Найти в Дзене

Как православные праздники стали народной забавой

Зима – время волшебства. Уже отпраздновали Новый год и даже Старый новый год, немного устали, самое время почитать русскую классику, а кто-то, может быть, захочет окунуться в прорубь на Крещенские морозы. В Москве основательно подготовились к Крещению. Некоторые горожане в ночь с 18 на 19 января планируют окунуться в ледяную воду. Для них в городе оборудуют 42 площадки с купелями. Часть расположится в 11 парках столицы. Но, согласитесь, просто купание было бы не осмысленным действием, хорошо бы что-то знать про этот праздник. Крещение Господне завершает вереницу торжеств рождественско-новогоднего цикла и является одним из самых древних в христианстве. Еще его именуют Богоявлением. Название Богоявление отражает чудо, которое случилось во время крещения Иисуса. После погружения в воды иорданские сошел Святой дух в виде голубя и был глас с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”. С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года»

Зима – время волшебства. Уже отпраздновали Новый год и даже Старый новый год, немного устали, самое время почитать русскую классику, а кто-то, может быть, захочет окунуться в прорубь на Крещенские морозы.

В Москве основательно подготовились к Крещению. Некоторые горожане в ночь с 18 на 19 января планируют окунуться в ледяную воду. Для них в городе оборудуют 42 площадки с купелями. Часть расположится в 11 парках столицы. Но, согласитесь, просто купание было бы не осмысленным действием, хорошо бы что-то знать про этот праздник.

Крещение Господне завершает вереницу торжеств рождественско-новогоднего цикла и является одним из самых древних в христианстве. Еще его именуют Богоявлением. Название Богоявление отражает чудо, которое случилось во время крещения Иисуса.

После погружения в воды иорданские сошел Святой дух в виде голубя и был глас с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”. С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года». Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица:

Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя.

Праздник Крещения нашёл отражение в произведениях классической литературы. Крещение Господне упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В 5 главе 4 строфе романа описывается, как в этот праздник в доме гадали. Праздник Крещения есть и в романе Льва Толстого «Война и мир». Писатель описывает Святки, которые длились от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января). В рассказах А. П. Чехова «Художество» и Н. Лескова в «Святочных рассказах».

От святочного рассказа непременно требуется, чтоб он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещения, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль и, наконец, заканчивался непременно весело.

Русские поэты посвящали этому празднику стихи. Иван Бунин в стихотворении «Крещенское водосвятие» говорит о слиянии человека и природы. В этом стихотворении сочетается утонченность бунинского слога и его живой интерес к истинному началу человека. В нем уживаются народное отношение к природе и христианское ее одухотворение.

И не все знают, что Ф. М. Достоевский тоже писал стихи. Одно из них – «Божий дар», в котором рассказывается, как Бог поручил ангелу принести елку в подарок самому достойному ребенку:

Крошку-Ангела в сочельник

Бог на землю посылал:

"Как пойдешь ты через ельник, -

Он с улыбкою сказал, -

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне".

И смутился Ангел-крошка:

"Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?"

"Сам увидишь", - Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Этот праздник отражен и в русской живописи.

В православном древнерусском каноне "Крещение" - одна из икон праздничного чина (ряда) храмового иконостаса, в который входят иконы с изображением основных событий Евангелия, то есть двунадесятых праздников:

Андрей Рублёв. Крещение. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. Нач. XV в. ГРМ
Андрей Рублев и мастерская. Икона «Крещение». Около 1408 
(Из иконостаса Успенского собора во Владимире.)
Андрей Рублев и мастерская. Икона «Крещение». Около 1408 
(Из иконостаса Успенского собора во Владимире.)
Андрей Рублёв. Крещение. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. Нач. XV в. ГРМ Андрей Рублев и мастерская. Икона «Крещение». Около 1408 (Из иконостаса Успенского собора во Владимире.) Андрей Рублев и мастерская. Икона «Крещение». Около 1408 (Из иконостаса Успенского собора во Владимире.)

«Крещение Руси» — фреска Виктора Васнецова на хорах Владимирского собора в Киеве, созданная в конце XIX в.

Виктор Васнецов был приглашён для росписей Владимирского собора в 1885 году; позднее к нему присоединились команда художников, среди которых - Михаил Нестеров, Павел Сведомский и др. «Крещение Руси» - одна из центральных композиций собора, который строился и украшался в соответствии с замыслом показать русскую религиозную историю как часть мировой и, что очень важно, как наследницу византийской православной традиции и культуры.

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1895-1896 гг. Киев, Владимирский собор
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1895-1896 гг. Киев, Владимирский собор
Б. Кустодиев. Крещенское водосвятие. 1921 г.
Б. Кустодиев. Крещенское водосвятие. 1921 г.

Борис Кустодиев не случайно выбрал темой для своего произведения "Крещенское водосвятие" один из самых значимых для народа ритуалов. Неповторимый замысел художника состоял в том, чтобы показать притягательные для него стороны общенародного уклада жизни, частью которого являются праздник, определяющий оптимистический настрой его полотна.

Необычен взгляд художника на изображение: он наблюдает за происходящим сверху, будто воспарив над людьми. В некоторых местах засыпанные снегом ветви деревьев заслоняют толпу. Все полотно пронизано светом, который отражается от снега, оттенки его многообразны – от голубоватого и серого там, куда падает тень, до ослепительного на солнце. Нарядные праздничные краски холста создают приподнятое, торжественное настроение у зрителей, заставляют почувствовать эмоциональное состояние духовного родства с героями полотна.

На Руси издавна существовал обычай: ходить в храм, набирать крещенской воды, окунаться три раза с головой в ледяную воду проруби. Об этом лучше всех написал Иван Шмелёв в книге «Лето Господне»:

А теперь Крещенье – Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет, Животворящий Крест погружат в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость… В передней – граненый кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Пошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой.

Праздник Богоявления или Крещение дает человеку веру, надежду и любовь. В русской традиции так повелось, что после Крещения можно уже ожидать весну, а значит и обновления в жизни.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ