Найти в Дзене

Призрак под землей: как Донецк 30 лет ждет свое метро

Донецк - один из крупнейших промышленных городов, который еще в советское время получил право на строительство метрополитена. Город с населением более миллиона человек остро нуждался в современной транспортной системе. Давайте разберем непростую историю донецкой подземки, которая до сих пор остается недостроенной. В 1988 году Совет Министров СССР принял историческое решение о начале проектирования метрополитена в Донецке. Институт "Укрметропроект" разработал масштабный проект, предусматривающий строительство трех линий общей протяженностью около 100 км. Первой должна была стать Пролетарско-Киевская линия. Она соединила бы крупный жилой район Пролетарский (с населением около 175 тысяч жителей) с промышленной зоной и центром города. На линии планировалось построить 8 станций, в том числе: В 1992 году началось практическое строительство - был забит первый колышек у вертикального ствола №19 в пойме реки Кальмиус. Генеральным подрядчиком выступил трест "Донецкшахтострой" - мощнейшая строите
Оглавление

Донецк - один из крупнейших промышленных городов, который еще в советское время получил право на строительство метрополитена. Город с населением более миллиона человек остро нуждался в современной транспортной системе. Давайте разберем непростую историю донецкой подземки, которая до сих пор остается недостроенной.

Начало большого пути

-2

В 1988 году Совет Министров СССР принял историческое решение о начале проектирования метрополитена в Донецке. Институт "Укрметропроект" разработал масштабный проект, предусматривающий строительство трех линий общей протяженностью около 100 км.

Первой должна была стать Пролетарско-Киевская линия. Она соединила бы крупный жилой район Пролетарский (с населением около 175 тысяч жителей) с промышленной зоной и центром города. На линии планировалось построить 8 станций, в том числе:

  • "Пролетарская"
  • "Чумаковская"
  • "Красный городок"
  • "Мушкетовская"
  • "Левобережная"
  • "Политехнический институт"
  • "Площадь Ленина"
  • "Белый лебедь"

Начало строительства

-3

В 1992 году началось практическое строительство - был забит первый колышек у вертикального ствола №19 в пойме реки Кальмиус. Генеральным подрядчиком выступил трест "Донецкшахтострой" - мощнейшая строительная организация, имевшая опыт сооружения шахт и других сложных подземных объектов.

Однако с распадом СССР система метростроя оказалась разрушена. Финансирование стало нерегулярным, что серьезно тормозило темпы работ. В 1997 году было создано специализированное ООО "Донецкшахтометрострой", которое продолжило строительство.

Технические особенности проекта

-4

Проект предусматривал как станции глубокого (5 станций), так и мелкого заложения (3 станции). Пропускная способность станций планировалась от 17,35 до 23,36 тысяч пассажиров в час пик. При строительстве применялись различные технологии:

  • Буровзрывной способ проходки
  • Использование проходческого комплекса
  • Эректорный способ сооружения тоннелей
  • Применение сборной железобетонной обделки

Проблемы строительства

-5

Главной проблемой стало нестабильное финансирование. За все время строительства было освоено около 40% от необходимого объема работ. Были пройдены:

  • Более 1,6 км подземных тоннелей
  • Четыре вертикальных ствола
  • Отсыпано 1,5 млн тонн породы для электродепо
  • Построено на 90% водопропускное сооружение
  • Начато строительство двух станций

В 2009 году строительство было законсервировано из-за отсутствия финансирования.

Современное состояние

-6

В 2010 году работы частично возобновились, но снова были приостановлены. По состоянию на 2011 год, стоимость завершения строительства первого пускового комплекса оценивалась в 5,6 млрд гривен (около $700 млн).

Перспективы

-7

После вхождения Донецка в состав России у проекта появился реальный шанс на завершение.

"Хочу развеять слухи, что его не будет, что мы будем закрывать те работы, которые были сделаны. Как только прекратятся военные действия, начнем большие работы. И, естественно, метро в Донецке будет!" - заявил первый заместитель председателя правительства ДНР Андрей Чертков:

Учитывая успешный опыт строительства метрополитенов в России и поддержку со стороны федерального центра, можно надеяться, что многострадальный проект донецкого метро наконец будет реализован, и город получит современную подземную транспортную систему.