«Любовь и голуби» - комедия, которая не оставляет равнодушным ни одного зрителя. Каждое новое поколение с удовольствием наслаждается просмотром, хотя прошло уже 40 лет с момента съемок. Но сюжет остается актуальным, а потрясающая игра актеров – это верх таланта и мастерства. Сегодня вспомним, как снимали картину, попавшую в золотой фонд советского кинематографа.
Как все начиналось
Владимир Меньшов с супругой по рекомендации Бориса Сморчкова решили посмотреть театральную постановку Валерия Фокина. После спектакля режиссер сообщил жене, что будет снимать фильм по этому сюжету, однако Вера Алентова его восторг не разделяла. Ей было непонятно, зачем создавать картину, когда уже идет спектакль. Но Меньшов от своего решения не отступился.
Владимир Гуркин – автор пьесы, который раньше работал актером, но вплотную занялся драматургией. Гуркин неплохо себя ощущал, был довольно популярным, однако знаменитостью он стал после выхода на экраны фильма «Любовь и голуби». В столице Владимиру предоставили общежитие, но потом решили, что в театре он не нужен и попросили освободить комнату. Впрочем, Гуркин вскоре получил просторную квартиру, и для этого чиновнику, хлопотавшему за драматурга, нужно было лишь сказать кодовую фразу: «Любовь и голуби».
Гуркин сдружился с Меньшовым в процессе создания картины. Режиссер сетовал, что Владимир после этой пьесы ничего толкового так и не написал. Тем не менее, Меньшов высоко ценил талант Гуркина. Он говорил:
«Шедевр русской драматургии – никаких сомнений. Куда хочешь ставь – между Островским и Грибоедовым или Сухово-Кобылиным».
Начало работы
Сценария новой картины еще не было, но ее уже утвердили на Мосфильме. К Меньшову относились серьезно после того, как он получил «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит». Режиссер взялся за написание сценария, уделяя особое внимание Раисе Захаровне, которую автор почему-то задвинул на второй план.
Сначала Меньшов думал организовать съемки в Сибири, но потом все-таки остановился на Карелии. В Сибирь было тяжело добираться, да и поездка по Иркутской области вызвала у него негативное восприятие.
Подбор актеров
На роль Нади Меньшов пробовал разных актрис, в том числе Любовь Полищук, но Нина Дорошина показалась режиссеру самой подходящей кандидатурой. На роль Василия Меньшов сразу определил Александра Михайлова. Правда, тот уже был популярным и на пробы приезжать не хотел. Пришлось Меньшову присматриваться к другим актерам, а потом Михайлов все-таки приехал и согласился на съемки, извинившись за свое поведение.
С Раисой Захаровной дела обстояли неважно. Владимир Валентинович видел в этой роли свою жену, однако Алентова снималась в картине Юлия Райзмана «Время желаний». Затем Меньшов предложил роль Раисы Захаровны Татьяне Дорониной, однако та решила, что ее сложившемуся имиджу эта работа только навредит. Съемки уже начались, и тогда Меньшов обратил внимание на Людмилу Гурченко. Та отправилась в Медвежьегорск, чтобы обсудить детали съемок. Меньшов утверждал, что с первых минут все пошло гладко, однако Людмила Марковна в своих мемуарах описала совсем другое развитие событий:
«Режиссеру сказали, что я уже приехала, что я на площадке. И я за спиной слышу голос: «Вы уже так много всего наиграли… Я даже не знаю, что Вы еще можете». Та-ак. Приехали… Меньшов был навеселе. Вы удивитесь? Актер, пришедший на пробу и даже на первый съемочный день – это всегда поединок. Доказывать, доказывать, быть все время под вопросительным знаком. Как бы режиссер ни хотел, ни решил, что будет снимать только тебя, - это всегда бой. Пока не увидит первые сцены на экране».
Владимир Валентинович очень удивился, когда прочитал откровения Гурченко. По его мнению, актрисе хотелось добавить драматизма, но все же она гармонично вписалась в съемочную группу и, как всегда, отработала безупречно.
Меньшов очень хотел, чтобы Олег Табаков снимался в роли дяди Мити. Олег Павлович вдруг сказал: "«Любовь и голуби» - это позор театра «Современник»", однако очень оживился, когда режиссер предложил ему роль в фильме. Правда, он так и не снялся, поскольку был задействован на съемках «Мэри Поппинс, до свидания!».
Нужно было срочно искать актера, который бы реалистично сыграл дядю Митю. Возрастные артисты не подходили, и тогда Меньшов вспомнил, как блестяще перевоплотился 30-летний Сергей Юрский в старика в одной из театральных постановок. Супруга Юрского Наталья Тенякова вспоминала, как ей, молодой 38-летней женщине, тоже предложили роль старухи:
«Сейчас это другие технологии, а мы-то снимали давным-давно. И это было очень страшно. Когда они кожу клеили каким-то составом, когда я снимала эту маску в конце съемочного дня, это была пытка для лица. Но я ничуточки об этом не жалею, потому что это был для нас один из самых счастливых, самых творческих периодов в нашей жизни».
Любовь к простому народу
Все артисты получали истинное наслаждение от съемок в фильме. Меньшов делился, что к ним приезжали родственники, и в свободное время все занимались сбором и переработкой грибов, которые росли в Карелии в огромном количестве.
У режиссера не было нареканий к работе актеров. Лишь однажды он сделал замечание Михайлову, который слишком перегнул палку с «придурковатостью». Владимир Валентинович объяснил артисту, что нужно уважать людей, которые выиграли войну. Потом он объяснял свою позицию:
«Мое отношение к народу как безусловной ценности, думаю, повлияло на конечный результат. Я объяснялся в любви этому самому «простому народу». Я помнил о стране, в которой взрослел. Стране по многим своим приметам крестьянской. Я хотел выразить признательность этим людям, и только поэтому получилось сделать кино, рождающее незамутненные, чистые, красивые чувства».
Антиалкогольная кампания, из-за которой фильм мог так и не выйти на экраны
В момент сдачи картины начались серьезные проблемы. Председатель совета министров СССР Виталий Воротников был недоволен тем, что в советском кино показывают слишком много сцен, где употребляют спиртные напитки. Киноначальство, естественно, сразу же отреагировало на критику чиновника, и тут под горячую руку попал фильм «Любовь и голуби». Заместитель фактического министра кинематографии Филиппа Ермаша вызвал Владимира Валентиновича и заявил:
«Мы эту картину ни в коем случае не примем! В таком виде она существовать не может! Садитесь и переделывайте!».
Меньшов категорически отказался что-либо менять, и тогда это дело поручили Алексею Сахарову. Вера Алентова вспоминала, что разъяренный муж метался по квартире:
«Он решил категорически снять свою фамилию из того, что намонтирует другой режиссер. Но как отказаться от своего детища, в которое вложено столько сил, столько любви?! Я не знала, чем можно помочь. Вернее знала, что помочь нельзя ничем».
Ермаш, увидев, какая несуразица получилась у Сахарова, понял, что проиграл. Он лишь попросил Меньшова вырезать кадр с пьяной Гурченко, отдыхавшей на море, но режиссер отстоял и это. А вот сцену с 6 кружками пива все-таки убрали.
Картина Меньшова считалась «второсортной», поскольку ей не делали рекламу, не крутили во всех кинотеатрах. На крупных кинофестивалях «Любовь и голуби» тоже не показывали, однако фильм посмотрело около 45 миллионов зрителей.
Вера Алентова рассказывала, что в зале при просмотре стоял оглушительный смех. Она опасалась, что шутки и быт русских людей будут непонятны иностранцам, однако опасения супруги Меньшова были напрасными:
«Но выяснилось, что язык, которым разговаривает Меньшов со зрителем, универсален и понятен. Горящие глаза в зале и горячие рукопожатия зарубежных коллег-кинематографистов дают мне право утверждать, что фильм «Любовь и голуби» мог собрать богатый урожай призов, если бы…».