Зима – время волшебства. Уже отпраздновали Новый год и даже Старый новый год, немного устали, самое время почитать русскую классику, а кто-то, может быть, захочет окунуться в прорубь на Крещенские морозы.
В Москве основательно подготовились к Крещению. Некоторые горожане в ночь с 18 на 19 января планируют окунуться в ледяную воду. Для них в городе оборудуют 42 площадки с купелями. Часть расположится в 11 парках столицы. Но, согласитесь, просто купание было бы не осмысленным действием, хорошо бы что-то знать про этот праздник.
Крещение Господне завершает вереницу торжеств рождественско-новогоднего цикла и является одним из самых древних в христианстве. Еще его именуют Богоявлением. Название Богоявление отражает чудо, которое случилось во время крещения Иисуса.
После погружения в воды иорданские сошел Святой дух в виде голубя и был глас с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”. С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года». Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица:
Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя.
Праздник Крещения нашёл отражение в произведениях классической литературы. Крещение Господне упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В 5 главе 4 строфе романа описывается, как в этот праздник в доме гадали. Праздник Крещения есть и в романе Льва Толстого «Война и мир». Писатель описывает Святки, которые длились от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января). В рассказах А. П. Чехова «Художество» и Н. Лескова в «Святочных рассказах».
От святочного рассказа непременно требуется, чтоб он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещения, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль и, наконец, заканчивался непременно весело.
Русские поэты посвящали этому празднику стихи. Иван Бунин в стихотворении «Крещенское водосвятие» говорит о слиянии человека и природы. В этом стихотворении сочетается утонченность бунинского слога и его живой интерес к истинному началу человека. В нем уживаются народное отношение к природе и христианское ее одухотворение.
И не все знают, что Ф. М. Достоевский тоже писал стихи. Одно из них – «Божий дар», в котором рассказывается, как Бог поручил ангелу принести елку в подарок самому достойному ребенку:
Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
"Как пойдешь ты через ельник, -
Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне".
И смутился Ангел-крошка:
"Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?"
"Сам увидишь", - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Этот праздник отражен и в русской живописи.
В православном древнерусском каноне "Крещение" - одна из икон праздничного чина (ряда) храмового иконостаса, в который входят иконы с изображением основных событий Евангелия, то есть двунадесятых праздников:
«Крещение Руси» — фреска Виктора Васнецова на хорах Владимирского собора в Киеве, созданная в конце XIX в.
Виктор Васнецов был приглашён для росписей Владимирского собора в 1885 году; позднее к нему присоединились команда художников, среди которых - Михаил Нестеров, Павел Сведомский и др. «Крещение Руси» - одна из центральных композиций собора, который строился и украшался в соответствии с замыслом показать русскую религиозную историю как часть мировой и, что очень важно, как наследницу византийской православной традиции и культуры.
Борис Кустодиев не случайно выбрал темой для своего произведения "Крещенское водосвятие" один из самых значимых для народа ритуалов. Неповторимый замысел художника состоял в том, чтобы показать притягательные для него стороны общенародного уклада жизни, частью которого являются праздник, определяющий оптимистический настрой его полотна.
Необычен взгляд художника на изображение: он наблюдает за происходящим сверху, будто воспарив над людьми. В некоторых местах засыпанные снегом ветви деревьев заслоняют толпу. Все полотно пронизано светом, который отражается от снега, оттенки его многообразны – от голубоватого и серого там, куда падает тень, до ослепительного на солнце. Нарядные праздничные краски холста создают приподнятое, торжественное настроение у зрителей, заставляют почувствовать эмоциональное состояние духовного родства с героями полотна.
На Руси издавна существовал обычай: ходить в храм, набирать крещенской воды, окунаться три раза с головой в ледяную воду проруби. Об этом лучше всех написал Иван Шмелёв в книге «Лето Господне»:
А теперь Крещенье – Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет, Животворящий Крест погружат в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость… В передней – граненый кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Пошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой.
Праздник Богоявления или Крещение дает человеку веру, надежду и любовь. В русской традиции так повелось, что после Крещения можно уже ожидать весну, а значит и обновления в жизни.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ