Найти в Дзене

Николай Гончар и его фотолетопись Уренгоя (2 часть)

Автор: Светлана Пинская Фото: Николай ГОНЧАР, предоставлено Юрием Носовым В Уренгой Юрий Носов приехал с родителями в 1976 году. Ему было восемь лет. - Фото №1 подписано так: «6 августа 1976 года. В ноябре этого года меня привезли родители в Уренгой из Краснодарского края». На фото - центральная улица Геологов и наша знаменитая «бетонка». Большей части зданий здесь уже нет. Вот столовая (на фото здание буквой «Т» справа вверху. - Авт.), здесь и обедали, и ужинали, не говоря уже о том, что свадьбы и другие мероприятия проводили. Нередко и мне приходилось здесь есть. Готовили очень вкусно. Мама бухгалтером работала и уезжала то в Тарко-Сале, то в Тюмень с отчётами. В этом доме (на фото справа второй снизу. - Авт.) жил наш легендарный Николай Глебов. У него в соседях мой одноклассник был. Вот мы и бегали домой к Николаю Дмитриевичу телевизор смотреть. У Глебовых чуть ли не у первых он появился. Телевизионные трансляции в Уренгое начались где-то в 1977-1978 году, всего лишь по 4 часа в с
Оглавление

Среди очевидцев тех далёких событий, о которых повествуют фотолетопись и кинохроника уренгойца Николая Гончара, был Юрий Носов. Его, увлечённого хранителя фото- и видеоистории геологического посёлка, мы попросили оживить своими воспоминаниями снимки Николая Иосифовича.

Автор: Светлана Пинская
Фото: Николай ГОНЧАР, предоставлено Юрием Носовым

В Уренгой Юрий Носов приехал с родителями в 1976 году. Ему было восемь лет.

Главная улица

- Фото №1 подписано так: «6 августа 1976 года. В ноябре этого года меня привезли родители в Уренгой из Краснодарского края».

На фото - центральная улица Геологов и наша знаменитая «бетонка». Большей части зданий здесь уже нет. Вот столовая (на фото здание буквой «Т» справа вверху. - Авт.), здесь и обедали, и ужинали, не говоря уже о том, что свадьбы и другие мероприятия проводили. Нередко и мне приходилось здесь есть. Готовили очень вкусно. Мама бухгалтером работала и уезжала то в Тарко-Сале, то в Тюмень с отчётами.

В этом доме (на фото справа второй снизу. - Авт.) жил наш легендарный Николай Глебов. У него в соседях мой одноклассник был. Вот мы и бегали домой к Николаю Дмитриевичу телевизор смотреть. У Глебовых чуть ли не у первых он появился. Телевизионные трансляции в Уренгое начались где-то в 1977-1978 году, всего лишь по 4 часа в сутки. Хорошо помню, что смотрели фигурное катание. Глебовы ещё музыку импортную через динамики записывали, пока иностранные спортсмены выступали. Пластинок в то время в посёлке было не купить. Потом под эту музыку танцевали.

-2

А это первый магазин (справа сверху тёмное здание. - Авт.). Для нас, детей, он был притягателен тем, что там продавали из стеклянных конусов соки на розлив. Рядом с томатным обязательно банка с водой стояла, в ней ложка. Размешаешь соль в стакане, ложку - в банку.

Помню, как в одно из наводнений мы с одноклассниками раздобыли лодку и переправляли на ней через улицу людей в районе электроцеха. Лодки часто притаскивало с реки во время наводнений, в том числе ненецкие калданки. Давали нам за это кто две, кто три копейки. С заработанными деньгами бежали в магазин за соком.

-3

Ещё один примечательный факт - дымка вверху на фото. Поначалу думал, что это брак. Поговорил с Николаем Иосифовичем. Оказывается, были лесные пожары в то время такие сильные и дымка - это смог.

-4

- Наводнения можно назвать маркером Уренгоя того времени, поэтому столько фотографий им посвятил Николай Гончар.

Вот мальчик в отцовских болотных сапогах (фото №2) - это отпечаток моего детства. Оно и у меня, и у всех моих одноклассников было таким. Раньше родители больше доверяли детям, и они были более самостоятельными.

-5

А это сам Николай Иосифович на льдине (фото №3). Слева от него здание администрации, оно ещё без пристройки. Видно вход в военно-учётный и паспортный стол. Здесь в 16 лет я паспорт получал.

-6

Наводнения как-то спокойно тогда все воспринимали. Вплоть до 1981 года, когда посёлок очень сильно затопило. Наводнение было поздним, где-то 10 июня началось и дней пять длилось. Обычно вода до батарей в домах доходила, а жили мы тогда на первом этаже в общежитии для вахтовиков на улице Геологов, 2, в тот год вода до форточки поднялась.

-7

На периоды наводнений мы перебирались к друзьям родителей. В квартире отец-плотник каждый год делал деревянные полати, на них всю домашнюю утварь и скарб составляли. А в 1981 году отец решил не делать полати, а просто положил доски на спинки кровати. Все плавало: и вещи, и техника.

-8

Но это не считали какой-то трагедией. Во-первых, мама страховку оформляла каждый год, во-вторых, плавающий советский проигрыватель или телевизор после просыхания работал.

В весеннюю распутицу у нас, как и в семьях других школьников, несколько дней квартировали ученики из посёлка Пионерного. Там не было школы, их возили в Уренгой. Жили у нас, пока не налаживалось сообщение через Пур.

-9

Старый посёлок

- Это пассажирский причал (фото №4) в старом посёлке, 6 июня 1976 года. Пристань просуществовала где-то до середины 1990-х годов. Говорили, что там бараки для заключённых раньше были. Так это или нет, не могу сказать. Мне эта часть Уренгоя какой-то таинственной казалась. Она была непохожа на остальной посёлок: везде двухэтажные дома стояли, а тут домики-избы, балки. И мы там постоянно бегали. Тут была пилорама, где отец работал.

-10

В старой части посёлка жил Моисей Абрамович Игель. Говорили, давно жил. Мы его все дядей Мишей называли. Это историческая личность - герой Великой Отечественной войны. Рассказывали, как вертолёт, который летал с буровой, садился посередине леса, чтобы забрать дядю Мишу с охоты. Настолько он уважаемым человеком был.

-11

Природа

- Николай Иосифович очень любил природу. У него много красивых пейзажных снимков. Вот эта с уткой (фото №5) - одна из его любимых фотографий, судя по тому, сколько он её показывал, а потом выкладывал и в социальные сети. К слову, фотографии он в то время делал цветные. Что было отнюдь не простым и не дешёвым занятием.

-12

Многое осталось в далёком прошлом. Когда пересматриваю фотографии Николая Иосифовича, на душе становится тепло. Для меня это ностальгия по тому времени, по детству. Для всех нас, уренгойцев, - историческая память, связанная с геологией, которую важно и нужно хранить.

-13
-14
-15

-16