Напомню в двух предложениях первую часть рассказа о городе Тверь.
- 12 мая 1763 г. в Твери был пожар, который уничтожил практически весь город.
- Екатерина Великая приказала восстановить город в камне. Она лично тщательно следила за строительством.
В скором времени Тверь стала первым после Петербурга российским городом, застроенным по регулярному плану.
Площади и дома строились строго по регламенту, определялись размер, длина, высота зданий и ширина улиц.
В городе были построены каменные дома, красивые площади....и здание Императорского путевого дворца!
История строительства путевого дворца.
Все мы знаем, что путешествие по России в те далёкие времена были на лошадях. Путь занимал много времени, например, из Петербурга в Москву в 18 веке он длился примерно неделю, в лучшем случае.
По дорогам России стояли почтовые станции, где путешественник мог отдохнуть и покушать, сменить лошадей или же покормить их. Императорские особы не могли же ночевать как все, на почтовых станциях.
Вот и распорядилась Екатерина Великая, построить семь Путевых дворцов по дороге Москва - Петербург.
- Кстати, пять из них сохранились до сегодняшнего дня.
Вот так и появилось решениие построить путевой дворец в Твери.
Екатерина сама выбрала место в центре города, где ранее стоял сгоревший архиерейский дом. А ещё раньше на этом месте был Тверской кремль.
- Строили дворец 13 лет.
- В 1766 году состоялось торжественное его открытие.
Впервые Путевой дворец был использован по назначению 12 февраля 1767 года. В этот день прибыла Екатерина II и дала обед для местных дворян.
В 1770 году закончили строительство боковых павильонов, в западном разместилась церковь, в честь святой Екатерины.
- Архитектор Петр Никитин, стиль – классицизм с элементами барокко.
Дворец служил местом для отдыха представителей царского рода и высших чиновников, следовавших из Петербурга в Москву.
За время своего 34-летнего правления Екатерина приезжала в Тверь семь раз - в 1763, 1764, 1767, 1780, 1783, 1785 и 1787 годах.
Но есть и другая цифра - девять раз.
Процветание дворца.
В начале XIX столетия во дворце жила сестра императора Александра I - Екатерина Павловна со своим мужем - губернатором Твери, Георгом Ольденбургским. Говорят, что для дворца это были лучшие годы.
Тогда дворец был перестроен архитектором К.И. Росси и стал центром светской жизни.
Екатерина Павловна прикладывала все усилия, чтобы в тверском дворце проходила такая же придворная светская жизнь как в Петербурге: балы, литературные чтения, праздничные ужины, аудиенции...
Дворец посещали значимые для русской культуры и истории гости из Москвы и Петербурга.
Среди них: историк и литератор Н. Карамзин, известные поэты В. Жуковский и Ф. Глинка, художник О. Кипренский.
Также по долгу службы здесь бывали тверские вице-губернаторы.
Парадные залы.
Гербовый зал.
При строительстве дворца на месте Гербового зала было две комнаты, но при реконструкции начала XIX в. К. И. Росси решил убрать перегородку и создал помещение для парадных обедов, то есть парадную столовую.
В 1864 г. А. И. Резанов выполнил отделку помещения в русском стиле: дубовые панели на стенах, изразцовые муравленные печи, тяжёлая, основательная мебель.
На фоне остальных помещений, Гербовый зал смотрится особенным, просто необыкновенным.
А название своё зал получил из-за гербов Санкт-Петербурга, Москвы, Твери и уездных городов Тверской губернии расположенных на стенах, а в самом ее центре - большой герб царской семьи Романовых. Есть герб и затопленного города Корчева.
Такое оформление интерьера символизировало единение царской династии с Тверским краем.
Белый зал.
Белый или Парадный зал - в ценре дворца. Это зал с отделкой в стиле позднего барокко, с печью и камином.
Главное помещение дворца, которое в наибольшей степени сохранило историческую отделку и обстановку.
Освещение было скромным и включало исключительно настенные подсвечники.
При Екатерине І, во время её визитов в Тверь, здесь происходили приёмы, в ходе которых императрица торжественно выходила к свите и приглашенным тверитянам из северо- восточных дверей, ведущих во «внутренние комнаты».
А южный балкон зала служил для церемониальных царских выходов к народу, который собирался под окнами.
- В этот период зал некоторое время именовался Тронным.
При Екатерине Павловне и принце Георга Ольденбургского зал стал называться Белым по цвету стен, получивших отделку под мрамор.
Этот зал зал стал основным местом проведения придворных праздников.
Голубая гостиная.
Комната была буфером между собственной и представительской частями дворца.
Голубая гостиная относилась при Екатеринп Великой к внутренним императорским покоям, устроеная в парадной анфиладе дворца архитектором П.Р. Никитиным в 1760-х гг. Из дверей гостиной начинались церемонии выходов императрицы Екатерины II к подданным, которые собирались в Белом зале.
После реконструкции дворца К.И. Росси в 1809 г. Голубая гостиная стала одной из самых роскошно отделанных парадных комнат, она получила отделку шёлковыми обоями с золочёной фурнитурой.
Своё название гостиная получила по цвету стен, Александр І лично выбрал для неё обивку из голубого бархата. Впоследствии гостиная стала одной из первых, где были внедрены бумажные обои производства придворной Царскосельской фабрики.
Лиловый кабинет — личный кабинет Екатерины Великой и Екатерины Павловны.
Угловая комната северной анфилады входила в число собственных покоев императрицы и имела роскошное убранство. Её стены были обиты малиновым штофом и оформлены панелями, полы были паркетные «ромбические».
Здесь же находился камин из гамбургских «ландшафтных» изразцов. На эту комнату были ориентированы главные аллеи нового регулярного дворцового сада.
Во время пребываний Екатерины І во дворце данное помещение играло роль «камеры» перед опочивальней, где императрица не раз играла перед сном с приближёнными в карты или шахматы. Это помещение вело в опочивальню, которая не сохранилась после двух реконструкций.
В ходе реконструкции дворца в 1809 году К.И, Росси стены были отделаны лиловым атласом, потолок получил роспись «историческими изображениями игр и жертвоприношений».
В комнате разместился личный кабинет великой княгини Екатерины Павловны. Здесь находились бюро для письма, за которым можно было работать стоя или сидя, диваны и вольтеровские кресла, «у которых вместо подставок у локотников крылатые сфинксы».
Собрания в кабинете, в том числе с участием Александра І и великого князя Константина Павловича, затягивались за полночь. Идейным лидером этих разговоров был Н.М. Карамзин. Здесь он читал гостям отрывки из ещё неизданной «Истории государства Российского» и дискутировал с императором о самодержавии.
Опочивальня.
Спальня устроенная в 1766 году П. Р. Никитиным, являлась центральным помещением «внутренних покоев» императорской части дворца. Стены комнаты, предположительно, были декорированы зелёными штофными обоями с пунцовыми цветами. Известно о наличии в опочивальне украшений богатых резьбой.
При перестройке дворца в 1809 году К.И. Росси потолок опочивальни был украшен арабесковой живописью. Главным предметом обстановки стало большое двуспальносное супружеское ложе под балдахином, украшенное бронзовыми декоративными фигурами и позолотой. Обстановку комнаты составляли стулья, табуреты, кушетка на львиных лапах из красного дерева в стиле ампир.
Спальня сохраняла первоначальное назначение в течение всего императорского периода истории дворца. Она служила для ночлега всем императорам и императрицам, посещавшим Тверь.
До наших дней интерьер и мебель, к сожалению, не дошли.
( Продолжение следует)
Было интересно? Не забываем ставить лайк и писать комментарии.
Путешествуйте с Надеждой!