Найти в Дзене
Лавка старины

От музыки до архитектуры: неизвестные грани камертона

Оглавление

Многим камертон известен как прибор, определяющий эталон высоты звука. Он используется для настройки музыкальных инструментов и постановки голоса певцов. Стандартом частоты звука в настоящее время служит 440 Гц (звук ноты «ля» первой октавы). Однако мало кому известно, что этот инструмент также применялся для обработки камня и других твердых материалов. Некоторые исследователи предполагают, что в древние времена, например, в Древнем Египте, именно звук камертона мог служить средством перемещения огромных глыб на значительные расстояния и их идеальной укладки в строениях.

Коллекция старинных камертонов Аристарха Израилева в футляре, Россия, 1870-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Коллекция старинных камертонов Аристарха Израилева в футляре, Россия, 1870-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

История изобретения

Название «камертон» происходит от немецкого Kammerton, что переводится как «комнатный звук». По официальной версии, в 1711 году придворный трубач Джон Шор изобрел это устройство для фиксированной настройки звука на частоте 419,9 Гц, используемого в камерной инструментальной музыке. Позднее эталон изменялся в сторону повышения; к середине XIX века частота колебалась между 453 и 456 Гц. Утверждение величины как общепринятого международного стандарта произошло только в 1885 году — 435 Гц. В Российской империи близкая к этой норме частота 436 Гц применялась с конца XVIII века. Современный стандарт 440 Гц был принят в 1936 году.

Комплект винтажных камертонов в футляре, Госмедторгпром, Москва, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Комплект винтажных камертонов в футляре, Госмедторгпром, Москва, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В наши дни настройку симфонического оркестра чаще производят по деревянному духовику «гобой», звук которого не зависит от температуры окружающей среды. Когда в оркестре присутствует рояль, именно он становится эталоном звука. Однако само фортепиано, как и прежде, настраивают по камертону. Это устройство также служит для настройки струнных, духовых и других видов инструментов. Иногда для усиления звука прибор помещают в резонатор — деревянный ящик без одной стенки с длиной в четверть звуковой волны. Причем не всегда камертон настроен только на одну ноту; некоторые виды позволяют переключать частоту на разные высоты, что упрощает настройку.

Камертоны на резонаторах. Источник: americanhistory.si.edu
Камертоны на резонаторах. Источник: americanhistory.si.edu

Существуют несколько разновидностей камертона.

  • Классический — U-образный металлический стержень с шариком на противоположном конце рукоятки; для извлечения звука нужно ударить чем-нибудь твердым.
  • Духовой — несколько трубочек из металла или пластика, в которые необходимо подуть.
  • Язычковый (гармонический, хроматический) — круглый корпус с планкой и регулировочным диском для переключения на разные звуки нот.
  • Электронный (тюнер) — заключенный в небольшой корпус генератор низкой частоты, собранный на транзисторе по определенной схеме; допускается регулировка частот под каждую ноту.
Прибор для музыкантов, язычковый камертон «Тонарь», металл, пластмасса, Произв-й комбинат В. Х. О., СССР, 1961 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Прибор для музыкантов, язычковый камертон «Тонарь», металл, пластмасса, Произв-й комбинат В. Х. О., СССР, 1961 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Камертоны используют не только в музыке, но и в медицине. Отоларингологи, ортопеды и неврологи применяют его для проверки проводимости тканей человека и контроля реакции на раздражение вибрацией. Некоторые заболевания могут быть выявлены именно с помощью такого устройства. Кроме того, своеобразные камертоны широко используются в лечебных целях.

Камертон как инструмент для исцеления звуковой терапией. Источник: mindeasy.com
Камертон как инструмент для исцеления звуковой терапией. Источник: mindeasy.com

Как править камень звуком

Выше приведена официальная версия возникновения прибора. Многие исследователи сходятся во мнении, что аналогичные устройства существовали еще во времена древних кельтов и фараонов. Предполагается, что их использовали для резки и сверления камня. Сохранились наскальные изображения древних камертонов и молоточков больших размеров. Рядом размещены агрегаты, которые считаются акустическими приложениями, усиливающими эффект. Вероятнее всего, для изготовления использовалась бронза как идеальный резонатор.

Два камертона с соединяющими их магнитными или звуковыми линиями. Источник: crystalinks.com
Два камертона с соединяющими их магнитными или звуковыми линиями. Источник: crystalinks.com

Иные материалы, даже такие металлы как медь или железо, не подходят. На стенах пиктских и кельтских башен, а также египетских пирамид сохранились узоры, объясняющие принцип действия и сохраняющие изображения отдельных приборов. Их назначение становится понятным только современным ученым. Интересно, что древние рисунки столь разных народностей (кельтов и египтян) весьма схожи, отличаясь лишь деталями настройки основной резонирующей вилки.

Фотография пиктского камня Абернети в Пертшире, Шотландия. Источник: montalk.net
Фотография пиктского камня Абернети в Пертшире, Шотландия. Источник: montalk.net

Сверление камня отличается существенной сложностью, особенно таких твердых пород как гранит. Необходим алмазный наконечник и постоянное охлаждение; это занимает много времени. Бурение звуком за счет вибрации происходит намного быстрее и экономичнее с точки зрения расхода энергии. Интересно отметить, что этот прибор напоминает трезубец Нептуна — бога Атлантиды — который встречается в мифах и легендах и часто поражает врага на расстоянии. Обратная часть посохов фараонов также напоминает камертон.

Нептун — в древнеримской мифологии бог морей и потоков, позднее был отождествлён с греческим богом моря Посейдоном. Источник: cooneyclassics.org
Нептун — в древнеримской мифологии бог морей и потоков, позднее был отождествлён с греческим богом моря Посейдоном. Источник: cooneyclassics.org

Тайна перемещения камней весом в несколько тонн на большие расстояния до сих пор не разгадана полностью. Современным ученым удается удерживать в состоянии левитации только небольшие и легкие предметы. Многие сказания указывают на то, что основной движущей силой, ломающей законы гравитации, был звук. Только после утраты этой технологии использование камней весом от 10 до 500 тонн прекратилось; вместо них начали применять мелкие и менее обработанные блоки. Таким образом, то, что нам кажется чудом — это просто утраченные знания и методики.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком или комментарием, а чтобы не пропустить новые интересные истории, просто подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!