Что сгорит, то не сгниёт.
Читал как-то в сети статью, где утверждалось, что Александр Скрябин сочинил "Поэму огня" после "масштабных природных пожаров", так сказать под впечатлением. Думаю, это выдумка.
Однако, в истории музыки действительно есть произведения изображающие буйство огненной стихии.
Например, великолепный фортепианный этюд "Пожар в соседней деревне" Шарля Алькана.
Первые минуты композитор рисует картины безмятежной сельской идиллии. Герой гуляет, наслаждаясь природой, и только мрачное повторение ноты "соль" во второй половине раздела предвещает надвигающуюся катастрофу. Видимо это запах гари, принесённый ветром или клубы чёрного дыма дыма внезапно возникшие на безоблачном небе.
Пожар впечатляет динамизмом звуковой плотности. И он в самом разгаре. Клокочущее пламя, обезумевшие от страха люди, крики домашних животных, попытки соседей организовать тушение. Всё тщетно - догорающие остатки дома символизируются настойчивой "до" в нижнем регистре.
Герой возвращается в родную деревню, размышляя о бренности бытия и неумолимости злого рока.
За год до рождения Алькана в России произошёл пожар, нашедший отражение по меньшей мере в двух сочинениях.
Перед вами лист нотного издания из коллекции князя А.И. Барятинского:
Это фантазия для фортепиано "Изображение, объятой пламенем, Москвы" немецкого композитора и пианиста Даниэля Штейбельта.
Произведение строго программное, состоит из девяти частей и насыщено музыкальными цитатами. Похоже это предтеча культовой увертюры "1812 год" Чайковского.
Вход в город наполеоновских войск сопровождается мотивом французской народной песенки "Мальбрук в поход собрался".
Тремоло на тему английской песни "Боже, Спаси Короля" звучит в адажио "Моление о сохранении жизни Его Императорского Величества Александра Павловича". Лет через двадцать эта музыка станет основой гимна Российской империи.
Изменённая до неузнаваемости "Марсельеза" изображает "стоны и вопли побеждённых", а радость победителей иллюстрируется вариациями русской плясовой "Камаринская".
Собственно пожару посвящены третья и пятая части фантазии. Эффектные "ломанные" огненные пассажи кульминируют в сцене "взорвания Кремля".
Оригинальную редакцию "Пожара" я не нашёл, поэтому посмотрите версию для камерного оркестра.
В 11-ой картине оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева грабёж, бесчинства и разорение Москвы логично завершаются грандиозным пожаром.
НАПОЛЕОН: Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают. Какая решимость! Это скифы.
Да, русские композиторы любили "выпустить красного петуха" .
У Модеста Мусоргского в финале "Хованщины" старообрядцы-раскольники совершают акт самосожжения "во славу господа".
Приспело время в огне и пламени приять венец славы вечныя!
Александр Бородин завершает первое действие "Князя Игоря" поджогом, устроенным нагрянувшими в Путивль кочевниками.
Пожар. То пригород пылает!
Бабы воют, народ бежит,
Острог горит!
В поле рыщут половцы!
Грабят, жгут посад! Глядите!
Дмитрий Шостакович вспоминал, как во время работы над постановкой пьесы "Клоп" Владимир Маяковский задал ему вопрос:
"Вы любите пожарные оркестры?"
Я сказал, что иногда люблю, иногда нет. А Маяковский ответил, что он больше любит музыку пожарных и что следует написать к "Клопу" такую музыку, которую сыграет оркестр пожарников.
Для раскрытия замысла поэт хотел услышать небрежно исполненную музыку, как будто сыгранную духовым оркестром дилетантов.
Звучание именно такого "пожарного оркестра" Шостакович добился оркестровыми и жанровыми способами.
Есть в пьесе и реальный пожар. Свадьба Присыпкина и Эльзивиры заканчивается потасовкой, в ходе которой опрокидывают печь.
В блокадном Ленинграде композитор входил в состав добровольной пожарной дружины и возможно принимал непосредственное участие в тушении сбрасываемых немцами на город зажигательных бомб.
Нельзя исключить, что эмоции от таких дежурств каким-то образом нашли своё место в партитуре Седьмой "Ленинградской" симфонии.
В 1942 году характерный портрет композитора появился на обложке журнала Time:
Пожарный Шостакович. Между разрывами бомб в Ленинграде он услышал аккорды победы (Музыка).
Уверен, что вы сможете привести и другие примеры музыкального воплощения пожаров. Добро пожаловать в комментарии.
Ссылка на реферат попадает в постоянный КАТАЛОГ публикаций канала. Ещё по теме:
- Огонь небесный и земной в произведениях Вивальди, Бетховена, Чайковского и Вагнера - Когда музыка огонь!
- Второй сгоревший европейский орган за месяц - Органы в огне
- Седьмая "Ленинградская" симфония - Нашествие
Традиционная несмешная байка в заключении:
Оккупация Наполеоном Вены приблизила смерть Йозефа Гайдна.
Когда утром 10 мая 1809 года французская артиллерия начала обстрел австрийской столицы, это так напугало композитора, что он задрожал и несомненно упал бы на землю, не подоспей вовремя слуги. Тут, к несчастью, прогремели еще три выстрела один за другим. Это усугубило его ужасное состояние, дрожь усилилась. Тем не менее, собрав все свои силы, старец крикнул:
Дети, не бойтесь! Там, где Гайдн, с вами ничего не может случиться!
Слуги отнесли его в постель и вызвали врача. Тот принял подобающие меры и сумел настолько облегчить состояние больного, что в тот же день Гайдн смог встать с постели и вернуться к своему обычному распорядку. Даже в ужасную ночь с 11 на 12 мая, когда город обстреливался гранатами из гаубиц, он оставался довольно спокоен, однако заметно тосковал. Эта тоска не покидала его и в последующие дни.