Покровская церковь в Рузе была построена в конце XVIII века. Здание расширялось и достраивалось в 1840-е годы. В храме особо почитают святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, в честь которых освящены два придела. В Покровской церкви есть большая чтимая икона новомучеников и исповедников, в земле Рузской просиявших
Впервые церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе упоминается в первой четверти XVII века. Вот как описывается этот храм в документах того времени:
В Рузе на посаде храм Покров Пресвятыя Богородицы древян клетцки, стоит пуст без пения… церковь не покрыта и обвалилась, а живет у тое церкви вдовой поп Семион… свадьбы венчает и молитвы говорит, а правила у церкви не бывает.
Деревянный сруб церкви стоял тогда без крыши, стены завалились, службы не совершались, и лишь время от времени некоторые требы исполнял живущий при храме одинокий священник. Виной тому послужило, видимо, разорение, связанное с нашествием польско-литовских банд в Смутное время.
После Смутного времени церковная жизнь еще не раз оскудевала в Покровском приходе. К 1644 году деревянный храм был отремонтирован, но сорок лет спустя в 1686 году в описании прихода вновь видим уже знакомую картину:
Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы стоит пуста, попа и дьякона нет, пение бывает временное, а церковь деревянная.
Около храма в то время жил только один дьячок. В 1699 году церковь обновили и освятили, однако уже в 1720-е годы приходской священник Семион – тезка упоминавшегося столетием раньше – докладывал в Патриарший Казенный приказ то же самое:
Служба у него, попа Семиона, в той церкви бывает временная, а не повседневная, а приходу нет ни единого двора.
На средства местного купца Герасима Ивановича Нестерова и волоколамского мещанина Николая Ивановича Арцыбашева в 1780-е годы был построен сохранившийся каменный двухэтажный храм. Главный престол был освящен, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1841 году на средства помещицы А. В. Агарковой храм был расширен и с тех пор стал иметь четыре престола: Покровский, святителя Димитрия Ростовского, святителя Митрофана Воронежского и преподобного Сергия Радонежского.
В Покровском храме почитают своими небесными заступниками двух святых середины XVII– начала XVIII столетия: святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, а также семерых Рузских новомучеников XX столетия. Большая икона пятерых из них «Образ святых новомучеников в земле Рузской просиявших» помещена в иконостасе нижнего храма. Она была написана местными художниками братьями Юрием и Валерием Ивановыми в 2006 году.
Митрофан (Михаил) Воронежский и Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) были выдающимися церковными деятелями не простой исторической эпохи, на которую пришлись старообрядческий раскол, гонения на православие на Украине со стороны польских властей и давление на Церковь в самой России при Петре I. Пути двух святителей во многом отличались. Димитрий Ростовский знал множество языков, был книжным монахом, поэтому и вошел в историю, прежде всего, как автор четырехтомного труда Четьи-Минеи - "Книги житий святых". Святитель Димитрий жил на родной для него Украине, но в конце своего земного пути прибыл в Москву, и после встречи с императором Петром I был назначен на Ростовскую кафедру. В Ростове в Яковлевском монастыре он и скончался в 1709 году.
Другой святитель - Митрофан родился во Владимирской губернии. В отличие от Димитрия Ростовского он избрал монашеский путь не в юности, а в сорокалетнем возрасте и только после кончины супруги. Митрофан был больше деятельным человеком, чем книжным. В 1682 году в Русской Церкви образована Воронежская епархия, на землях которой активно действовали раскольники и сектанты. На кафедру назначили Митрофана, однако в связи с кончиной царя Федора Алексеевича, владыка задержался на некоторое время в Москве, чтобы участвовать в венчании на царство сразу двух новых царей – Иоанна и Петра. Именно Митрофан поднес на особом блюде венец юному Петру.
Святитель Митрофан считался наиболее близким к царю-реформатору церковным деятелем. Когда Петр строил корабли на Воронежских верфях, Митрофан убеждал свою паству в необходимости создания флота и преобразований. Он лично жертвовал деньги из епархиальной казны на проекты Петра. Царь горько оплакивал кончину любимого архиерея в 1703 году и на своих руках нес гроб святителя. Митрофан Воронежский был канонизирован в 1832 году. А один из первых придельных храмов в честь него был освящен в Рузе.
С Рузским краем также были связаны следующие мученики за веру XX столетия: Алексей Скоробогатов, псаломщик Павел Соколов, схимонахиня Марфа Иванова, протоиерей Алексей Веселовский, священник Николай Виноградов, протоиерей Николай Соколов и протоиерей Николай Виноградский. У каждого из них был свой путь.
Судьба священномученика Николая Соколова связана и с другими уголками Подмосковья. Он родился в селе Андреевское Можайского уезда в 1877 году, но большую часть жизни провел в селе Крымское бывшего Верейского уезда. Там он служил священником Преображенской церкви. В советские годы Крымское (Дубки) находилось в составе Рузского района, а теперь – Одинцовского городского округа. В 1899 году Николай Соколов рукоположен в сан священника к церкви этого села. Его супруга Екатерина Ивановна была дочерью местного священника Иоанна Митропольского. Уже после революции отец Николай стал протоиереем, а в 1930-е годы – благочинным всех церквей Верейского и Можайского районов. 11 октября 1937 года о. Николай Соколов был арестован и заключен в Можайскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве. После недолгого следствия священник, обвинявшийся в антисоветской агитации, был приговорен к расстрелу. Приговор исполнили 31 октября на полигоне в Бутово.
Покровская церковь в Рузе была закрыта в 1930-е годы, а ее помещения использовались сначала для нужд медицинских учреждений, а позже принадлежали краеведческому музею. С 2000 года в Покровской церкви стали вновь совершаться богослужения.