Найти в Дзене
С любовью к русскому

Речевые ошибки. Непонимание значения слова. Нарушение лексической сочетаемости

Оглавление

Друзья, мы с вами уже рассматривали некоторые речевые ошибки (плеоназм и тавтология). А сегодня я расскажу вам о других нарушениях лексической нормы.

1. Непонимание значения слова

У каждого слова есть лексическое значение, отражающее его смысл и зафиксированное в толковых словарях русского языка. Незнание точного значения слова может приводить к искажению его смысла в речи. Это является речевой ошибкой.

Рассмотрим примеры предложений, в которых нарушается смысл сказанного.

1. Гости внесли значительную ЛЕПТУ в организацию мероприятия.

ЛЕПТА - это мелкая монета. Следовательно, она не может быть значительной. Правильно нужно было сказать так:

Гости внесли значительный ВКЛАД в организацию мероприятия.

2. У белок скоро появится НАСЛЕДСТВО.

Вероятно, под словом «наследство» автор высказывания имел в виду ПОТОМСТВО. Ведь наследство - это имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу. А у животных имущества нет.

3. ОБРАТНО ты опоздал на занятие!

Слово «обратно» имеет значение «назад». А здесь оно употреблено вместо «снова, опять».

2. Нарушение лексической сочетаемости

Все слова нашего языка условно можно разделить на две группы:

1) слова, хорошо сочетающиеся с любыми рядом стоящими словами;

2) слова, которые имеют ограниченную сочетаемость и уместны рядом лишь с некоторыми «соседями».

К первой группе относятся имена прилагательные, обозначающие физические свойства предметов (красный, холодный, мелкий, липкий и т.п.); существительные с конкретным значением (стол, дом, фиалка, мальчик); большинство глаголов (слышать, учить, трудиться...).

Ко второй группе относятся слова, которые мы привыкли слышать в устойчивых выражениях:

моргать (глазами),

узы (брака, дружбы, семейные),

замкнуть (цепь), откупорить (бутылку, бочку),

закадычный (друг), карие (глаза),

слёзно (просить, умолять, молить),

кромешный (ад, мрак, тьма),

круглый (дурак, отличник) и т.п.

Словосочетания этого типа называют фразеологически связанными, а их разрушение является типичной речевой ошибкой.

Рассмотрим примеры подобных ошибок:

1. Они оказали нам благодарность.

Оказать можно помощь, услугу, поддержку, содействие, а благодарность, как и любовь, нежность, выражают.

2. Наступила глубокая весна.

Мы часто слышим выражение «глубокая осень». А вот к весне это прилагательное не подходит по смыслу.

3. Студент одержал поражение в третьем туре викторины по математике.

Одержать можно победу, а со словом «поражение» следовало бы употребить глагол «потерпел».

В художественной речи нарушение лексической сочетаемости может использоваться как средство выразительности. В произведениях признанных мастеров литературы можно встретить такие сочетания:

активная печаль (М.Ю. Лермонтов);

мечтал взасос (Ф.М. Достоевский);

резиновая мысль (И. Ильф и Е. Петров);

писать навзрыд (Б. Пастернак).