Великая Отечественная война нанесла сокрушительный удар по сельскому хозяйству СССР. К 1946 году в деревне осталось всего 6,5 миллионов трудоспособных мужчин вместо довоенных 16,9 миллионов. Техника была изношена или отправлена на фронт, а новую промышленность практически не поставляла.
Но настоящим бедствием для измученного войной села стала засуха 1946 года. Урожай зерновых упал до 39,6 миллионов тонн - более чем в два раза меньше довоенного уровня. Начался голод, особенно тяжело ударивший по крестьянству - ведь колхозы были обязаны сдавать государству почти весь урожай.
О масштабах бедствия говорят письма крестьян того времени. "Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только желудями", - писал В.В. Ершов из Воронежской области.
Государство смотрело на деревню исключительно как на источник дешевого сырья и рабочей силы для промышленности. При этом закупочные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне 1928 года, тогда как цены на промышленные товары выросли в 20 раз!
Хрущевские реформы: надежды и разочарования
Первые серьезные перемены начались после смерти Сталина. В августе 1953 года правительство признало ошибочной прежнюю политику в отношении личных подсобных хозяйств крестьян. Были снижены налоги, уменьшены нормы обязательных поставок продукции государству, повышены закупочные цены.
Знаковым событием стало освоение целины. За три года (1954-1956) было распахано 36 миллионов гектаров новых земель - 30% всех обрабатываемых площадей СССР. На целину направили огромные ресурсы: более 200 тысяч тракторов, 55% всей производимой в стране сельхозтехники.
Поначалу результаты впечатляли: валовой сбор зерна вырос с 82,5 млн тонн в 1953 году до 125 млн тонн в 1956 году. Однако успех оказался временным. Уже в 1960-х урожайность начала падать из-за эрозии почв и засух.
Противоречивой оказалась и политика укрупнения хозяйств. С 1957 по 1960 год ежегодно исчезало около 10 тысяч колхозов. Некоторые объединенные хозяйства включали до 120 деревень! В результате множество "неперспективных" сел осталось без производственной базы и стало приходить в упадок.
Настоящим ударом по сельскому хозяйству стала кампания против личных подсобных хозяйств. В 1958 году запретили содержать скот горожанам, а затем начали ограничивать и крестьянские подворья. Производство мяса и молока в личных хозяйствах упало на 20%.
Эпоха Брежнева: большие деньги и малая отдача
Брежневский период начался с прогрессивных решений мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС. Колхозам дали больше самостоятельности, установили твердый план закупок на 5 лет вперед, существенно повысили закупочные цены. За 1965-1970 годы объем сельхозпроизводства вырос на 21%.
В сельское хозяйство пошли огромные инвестиции. За три пятилетки (1971-1985) в отрасль вложили более 500 миллиардов рублей - четверть всех капиталовложений в народное хозяйство. Энерговооруженность труда выросла в 4,2 раза, количество тракторов увеличилось на 85%.
Однако отдача от этих вложений постоянно снижалась. Если в восьмой пятилетке (1966-1970) прирост сельхозпроизводства составил 21%, то в одиннадцатой (1981-1985) - всего 5,5%. Почему?
Значительная часть средств тратилась неэффективно. Строились гигантские животноводческие комплексы на 108 тысяч свиней или 2000 коров, для которых не хватало кормов. Огромные деньги уходили на мелиорацию, но многие системы так и остались недостроенными.
К середине 1980-х СССР вышел на впечатляющие показатели: производил больше всех в мире пшеницы, ржи, ячменя, сахарной свеклы, картофеля. Но при этом страна стала крупным импортером продовольствия - около 10% потребляемых продуктов закупалось за границей.
Главная причина - чудовищные потери: 20% зерна, 40% картофеля, треть овощей гибли при хранении и транспортировке. Не хватало складов, холодильников, перерабатывающих предприятий. Планово-административная система оказалась неспособна эффективно организовать не только производство, но и сохранение произведенного.
Уроки истории
История советской аграрной политики показывает: никакие капиталовложения не могут компенсировать отсутствие экономической заинтересованности крестьянина. Пока производитель отчужден от результатов своего труда, пока его инициатива скована административными ограничениями - эффективное развитие сельского хозяйства невозможно.
Второй важный урок - нельзя управлять сельским хозяйством директивными методами, игнорируя местные условия и традиции. Попытки насильственно укрупнить хозяйства, навязать определенные культуры (как кукуруза при Хрущеве) или формы организации производства приводят только к потерям.
К сожалению, эти уроки были осознаны слишком поздно. К середине 1980-х годов советское село находилось в глубоком кризисе, выход из которого требовал радикального пересмотра всей системы аграрных отношений.
Для более подробного изучения данной темы рекомендую к прочтению статью доктора исторических наук Матвея Федоровича Полынова.