы. Специалист их подгружает, а методист проверяет, весь ли комплект представлен, что надо заменить или переоформить и т. д.

— Предусмотрены ли дополнительные возможности для молодых специалистов?

— Для молодых специалистов предусмотрен отдельный модуль, который помогает лучше разобраться в структуре работы станции. Но в любом случае они наравне со всеми проходят модули перманентного обучения. Кстати, и само перманентное обучение тоже трансформировалось. В нем появилась обязательная часть и вариативная, когда из предложенного списка каждый самостоятельно выбирает наиболее интересные и нужные для работы направления.

— Кто преподает в вашем образовательном центре?

— За последние полтора-два года у нас выросла целая плеяда собственных преподавательских кадров, сейчас это около 80 тьюторов. Они проходили поэтапное обучение и сейчас являются педагогами-наставниками, каждый из которых подготовлен по единой системе преподавания. В основе обучающих курсов лежат рекомендации профильных национальных советов, признанных международных протоколов, адаптированных с точки зрения реалий нашей работы.

Продолжение читайте в журнале для профессионалов столичного здравоохранения «Московская медицина».