Продолжим говорить о "Мягком знаке". Что же делать дома, если ребенок пропускает на письме "Ь"?
- Даём две части слова с одинаковыми согласными и гласными, одна из них будет с мягким знаком, другая - без. Например, БЯ и БЬЯ. Просим придумать слова, содержащие эти части.
Читаем и слЫшим разницу, слУшаем паузу в слове перед гласными Е-Ё-Ю-Я-И:
БЕ - БЬЕ, кораБЕльный - выБЬЕм
БЁ - БЬЁ, жереБЁнок - поБЬЁт
БЮ - БЬЮ, деБЮт - поБЬЮт
БЯ - БЬЯ, БЯка - зуБЬЯ
БИ - БЬИ, рыБИй - вороБЬИ
ВЕ - ВЬЕ, кроВЕльный - короВЬЕ
ВЁ - ВЬЁ, наВЕс - солоВЬЁм
ВЮ - ВЬЮ, граВЮра - интерВЬЮ
ВЯ - ВЬЯ, ВЯхирь - здороВЬЯ
ВИ - ВЬИ, ВИтрина - солоВЬИ
ДЕ - ДЬЕ, бёДЕр - тиховоДЬЕ
ДЮ - ДЬЮ, ДЮгонь - клаДЬЮ
ДЯ - ДЬЯ, вожДЯ - лаДЬЯ
ДИ - ДЬИ, раДИо - олаДЬИ
ЖЁ - ЖЬЁ - стаЖЁр - руЖЬЁ
"Ё" пишется в словах с суффиксом "ЁР".
ЛЁ - ЛЬЁ, ЛЁд - ЛЬЁт, поЛЬЁт
ЛЮ - ЛЬЮ, Северный поЛЮс - поЛЬЮ
ЛЯ - ЛЬЯ, УЛЯ - УЛЬЯна
ЛЯ - ЛЬЯ, пуЛЯ - кеЛЬЯ
ЛИ - ЛЬИ, иЛИстый - ИЛЬИн
НЮ - НЬЮ, коНЮшНЯ - осеНЬЮ
НЯ - НЬЯ, тюлеНЯ - тюлеНЬЯ
НИ - НЬИ, коНИ - бараНЬИ, растеНИе - растеНЬИце
ПЕ - ПЬЕ, ПЕнь - ПЬЕса
ПЁ - ПЬЁ, ПЁстрый - ПЬЁт
ПЮ - ПЬЮ, ПЮре - выПЬЮ
ПЯ - ПЬЯ, тороПЯщий - хлоПЬЯ
РЕ - РЬЕ, РЕпа - ЮРЬЕвич
РЁ - РЬЁ, РЁбрышко - сыРЬЁ
РЮ - РЬЮ, гоРЮчий - матеРЬЮ
РЯ - РЬЯ, моРЯк - МаРЬЯна
РИ - РЬИ, ЮРИй - проваРИть - ваРЬИровать
СЕ - СЬЕ, СЕло - полеСЬЕ
СЮ - СЬЮ, СЮрприз - лиСЬЮ
СЯ - СЬЯ, пороСЯта - бруСЬЯ
СИ - СЬИ, СИница - лиСЬИ
ТЕ - ТЬЕ, маТЕмаТИка - треТЬЕ
ТЁ - ТЬЁ, ТЁлка - бриТЬЁ
ТЮ - ТЬЮ, уТЮг - пяТЬЮ
ТЯ - ТЬЯ, ТЯпка - треТЬЯ
ТИ - ТЬИ, каракаТИца - усТЬИце
ЧЕ - ЧЬЕ, коЧЕвник - собаЧЬЕ
ЧЁ - ЧЬЁ, ноЧЁвка - ниЧЬЁ
В существительных, образованных ОТ ГЛАГОЛА (ночевать-ночёвка) пишется "ЧЁ" (а вот "мальЧОнка" - пишем "О", так как нет ГЛАГОЛА, связанного с этим словом).
В корне после шипящих пишем "Ё", если при изменении слова происходит чередование с "Е" (пчЁлка - пчЕла).
ЧЬЮ - ноЧЬЮ
ЧЬЯ - волЧЬЯ
ЧИ - ЧЬИ, клюЧИ - заяЧЬИ
_____________
- Учимся делить на слоги. Объясняем правила деления. Приводим много примеров. Вместе делим на слоги. Начинаем с самых простых, без двойных согласных, без отдельных гласных, без "Й", "Ь" и ТД. То есть самые простые слова: МО-ЛО-КО, КО-РО-ВА.
Потом добавляем двойные гласные, "Ь" и ТД.
Объясняем, что деление по слогам не всегда совпадает с переносом слова со строки на строку (эту тему разбираем после усвоения темы "деление на слоги").
Вот какое задание можно предложить позже, при усвоении правил по делению на слоги. Начинаем с самых простых. Потом усложняем.
Раздели каждое слово на слоги. Посчитай количество слогов в каждом слове. Возьми от каждого слова требуемый по порядку слог, соедини получившиеся слоги в новое слово.
Ребенок сам должен разделить на слоги. Даём без готового разделения на слоги.
а)
2 - 2 - 3
Шах-ма-ты
О-лень
Сла-день-кий
Ответ: Ма- лень- кий
Соединяем требуемые по порядку слоги (от первого слова - второй слог, от второго - второй, от третьего - третий). Получаем слово:
Ответ: Ма- лень- кий
б)
1 - 2 - 3
Коль-е
Дель-це
Ча-е-вой
Ответ: коль-це-вой
в)
1 - 1
Ко-пы-то
Мар-шал
Ответ: Ко-мар
- После написания слов или текста ребенком попросите его прочитать, что получилось. Пусть он сам найдет у себя ошибки, если они есть. Ведь "Ь" разделяет согласную и гласную. А при написании без "Ь" в таком случае получится совершенно другое слово (например, не соЛЬЮ, а соЛЮ, то есть получим совершенно иное лексическое значение слова).
- Дайте ребенку распечатанные слова, в некоторых из которых допущены ошибки, а некоторые из них написаны верно. Слова должны быть вперемешку (с "Ь" и без). Попросите прочитать и исправить ошибки (именно прочитать, а не угадать). Многие дети видят начало слова, понимают, какое слово написано, и просто называют его.
- Мы должны много и очень много тренироваться, слушать слова и слЫшать разницу между словами с Ь и без.
- Обязательно работаем над ФОНЕМАТИЧЕСКИМ слухом. Безусловно, не забываем в самом начале каждого занятия выполнять ДЫХАТЕЛЬНЫЕ упражнения, небольшую НЕЙРОГИМНАСТИКУ, упражнения на МЕЖПОЛУШАРНОЕ взаимодействие, на ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЮ и КОНТРОЛЬ действий.
- Проработав тему на отдельных словах, переходим к словосочетаниям, предложениям, затем даём тексты.
Примеры упражнений можно найти в предыдущих статьях. Буду выкладывать ещё.
Подписывайтесь и ждите публикации новых упражнений. Буду выкладывать новые статьи и видео.
Спасибо, что читаете, ставите лайки и делитесь моими статьями со своими знакомыми!
#потаповаольганавильевнанейропсихолог
#дисграфия
#фонематическаядисграфия
#нарушениефонематическогослуха
#подготовкакшколе
#трудностиобучениявшколе