Найти в Дзене
Storia Militare

Транзитная зона. Часть 2. Опустошение и отчуждение Литовской Руси.

Преемники Золотой Орды поддерживали независимость Литвы против Польской агрессии вплоть до конца 1470-х годов, когда польский король и великий князь литовский Казимир IV (Kazimierz IV) разгромил оппозиционную партию литовских православных князей и назначил на должности в Литовской Руси своих выдвиженцев из литовских католических магнатов. Реакцией Крымского ханства на этот сдвиг в политическом балансе Литвы стал разгром Литовской Руси, настолько сильный, что он выглядел (и оказался) гибельным не только для нее, но также для всей Литвы как суверенного государства. Южные литовские провинции, - Восточная Подолия и Киевская земля на юг от Киева, - практически перестали существовать. Все города и сельские поселения там были неоднократно захвачены, разрушены и разграблены, и все они погибли. Уцелевшее население бежало. Киев, страшно разоренный и сожженный в 1482 году, был отстроен заново два года спустя как небольшая крепость за границей заселенных земель. Несколько укреплений южнее, такие как Винница, Канев, Черкассы и Брацлав (Bracław), литовцам удалось восстановить и удержать, но окружавшая их территория превратилась в пустыню. Фактическая граница Литвы откатилась на две-три сотни километров на север, где редкое оседлое население цеплялось за Полесье, гигантское пространство лесных дебрей и болот, непроходимых для крымской конницы. На левобережье Днепра Литва сжалась до реки Сейм в Северщине и верховьев Оки. Восточная Волынь была опустошена до Житомира и Луцка на окраине Полесья, и превратилась в арену беспрестанных схваток с крымцами, перенесших свои базы в Восточное Подолье, чтобы грабить Волынь без долгих переходов.

Рис. 12. Казимир IV, портрет кисти неизвестного художника, королевский замок в Вавеле, Краков, Польша, общественное достояние
Рис. 12. Казимир IV, портрет кисти неизвестного художника, королевский замок в Вавеле, Краков, Польша, общественное достояние
Карта 5. Опустошение и разорение Литвы в 1482–1500 гг. «Транзитная зона» Восточной Европы - Дикое Поле и Литовская Русь.
Карта 5. Опустошение и разорение Литвы в 1482–1500 гг. «Транзитная зона» Восточной Европы - Дикое Поле и Литовская Русь.

К концу XV – началу XVI века крымцы научились пробиваться через Полесье или обходить его с запада, через польские Малую Польшу и Мазовию. Крымцы разграбили и сожгли все города Западной Руси за исключением Минска и еще нескольких крупных крепостей и жесточайше опустошили сельскую местность. Коренная Литва вплоть до самой Жемайтии также попала под удар. С распадом литовско-золотоордынского симбиоза, Литва утратила стратегию, которая обеспечила прочность ее государственной структуры, ее устойчивость в схватке с Тевтонским Орденом, восхождение в Восточной Европе и власть над Западной и Юго-Западной Русью. Целостность, независимость и само выживание Литвы оказались под угрозой.

Литовское господство над огромными пространствами Западной и Юго-Западной Руси потеряло цепкость. Литва забросила Юго-Западную Русь почти целиком, а в Западной - делила власть с крымскими загонами. Теперь Литовскую Русь можно было у Литвы отобрать и присвоить. Сама коренная Литва также не выглядела прочной. Литва стала объектом захвата целиком или по частям. Вся южная половина Восточной Европы, включая Юго-Западную Русь южнее Полесья и реки Сейм, и бывшие срединные области Золотой Орды вплоть до естественных границ по черноморскому и азовскому побережью, Кавказскому хребту и каспийскому побережью распахнулась для агрессии, для смелых и искусных стратегических замыслов. То была транзитная зона Восточной Европы, безграничное пространство территориальной экспансии, созидания и собирания стратегического потенциала, умножения экономических и демографических ресурсов, военных и государственных экспериментов. Она также стала ареной схватки держав, соперничавших в Восточной Европе за военное превосходство и политическое господство, а в перспективе - за гегемонию на субконтиненте.

Именно эта перспектива воздвигла великодержавные Польшу и Московское государство, питала экспансионистские планы Османов и шведский милитаристский авантюризм. Она же вызвала к жизни Украину, ту нацию, которую мы знаем сегодня. Именно сюда был нацелен военный потенциал формирующихся наций Восточной, Центральной, Южной и Северной Европы. Именно здесь рождались и испытывались военные инновации и развертывались передовые стратегические системы. В напряжении и опасности борьбы за транзитную зону Восточной Европы возникали новые социальные группы и политические структуры, коренным образом менявшие восточноевропейские государства и общества. Становление и выживание будущих наций Восточной Европы в огромной степени зависели от их способности усваивать и применять те новые явления, которые возникали в ее транзитной зоне.

Прочесть главу из книги целиком:

На русском:

https://www.academia.edu/126084070/Украинизм_яблока_раздора_стратегия_войны_и_роста_Устройство_стратегического_театра

The full-text chapter in English:

https://www.academia.edu/113775265/Vladimir_Shirogorov_Ukrainism_of_Ma_lum_Discordiæ_Strategy_of_War_and_Growth_Setting_up_the_strategic_scene