Найти в Дзене

Крестоносец, отказавшийся сменить веру, пал от рук Саладина

В истории крестовых походов найдется немного фигур более противоречивых, чем Рено де Шатильон. Младший сын небогатого французского дворянина, он сумел стать одним из самых могущественных правителей Святой земли. Крестоносец, отказавшийся сменить веру, пал от рук Саладина после разгромного поражения при Хаттине в 1187 году. Современники и историки расходятся во мнениях о личности Рено де Шатильона. Для одних он был безответственным авантюристом, чьи действия привели к падению Иерусалимского королевства. Другие видели в нем единственного христианского лидера, пытавшегося противостоять объединению мусульманских государств под властью Саладина. Так кем же на самом деле был этот человек, заслуживший особую ненависть величайшего мусульманского полководца времен крестовых походов? В начале 1147 года среди воинов, отправившихся во Второй крестовый поход с королем Людовиком VII, был никому не известный французский рыцарь. Рено де Шатильон, младший сын влиятельного бургундского дома Донзи, прибы
Оглавление

В истории крестовых походов найдется немного фигур более противоречивых, чем Рено де Шатильон. Младший сын небогатого французского дворянина, он сумел стать одним из самых могущественных правителей Святой земли. Крестоносец, отказавшийся сменить веру, пал от рук Саладина после разгромного поражения при Хаттине в 1187 году.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Крестоносец, отказавшийся сменить веру, пал от рук Саладина

Современники и историки расходятся во мнениях о личности Рено де Шатильона. Для одних он был безответственным авантюристом, чьи действия привели к падению Иерусалимского королевства. Другие видели в нем единственного христианского лидера, пытавшегося противостоять объединению мусульманских государств под властью Саладина. Так кем же на самом деле был этот человек, заслуживший особую ненависть величайшего мусульманского полководца времен крестовых походов?

От наёмника до князя

В начале 1147 года среди воинов, отправившихся во Второй крестовый поход с королем Людовиком VII, был никому не известный французский рыцарь. Рено де Шатильон, младший сын влиятельного бургундского дома Донзи, прибыл в Святую землю практически без средств к существованию. Когда большинство крестоносцев вернулись домой в 1149 году, он остался в Иерусалимском королевстве простым наёмником.

Судьба улыбнулась Рено в 1153 году, когда овдовевшая княгиня Антиохии Констанция избрала его своим супругом. Этот брак вызвал настоящий скандал: жители Антиохии были поражены тем, что их «известная, могущественная и благородная» правительница вышла замуж за простого наемного рыцаря. Однако именно этот мезальянс открыл перед Рено де Шатильоном путь к вершинам власти.

Правитель, не знавший меры

Став князем Антиохии, Рено быстро проявил черты характера, которые впоследствии создали ему репутацию безжалостного и вероломного правителя. Нуждаясь в деньгах, он подверг пыткам латинского патриарха Антиохии Эмери Лиможского, который отказался платить ему субсидию. Рено приказал намазать престарелого церковного иерарха медом и оставил его, привязанным к столбу под палящим солнцем, на растерзание насекомым.

В 1156 году князь Антиохии совершил поступок, который потряс даже его современников, привычных к жестокости. Нарушив мир с Византией, Рено напал на Кипр, подвергнув остров страшному разграблению. Его воины не щадили никого: были сожжены поля, разграблены монастыри и церкви, убиты старики и дети. Особой жестокостью отличалось обращение с греческими священниками: по приказу Рено им отрезали носы и уши, после чего отправили в Константинополь.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Пленник в Алеппо

В ноябре 1160 года судьба преподнесла Рено де Шатильону жестокий урок. Во время очередного грабительского рейда в долине Евфрата близ Мараша его отряд столкнулся с войском Мадж ад-Дина, командующего Алеппо. Мусульманские хронисты утверждают, что в битве участвовало около 10 000 воинов. Рено был сброшен с коня и взят в плен.

Следующие пятнадцать лет стали самым загадочным периодом в жизни бывшего князя Антиохии. О его заключении в крепости Алеппо практически ничего не известно. Молчание источников порождало множество слухов и легенд. Единственным достоверным фактом является то, что в темнице он делил заключение с Жосленом III де Куртене, титулярным графом Эдессы, попавшим в плен за несколько месяцев до него.

За время долгого плена Рено многое потерял. В 1163 году умерла его жена Констанция, лишив его прав на княжество Антиохийское. Однако даже в заточении он оставался значимой фигурой: его падчерица Мария стала женой византийского императора Мануила I Комнина, а родная дочь Агнесса вышла замуж за будущего короля Венгрии Белу III.

Освобождение пришло неожиданно. В 1176 году правитель Алеппо Гюмюштекин, нуждаясь в союзниках против растущей мощи Саладина, освободил Рено вместе с другими христианскими пленниками. Выкуп был огромен — 120 тысяч золотых динаров, что показывало высокий статус пленника.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Большинство историков полагает, что эту колоссальную сумму заплатил император Мануил I Комнин, заинтересованный в усилении своего влияния в регионе. Пятнадцать лет плена не сломили Рено де Шатильона, но сделали его еще более непримиримым врагом мусульман. Первого сентября 1176 года он прибыл в Иерусалим, где его ждал новый, возможно самый яркий период жизни.

Враг Саладина

После освобождения из плена жизнь Рено де Шатильона круто изменилась. Брак со Стефанией де Милли, богатой наследницей Трансиордании, сделал его одним из самых могущественных баронов Святой земли. В его владении оказались две неприступные крепости — Керак и Монреаль, контролировавшие караванные пути между Египтом и Сирией.

Из этих каменных твердынь Рено начал свою личную войну против Саладина. Он был единственным из христианских правителей, кто осмелился проводить активную наступательную политику против могущественного султана. Современники-мусульмане называли его «самым дьявольским из франков и самым опасным для мусульман». По словам арабского историка Ибн аль-Асира, Саладин считал Рено настолько серьезной угрозой, что постоянно держал против него особое войско.

Дерзость Рено де Шатильона не знала границ. В 1181 году он захватил богатый караван, шедший из Египта в Сирию. Султан Саладин потребовал освободить пленных купцов и вернуть награбленное, ссылаясь на действующее перемирие. Ответ Рено стал вызовом всему мусульманскому миру: «Передайте своему господину, что я владыка своей земли, как он — своей, и у меня нет перемирия с сарацинами».

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Поход на Мекку

В 1182 году Рено предпринял самую дерзкую операцию в истории крестовых походов. Построив в своих владениях корабли, он приказал разобрать их на части и перевезти через пустыню к берегам Красного моря. Впервые христианский флот появился в водах, считавшихся священными для мусульман.

Рено угрожал самому сердцу ислама — святым городам Мекке и Медине. По свидетельству арабских хронистов, он планировал осквернить могилу пророка Мухаммеда и похитить его тело. Флот крестоносцев атаковал порт Айла (современный Эйлат), захватил остров фараонов и начал грабить побережье Хиджаза.

Этот рейд стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Саладина. Он поклялся собственноручно казнить Рено де Шатильона, если тот попадет к нему в плен. По приказу султана египетский флот настиг и уничтожил корабли крестоносцев. Пленных воинов Рено доставили в Мекку, где они были публично казнены.

Последние часы

4 июля 1187 года в битве при Хаттине армия крестоносцев потерпела сокрушительное поражение. Среди пленных оказались король Ги де Лузиньян и его верный соратник Рено де Шатильон. Саладин приказал привести обоих в свой шатер.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

По свидетельству очевидца событий, Имад ад-Дина аль-Исфахани, султан предложил королю Ги чашу охлажденной розовой воды — традиционный жест гостеприимства на Востоке. Измученный жаждой король сделал глоток и передал чашу Рено де Шатильону. Этот момент имел особое значение: Рено принял воду не из рук Саладина, а из рук другого пленника.

По древнему закону гостеприимства, если человек разделил с хозяином хлеб или воду, его жизнь становилась неприкосновенной. Но Саладин не делился пищей с Рено — это сделал король Ги. Таким образом султан не был связан священным обычаем гостеприимства в отношении своего злейшего врага.

После этой сцены Саладин приказал отвести Рено в отдельный шатер. Там султан напомнил пленнику о его преступлениях: нападениях на караваны во время перемирия, угрозе священным городам ислама, убийстве паломников. По свидетельству Баха ад-Дина, Саладин предложил Рено выбор между принятием ислама и смертью. Получив решительный отказ, султан собственноручно нанес первый удар мечом, а его воины довершили казнь.

Легенды и споры: образ Рено в истории

Смерть Рено де Шатильона породила множество легенд. Христианский хронист Эрнуль утверждает, что голову казненного отправили в Дамаск и долго волочили по улицам «в назидание сарацинам, которых князь притеснял». Баха ад-Дин пишет, что казнь Рено настолько потрясла короля Ги, что Саладину пришлось успокаивать его словами: «Король не убивает короля, но этот человек перешел все границы своим вероломством и наглостью».

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Отношение к личности Рено де Шатильона остается противоречивым до сих пор. Мусульманские историки единодушно считали его «самым дьявольским из франков». Ибн аль-Асир называл его «одним из самых коварных и опасных врагов ислама». Даже в наши дни его имя вызывает острую реакцию: в 2010 году исламские экстремисты адресовали одну из бомб в грузовом самолете некоему «Рейнальду Краку» — прямая отсылка к владетелю крепости Керак.

Христианские авторы XII-XIII веков находились под влиянием оценок Вильгельма Тирского, политического противника Рено. В «Истории деяний в заморских землях» Вильгельм изображает его безответственным авантюристом. Хроника «Продолжение Вильгельма Тирского» прямо возлагает на Рено вину за падение Иерусалимского королевства.

Однако некоторые современные историки, как Бернард Гамильтон, видят в Рено опытного и ответственного лидера крестоносцев. Они отмечают, что он был единственным, кто пытался помешать Саладину объединить мусульманские государства вокруг границ христианских владений. А его последний отказ принять ислам ради спасения жизни превратил его в глазах некоторых современников в мученика за веру.

Жизнь и смерть Рено де Шатильона стали символом противоречивой эпохи крестовых походов. От простого наемника до могущественного князя, от пленника до грозы караванов, от врага Саладина до мученика за веру — он прошел путь, отразивший все величие и трагедию своего времени. Его судьба показывает, как тонка грань между героизмом и безрассудством, между защитой веры и религиозным фанатизмом, между славой и бесчестьем.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Крестоносец, отказавшийся сменить веру, пал от рук Саладина, но память о нем жива. Споры о том, кем был Рено де Шатильон — храбрым защитником христианства или безответственным авантюристом, не утихают до сих пор, делая его одной из самых противоречивых фигур в истории крестовых походов.