Найти в Дзене

Помогите услышать Мягкий знак! Часть 2.

Продолжим говорить о "Мягком знаке". Что же делать дома, если ребенок пропускает на письме "Ь"?

  • Даём две части слова с одинаковыми согласными и гласными, одна из них будет с мягким знаком, другая - без. Например, БЯ и БЬЯ. Просим придумать слова, содержащие эти части.

Читаем и слЫшим разницу, слУшаем паузу в слове перед гласными Е-Ё-Ю-Я-И:

БЕ - БЬЕ, кораБЕльный - выБЬЕм

БЁ - БЬЁ, жереБЁнок - поБЬЁт

БЮ - БЬЮ, деБЮт - поБЬЮт

БЯ - БЬЯ, БЯка - зуБЬЯ

БИ - БЬИ, рыБИй - вороБЬИ

ВЕ - ВЬЕ, кроВЕльный - короВЬЕ

ВЁ - ВЬЁ, наВЕс - солоВЬЁм

ВЮ - ВЬЮ, граВЮра - интерВЬЮ

ВЯ - ВЬЯ, ВЯхирь - здороВЬЯ

ВИ - ВЬИ, ВИтрина - солоВЬИ

ДЕ - ДЬЕ, бёДЕр - тиховоДЬЕ

ДЮ - ДЬЮ, ДЮгонь - клаДЬЮ

ДЯ - ДЬЯ, вожДЯ - лаДЬЯ

ДИ - ДЬИ, раДИо - олаДЬИ

ЖЁ - ЖЬЁ - стаЖЁр - руЖЬЁ

"Ё" пишется в словах с суффиксом "ЁР".

ЛЁ - ЛЬЁ, ЛЁд - ЛЬЁт, поЛЬЁт

ЛЮ - ЛЬЮ, Северный поЛЮс - поЛЬЮ

ЛЯ - ЛЬЯ, УЛЯ - УЛЬЯна

ЛЯ - ЛЬЯ, пуЛЯ - кеЛЬЯ

ЛИ - ЛЬИ, иЛИстый - ИЛЬИн

НЮ - НЬЮ, коНЮшНЯ - осеНЬЮ

НЯ - НЬЯ, тюлеНЯ - тюлеНЬЯ

НИ - НЬИ, коНИ - бараНЬИ, растеНИе - растеНЬИце

ПЕ - ПЬЕ, ПЕнь - ПЬЕса

ПЁ - ПЬЁ, ПЁстрый - ПЬЁт

ПЮ - ПЬЮ, ПЮре - выПЬЮ

ПЯ - ПЬЯ, тороПЯщий - хлоПЬЯ

РЕ - РЬЕ, РЕпа - ЮРЬЕвич

РЁ - РЬЁ, РЁбрышко - сыРЬЁ

РЮ - РЬЮ, гоРЮчий - матеРЬЮ

РЯ - РЬЯ, моРЯк - МаРЬЯна

РИ - РЬИ, ЮРИй - проваРИть - ваРЬИровать

СЕ - СЬЕ, СЕло - полеСЬЕ

СЮ - СЬЮ, СЮрприз - лиСЬЮ

СЯ - СЬЯ, пороСЯта - бруСЬЯ

СИ - СЬИ, СИница - лиСЬИ

ТЕ - ТЬЕ, маТЕмаТИка - треТЬЕ

ТЁ - ТЬЁ, ТЁлка - бриТЬЁ

ТЮ - ТЬЮ, уТЮг - пяТЬЮ

ТЯ - ТЬЯ, ТЯпка - треТЬЯ

ТИ - ТЬИ, каракаТИца - усТЬИце

ЧЕ - ЧЬЕ, коЧЕвник - собаЧЬЕ

ЧЁ - ЧЬЁ, ноЧЁвка - ниЧЬЁ

В существительных, образованных ОТ ГЛАГОЛА (ночевать-ночёвка) пишется "ЧЁ" (а вот "мальЧОнка" - пишем "О", так как нет ГЛАГОЛА, связанного с этим словом).

В корне после шипящих пишем "Ё", если при изменении слова происходит чередование с "Е" (пчЁлка - пчЕла).

ЧЬЮ - ноЧЬЮ

ЧЬЯ - волЧЬЯ

ЧИ - ЧЬИ, клюЧИ - заяЧЬИ

-2

_____________

  • Учимся делить на слоги. Объясняем правила деления. Приводим много примеров. Вместе делим на слоги. Начинаем с самых простых, без двойных согласных, без отдельных гласных, без "Й", "Ь" и ТД. То есть самые простые слова: МО-ЛО-КО, КО-РО-ВА.

Потом добавляем двойные гласные, "Ь" и ТД.

Объясняем, что деление по слогам не всегда совпадает с переносом слова со строки на строку (эту тему разбираем после усвоения темы "деление на слоги").

Вот какое задание можно предложить позже, при усвоении правил по делению на слоги. Начинаем с самых простых. Потом усложняем.

Раздели каждое слово на слоги. Посчитай количество слогов в каждом слове. Возьми от каждого слова требуемый по порядку слог, соедини получившиеся слоги в новое слово.

Ребенок сам должен разделить на слоги. Даём без готового разделения на слоги.

а)

2 - 2 - 3

Шах-ма-ты

О-лень

Сла-день-кий

Ответ: Ма- лень- кий

Соединяем требуемые по порядку слоги (от первого слова - второй слог, от второго - второй, от третьего - третий). Получаем слово:

Ответ: Ма- лень- кий

б) 

1 - 2 - 3

Коль-е

Дель-це

Ча-е-вой

Ответ: коль-це-вой

в)

1 - 1

Ко-пы-то

Мар-шал

Ответ: Ко-мар

  • После написания слов или текста ребенком попросите его прочитать, что получилось. Пусть он сам найдет у себя ошибки, если они есть. Ведь "Ь" разделяет согласную и гласную. А при написании без "Ь" в таком случае получится совершенно другое слово (например, не соЛЬЮ, а соЛЮ, то есть получим совершенно иное лексическое значение слова).

  • Дайте ребенку распечатанные слова, в некоторых из которых допущены ошибки, а некоторые из них написаны верно. Слова должны быть вперемешку (с "Ь" и без). Попросите прочитать и исправить ошибки (именно прочитать, а не угадать). Многие дети видят начало слова, понимают, какое слово написано, и просто называют его.

  • Мы должны много и очень много тренироваться, слушать слова и слЫшать разницу между словами с Ь и без.

  • Обязательно работаем над ФОНЕМАТИЧЕСКИМ слухом. Безусловно, не забываем в самом начале каждого занятия выполнять ДЫХАТЕЛЬНЫЕ упражнения, небольшую НЕЙРОГИМНАСТИКУ, упражнения на МЕЖПОЛУШАРНОЕ взаимодействие, на ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЮ и КОНТРОЛЬ действий.

  • Проработав тему на отдельных словах, переходим к словосочетаниям, предложениям, затем даём тексты.

Примеры упражнений можно найти в предыдущих статьях. Буду выкладывать ещё.

Подписывайтесь и ждите публикации новых упражнений. Буду выкладывать новые статьи и видео.

Спасибо, что читаете, ставите лайки и делитесь моими статьями со своими знакомыми! 

#потаповаольганавильевнанейропсихолог

#дисграфия

#фонематическаядисграфия

#нарушениефонематическогослуха

#подготовкакшколе

#трудностиобучениявшколе