90% российских медицинских организаций уже разработали сайты для своих пациентов. Но большинство медицинских сайтов имеет массу проблем, несмотря на отличное дизайнерское исполнение.
Проблемы с сайтами
Основные проблемы сайтов
- медленная скорость работы
- низкий органический трафик
- недостаточный поток заявок
- нарушения требований законодательства РФ по организации медицинских сайтов
Например, на медицинских сайтах часто нет версии для слабовидящих, реквизитов, подробной информации о врачах.
Обязательные элементы медицинского сайта установленные приказом № 956Н Министерства Здравоохранения РФ и ГОСТ Р 52 872−2012, законами 152-ФЗ, 323-ФЗ, 532-ФЗ.
Главная проблема медсайтов — ограниченный функционал, который не позволяет развивать сайт силами медицинской организации и требует постоянного обращения к дизайнерам и программистам.
Отсутствие развития приводит к тому, что в течение двух-трёх лет сайт теряет посетителей и устаревает.
У медцентра есть три варианта действий:
- Ничего не менять, вести на сайт платный рекламный трафик.
- Улучшить технические характеристики под поисковики, изменить функциональность, обновить контент, т.е. провести редизайн, оставаясь на той же платформе.
- Cделать новый сайт, перенести нужный контент со старого сайта.
Какой вариант развития следует анализировать отдельно и выбирать индивидуально.
Рассмотрим разработку нового сайта.
Основные этапы разработки сайта
Как правило, при разработке сайтов придерживаются следующих этапов:
- Проектирование сайта
Сбор и анализ SEO (семантического ядра)
Путь клиента по сайту
Проектирование навигации
Проектирование модулей
Проектирование контента
2. Выбор платформы для сайта
3. Разработка контента
4. Разработка сайта
Дизайн сайта (с доработкой шаблонов)
Вёрстка и программирование
5. Наполнение сайта контентом
6. Тестирование сайта
7. Запуск в эксплуатацию на рабочем хостинге
8. Поддержка сайта
Содержание работ меняется от рабочего процесса диджитал-агентства.
Как проектировать сайт
От того, как будет спроектирован сайт будет зависеть его техническая реализация и стоимость его разработки.
При проектировании сайта медцентру нужно ответить на вопрос: "Что нужно обычно среднему пациенту от сайта медицинского центра?".
Вероятно, это зависит от того о каком именно центре мы говорим – узкопрофильном и специализированном или центре широкого профиля, который по сути является ближайшим помощником в неожиданно возникшей жизненной ситуации.
Если во главу угла мы ставим потребителя услуг, то есть пациента (или его представителя), то мы попадаем в ситуацию информационного проектирования системы в зависимости от потребностей и поведения пользователя.
Результатом проектировании медсайта в агентстве является техническое задание - рабочий документ, который используют в диджитал агентстве при разработке сайта.
Но медицинские маркетологи или те сотрудники, которым поручено создать сайт могут сделать проектирование и без специальных знаний. Подготовьте концепцию, используя этапы 2,3,5.
Этапы проектирования сайта
1. Сбор и анализ SEO (семантического ядра).
Сбор ключевых запросов влияет на разработку навигации. Часто ключевые запросы используются для создания каталогов услуг и контента сайта.
2. Путь клиента по сайту.
Описание (мы делаем в виде схемы) пути целевого клиента по сайту. На этом этапе нужно ответить на вопрос о том, как целевой клиент совершит нужное нам действие. Например, как клиент со страницы врача попадёт на страницу услуг? Сайт должен быть ориентирован в первую очередь на потребителя.
3. Проектирование навигации.
Используя путь клиента по сайту и семантическое ядро можно спроектировать навигацию первого и второго уровней.
4. Проектирование модулей
Типовые модули - это те модули, информация которых по своей структуре одинакова. Например, "карточка врача" будет выглядеть одинаково для любого врача медцентра.
5. Проектирование контента
На этом этапе, имея навигацию, путь клиента, семантику уже можно сформулировать требования к контенту и ответить на вопросы: Какой контент нужно создать? Кто будет создавать контент? Как часто контент нужно обновлять?
Мы не будем в этом материале рассматривать остальные этапы, а поговорим о том, какие задачи может решить сайт и как они могут влиять на проектирование медсайта.
Сайт — инструмент бизнеса
Как это не банально, но сайт для медицинского центра является устоявшимся бизнес-инструментом. Задачи, которые он решает:
- увеличение среднего чека;
- увеличение количества продаж;
- увеличение доли на рынке услуг;
- пиар задачи более общего плана;
- личные амбиции владельцев.
И как у бизнес-инструмента у сайта современной клиники должны быть следующие функциональные возможности:
- посмотреть список услуг с ценами;
- выбрать время посещения;
- разместить заявку на посещение;
- получить информацию о докторах;
- убедиться в их квалификации;
- оплатить услугу
Для этого пациенту можно дать его собственный личный кабинет, в котором будут и все его данные и в котором пациент получит в электронном виде все результаты посещения медцентра, и сможет пообщаться с доктором в дальнейшем. Но в этом варианте медицинская организация должна ясно видеть свой путь развития и относиться к сайту как бизнес-платформе, которая будет развиваться вместе с бизнесом.
Все функциональные возможности обычно описывают при проектировании или в концепции сайта. Мы рекомендуем медицинским центрам описывать именно концепцию, без оглядки на технологии, где простым языком будут описаны бизнес-цели.
Запись на прием к врачу и личный кабинет пациента
Пациенту удобно оперативно получать результаты анализов записываться на прием, смотреть историю посещения, получать услуги телемедицины на мобильном телефоне, который всегда под рукой.
Личный кабинет пациента - хорошее решение для специализированных медицинских центров, сетей медицинских клиник и лабораторий. Разработка таких личных кабинетов требует интеграции с МИС (медицинской информационной системой), 1С, телеграм.
Все затраты окупаются: по статистике пациенты частных мецентров при высоком сервисе обслуживания не склонны менять клинику. Особенно в больших городах, где есть существенные траты времени на передвижение.
Организовать личный кабинет можно:
1) на сайте,
3) в чат-боте телеграм. Пример медицинского чат-бота телеграм c записью на приём и интеграцией с Медицинской информационной системой (МИС Медеск).
Приём платежей
Какие элементы должны быть у хорошего медицинского сайта
С точки зрения медицинского центра в сайт должен быть многостраничным и включать обязательные элементы:
- Неограниченное количество разделов, страниц
- Версия для слабовидящих
- Филиалы, Отделения, Врачи
- Новости, Блог
- FAQ
- Прайс-лист
- Календарь - расписание врачей
- Форма "Запись на приём"
- Отзывы
- Настраиваемая политика обработки персональных данных
- Модуль форм
- Поиск по сайту
Где заказать медицинский сайт?
Заказать сайт медицинского центра можно в диджитал-агентстве. Есть агентства, которые специализируются только на медицинских сайтах, есть агентства более широкого профиля, которые могут привнести в медицинский сайт хорошие решения из других отраслей. В нашем агентстве на январь 2025 года стоимость сайта для медицинского центра с нуля начинается от 290 т.р.
Продвижение медицинского сайта
Продвижением медицинского сайта занимается внутренний отдел маркетинга с привлечением подрядчиков или внешнее рекламное агентство.
Выбор решений и инструментов для продвижения определяется только под конкретную компании. Мы используем формулу:
Потребности → решения → инструменты
Учитываем:
- Коммерческие цели компании.
- Позицию на локальном/федеральном рынке.
- Линейку товаров/услуг, средний чек, уровень конкуренции.
- Готовые материалы по продуктам и услугам.
- Ресурсы компании.
- Каналы, которые использовала компания ранее и уровень конкуренции в каналах.
- Требования к бюджету.
И многое другое.
Медицинский маркетинг
Основные задачи медицинского маркетинга: привлечение новых пациентов и удержание текущих.
Вторая задача — позиционировать медицинский центр для профильных врачей: не секрет, что один и тот же врач «кочует» в поисках лучших условий между разными медцентрами, уводя за собой пациентов.
Решая обе задачи мы решаем и задачу формирования репутации бренда медицинского центра в долгосрочной перспективе.
Маркетинг на корпоративном сайте
В медицинской тематике хорошо работают:
- Карточки товара
- Карточки услуг
- Фильтры товаров
- Фильтры услуг
- Умный поиск по сайту
- Блог
- EAT-контент
- SEO-каталоги проблем пациентов.
Подробнее про медицинский маркетинг на сайте Online Media
Консультации по разработке медицинских сайтов
Заполнить форму и получить консультацию или коммерческое предложение в агентстве Online Media.