Друзья, мы с вами уже рассматривали некоторые речевые ошибки (плеоназм и тавтология). А сегодня я расскажу вам о других нарушениях лексической нормы.
1. Непонимание значения слова
У каждого слова есть лексическое значение, отражающее его смысл и зафиксированное в толковых словарях русского языка. Незнание точного значения слова может приводить к искажению его смысла в речи. Это является речевой ошибкой.
Рассмотрим примеры предложений, в которых нарушается смысл сказанного.
1. Гости внесли значительную ЛЕПТУ в организацию мероприятия.
ЛЕПТА - это мелкая монета. Следовательно, она не может быть значительной. Правильно нужно было сказать так:
Гости внесли значительный ВКЛАД в организацию мероприятия.
2. У белок скоро появится НАСЛЕДСТВО.
Вероятно, под словом «наследство» автор высказывания имел в виду ПОТОМСТВО. Ведь наследство - это имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу. А у животных имущества нет.
3. ОБРАТНО ты опоздал на занятие!
Слово «обратно» имеет значение «назад». А здесь оно употреблено вместо «снова, опять».
2. Нарушение лексической сочетаемости
Все слова нашего языка условно можно разделить на две группы:
1) слова, хорошо сочетающиеся с любыми рядом стоящими словами;
2) слова, которые имеют ограниченную сочетаемость и уместны рядом лишь с некоторыми «соседями».
К первой группе относятся имена прилагательные, обозначающие физические свойства предметов (красный, холодный, мелкий, липкий и т.п.); существительные с конкретным значением (стол, дом, фиалка, мальчик); большинство глаголов (слышать, учить, трудиться...).
Ко второй группе относятся слова, которые мы привыкли слышать в устойчивых выражениях:
моргать (глазами),
узы (брака, дружбы, семейные),
замкнуть (цепь), откупорить (бутылку, бочку),
закадычный (друг), карие (глаза),
слёзно (просить, умолять, молить),
кромешный (ад, мрак, тьма),
круглый (дурак, отличник) и т.п.
Словосочетания этого типа называют фразеологически связанными, а их разрушение является типичной речевой ошибкой.
Рассмотрим примеры подобных ошибок:
1. Они оказали нам благодарность.
Оказать можно помощь, услугу, поддержку, содействие, а благодарность, как и любовь, нежность, выражают.
2. Наступила глубокая весна.
Мы часто слышим выражение «глубокая осень». А вот к весне это прилагательное не подходит по смыслу.
3. Студент одержал поражение в третьем туре викторины по математике.
Одержать можно победу, а со словом «поражение» следовало бы употребить глагол «потерпел».
В художественной речи нарушение лексической сочетаемости может использоваться как средство выразительности. В произведениях признанных мастеров литературы можно встретить такие сочетания:
активная печаль (М.Ю. Лермонтов);
мечтал взасос (Ф.М. Достоевский);
резиновая мысль (И. Ильф и Е. Петров);
писать навзрыд (Б. Пастернак).