Найти в Дзене

Путевой дворец в Твери и его парадные комнаты

Напомню в двух предложениях первую часть рассказа о городе Тверь. В скором времени Тверь стала первым после Петербурга российским городом, застроенным по регулярному плану. Площади и дома строились строго по регламенту, определялись размер, длина, высота зданий и ширина улиц. В городе были построены каменные дома, красивые площади....и здание Императорского путевого дворца! Все мы знаем, что путешествие по России в те далёкие времена были на лошадях. Путь занимал много времени, например, из Петербурга в Москву в 18 веке он длился примерно неделю, в лучшем случае. По дорогам России стояли почтовые станции, где путешественник мог отдохнуть и покушать, сменить лошадей или же покормить их. Императорские особы не могли же ночевать как все, на почтовых станциях. Вот и распорядилась Екатерина Великая, построить семь Путевых дворцов по дороге Москва - Петербург. Вот так и появилось решениие построить путевой дворец в Твери. Екатерина сама выбрала место в центре города, где ранее стоял сгоревши
Оглавление

Напомню в двух предложениях первую часть рассказа о городе Тверь.

  • 12 мая 1763 г. в Твери был пожар, который уничтожил практически весь город.
  • Екатерина Великая приказала восстановить город в камне. Она лично тщательно следила за строительством.

В скором времени Тверь стала первым после Петербурга российским городом, застроенным по регулярному плану.

Площади и дома строились строго по регламенту, определялись размер, длина, высота зданий и ширина улиц.

В городе были построены каменные дома, красивые площади....и здание Императорского путевого дворца!

Портрет Екатерины Великой. Фото автора статьи.
Портрет Екатерины Великой. Фото автора статьи.

История строительства путевого дворца.

Все мы знаем, что путешествие по России в те далёкие времена были на лошадях. Путь занимал много времени, например, из Петербурга в Москву в 18 веке он длился примерно неделю, в лучшем случае.

По дорогам России стояли почтовые станции, где путешественник мог отдохнуть и покушать, сменить лошадей или же покормить их. Императорские особы не могли же ночевать как все, на почтовых станциях.

Вот и распорядилась Екатерина Великая, построить семь Путевых дворцов по дороге Москва - Петербург.
  • Кстати, пять из них сохранились до сегодняшнего дня.

Вот так и появилось решениие построить путевой дворец в Твери.

Путевой дворец. Фото автора статьи.
Путевой дворец. Фото автора статьи.

Екатерина сама выбрала место в центре города, где ранее стоял сгоревший архиерейский дом. А ещё раньше на этом месте был Тверской кремль.

  • Строили дворец 13 лет.
  • В 1766 году состоялось торжественное его открытие.
Путевой дворец. Фото автора статьи.
Путевой дворец. Фото автора статьи.
Впервые Путевой дворец был использован по назначению 12 февраля 1767 года. В этот день прибыла Екатерина II и дала обед для местных дворян.

В 1770 году закончили строительство боковых павильонов, в западном разместилась церковь, в честь святой Екатерины.

Путевой дворец. Фото автора статьи.
Путевой дворец. Фото автора статьи.
  • Архитектор Петр Никитин, стиль – классицизм с элементами барокко.

Дворец служил местом для отдыха представителей царского рода и высших чиновников, следовавших из Петербурга в Москву.

Путевой дворец. Фото автора статьи.
Путевой дворец. Фото автора статьи.
За время своего 34-летнего правления Екатерина приезжала в Тверь семь раз - в 1763, 1764, 1767, 1780, 1783, 1785 и 1787 годах.
Но есть и другая цифра - девять раз.

Процветание дворца.

В начале XIX столетия во дворце жила сестра императора Александра I - Екатерина Павловна со своим мужем - губернатором Твери, Георгом Ольденбургским. Говорят, что для дворца это были лучшие годы.

Тогда дворец был перестроен архитектором К.И. Росси и стал центром светской жизни.

Портрет Екатерины Павловны. Фото автора статьи.
Портрет Екатерины Павловны. Фото автора статьи.

Екатерина Павловна прикладывала все усилия, чтобы в тверском дворце проходила такая же придворная светская жизнь как в Петербурге: балы, литературные чтения, праздничные ужины, аудиенции...

Дворец посещали значимые для русской культуры и истории гости из Москвы и Петербурга.
Среди них: историк и литератор Н. Карамзин, известные поэты В. Жуковский и Ф. Глинка, художник О. Кипренский.

Также по долгу службы здесь бывали тверские вице-губернаторы.

Парадные залы.

Гербовый зал.

При строительстве дворца на месте Гербового зала было две комнаты, но при реконструкции начала XIX в. К. И. Росси решил убрать перегородку и создал помещение для парадных обедов, то есть парадную столовую.

Гербовый зал. Фото автора статьи.
Гербовый зал. Фото автора статьи.

В 1864 г. А. И. Резанов выполнил отделку помещения в русском стиле: дубовые панели на стенах, изразцовые муравленные печи, тяжёлая, основательная мебель.

Изразцовая печь. Фото автора статьи.
Изразцовая печь. Фото автора статьи.

Изразцовая печь. Фото автора статьи.
Изразцовая печь. Фото автора статьи.

На фоне остальных помещений, Гербовый зал смотрится особенным, просто необыкновенным.

Гербовый зал. Фото автора статьи.
Гербовый зал. Фото автора статьи.

А название своё зал получил из-за гербов Санкт-Петербурга, Москвы, Твери и уездных городов Тверской губернии расположенных на стенах, а в самом ее центре - большой герб царской семьи Романовых. Есть герб и затопленного города Корчева.

Гербовый зал. Фото автора статьи.
Гербовый зал. Фото автора статьи.

Такое оформление интерьера символизировало единение царской династии с Тверским краем.

Белый зал.

Белый или Парадный зал - в ценре дворца. Это зал с отделкой в стиле позднего барокко, с печью и камином.

Главное помещение дворца, которое в наибольшей степени сохранило историческую отделку и обстановку.
Белый зал. Фото автора статьи.
Белый зал. Фото автора статьи.

Освещение было скромным и включало исключительно настенные подсвечники.

При Екатерине І, во время её визитов в Тверь, здесь происходили приёмы, в ходе которых императрица торжественно выходила к свите и приглашенным тверитянам из северо- восточных дверей, ведущих во «внутренние комнаты».

А южный балкон зала служил для церемониальных царских выходов к народу, который собирался под окнами.

  • В этот период зал некоторое время именовался Тронным.
Белый зал. Фото автора статьи.
Белый зал. Фото автора статьи.

При Екатерине Павловне и принце Георга Ольденбургского зал стал называться Белым по цвету стен, получивших отделку под мрамор.

Этот зал зал стал основным местом проведения придворных праздников. 

Голубая гостиная.

Комната была буфером между собственной и представительской частями дворца.

Голубая гостиная. Фото автора статьи.
Голубая гостиная. Фото автора статьи.

Голубая гостиная относилась при Екатеринп Великой к внутренним императорским покоям, устроеная в парадной анфиладе дворца архитектором П.Р. Никитиным в 1760-х гг. Из дверей гостиной начинались церемонии выходов императрицы Екатерины II к подданным, которые собирались в Белом зале.

Голубая гостиная. Фото автора статьи.
Голубая гостиная. Фото автора статьи.

После реконструкции дворца К.И. Росси в 1809 г. Голубая гостиная стала одной из самых роскошно отделанных парадных комнат, она получила отделку шёлковыми обоями с золочёной фурнитурой. 

Голубая гостиная. Фото автора статьи.
Голубая гостиная. Фото автора статьи.

Своё название гостиная получила по цвету стен, Александр І лично выбрал для неё обивку из голубого бархата. Впоследствии гостиная стала одной из первых, где были внедрены бумажные обои производства придворной Царскосельской фабрики.

Голубая гостиная. Фото автора статьи.
Голубая гостиная. Фото автора статьи.

Лиловый кабинет — личный кабинет Екатерины Великой и Екатерины Павловны.

Угловая комната северной анфилады входила в число собственных покоев императрицы и имела роскошное  убранство. Её стены были обиты малиновым штофом и оформлены панелями, полы были паркетные «ромбические».

Лиловый кабинет. Фото автора статьи.
Лиловый кабинет. Фото автора статьи.

Здесь же находился камин из гамбургских «ландшафтных» изразцов. На эту комнату были ориентированы главные аллеи нового регулярного дворцового сада. 

Во время пребываний Екатерины І во дворце данное помещение играло роль «камеры» перед опочивальней, где императрица не раз играла перед сном с приближёнными в карты или шахматы. Это помещение вело в опочивальню, которая не сохранилась после двух реконструкций.

Лиловый кабинет. Фото автора статьи.
Лиловый кабинет. Фото автора статьи.

В ходе реконструкции дворца в 1809 году К.И, Росси стены были отделаны лиловым атласом, потолок получил роспись «историческими изображениями игр и жертвоприношений».

Портрет  княгини Екатерины Павловны  Лиловый кабинет. Фото автора статьи.
Портрет княгини Екатерины Павловны Лиловый кабинет. Фото автора статьи.

В комнате разместился личный кабинет великой княгини Екатерины Павловны. Здесь находились бюро для письма, за которым можно было работать стоя или сидя, диваны и вольтеровские кресла, «у которых вместо подставок у локотников крылатые сфинксы».

Лиловый кабинет. Фото автора статьи.
Лиловый кабинет. Фото автора статьи.

Собрания в кабинете, в том числе с участием Александра І и великого князя Константина Павловича, затягивались за полночь. Идейным лидером этих разговоров был Н.М. Карамзин. Здесь он читал гостям отрывки из ещё неизданной «Истории государства Российского» и дискутировал с императором о самодержавии.

Лиловый кабинет. Фото автора статьи.
Лиловый кабинет. Фото автора статьи.

Опочивальня.

Спальня устроенная в 1766 году П. Р. Никитиным, являлась центральным помещением «внутренних покоев» императорской части дворца. Стены комнаты, предположительно, были декорированы зелёными штофными обоями с пунцовыми цветами. Известно о наличии в опочивальне украшений богатых резьбой.

Опочивальня. Сейчас здесь выставка картин. Фото автора статьи.
Опочивальня. Сейчас здесь выставка картин. Фото автора статьи.

При перестройке дворца в 1809 году К.И. Росси потолок опочивальни был украшен арабесковой живописью. Главным предметом обстановки стало большое двуспальносное супружеское ложе под балдахином, украшенное бронзовыми декоративными фигурами и позолотой. Обстановку комнаты составляли стулья, табуреты, кушетка на львиных лапах из красного дерева в стиле ампир.

Спальня сохраняла первоначальное назначение в течение всего императорского периода истории дворца. Она служила для ночлега всем императорам и императрицам, посещавшим Тверь.

До наших дней интерьер и мебель, к сожалению, не дошли.

( Продолжение следует)

Опочивальня. Сейчас здесь выставка картин. Фото автора статьи.
Опочивальня. Сейчас здесь выставка картин. Фото автора статьи.

Было интересно? Не забываем ставить лайк и писать комментарии.

Путешествуйте с Надеждой!