Музей русского импрессионизма — частный музей в Москве, посвящённый русскому искусству конца XIX — первой трети XX века. Расположен в здании, построенном на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик».
Адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11.
Выставка «Новое общество художников» проходит в Музее русского импрессионизма в Москве с 24 октября 2024 года по 26 января 2025 года.
Экспозиция посвящена одноимённому творческому объединению Серебряного века. Оно было основано в Петербурге выпускниками Императорской Академии Художеств в 1903 году и просуществовало до 1917 года, насчитывая более 200 участников разных специальностей: живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.
На выставке представлены более 180 работ Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Живописные и графические произведения привезли в столицу из 55 государственных и частных коллекций, разбросанных по всей стране.
Французский импрессионизм не нуждается в представлении: он известен и любим во всем мире. Русский — не копия и не повторение его, хоть и родился на десять лет позже. Русские художники не столько восприняли живописность и легкость мазка зарубежных мастеров, сколько самостоятельно вышли на нее в собственных творческих поисках. И оказалось, что импрессионизм — естественная стадия развития европейского искусства, причем в каждой новой стране он получал свой особый национальный характер.
Сегодня уже не приходится спорить о существовании английского, немецкого, испанского, скандинавского или американского импрессионизма. Русский импрессионизм остается наименее изученным. Несмотря на то, что в истории отечественного искусства вряд ли удастся назвать художника, который оставался бы верен импрессионизму всю свою жизнь, подавляющее большинство мастеров рубежа столетий так или иначе прошли через увлечение этой стилистикой.
Среди первых, кто заговорил об импрессионизме, были Илья Репин и Василий Поленов. Иван Крамской писал об увиденном во Франции искусстве Владимиру Стасову: «Не шутя говорю, во всех таких вещах есть бездна и поэзии, и таланта, только знаете, нам оно немножко рано». Но будущее показало, что не рано: «делать импрессионизм» безо всякой связи с Францией начинает Константин Коровин, а затем и другие: Валентин Серов, Николай Клодт, Сергей Виноградов, Николай Богданов-Бельский, Игорь Грабарь.
В 1900-е годы классическую живопись потеснил авангард, ко и авангардисты не миновали увлечения импрессионизмом — и именно импрессионизм раскрепостил их руху и глаз. Для Петра Кончаловского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Баранова импрессионизм стал необходимым этапом профессионального обучения.
Революция и последовавшей за ней события переломили не только ход истории, но и развитие искусства. В 1934 году состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей, на котором Максим Горький заявил о социалистическом реализме как единственном верном методе в советской литературе.
Очень быстро эта позиция была экстраполирована на другие виды искусства: театр, музыку и, конечно, живопись. Но импрессионизм не умер. Одним авторам импрессионистические приемы были негласно позволены: другие из-за ких же попали в опалу, оставались без средств к существованию, однако продолжали работать «в стол».
Тузы официальной живописи — Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян — время от времени разрешали себе формальные поиски, в результате которых появлялись полотна, удивляющие свежестью палитры, живостью световоздушной среды.
«Оттепель» вернула импрессионизму легитимность Молодые художники, в 1950-е годы впервые узнавшие о находках мастеров 1870-1920-х годов, пораженные и вдохновленные ими, в свою очередь, подняли новую волку русского - советского - импрессионизма. Двадцать лет спустя импрессионизм стал классикой, его живописные приемы постепенно начали восприниматься как традиционные и прочно вошли в арсенал любого выпускника художественного вуза.
История импрессионизма выгладит завершенной. Однако из его открытий произрастают новые побеги: не случись в нашем искусстве современной живописи в ее нынешнем виде.
«Александрийские песни» — с таким названием в журнале «Весы» за 1906 год появляется стихотворный цикл Михаила Кузмина. Неоклассическая линия в русском символизме и шире — модернизме — прослеживается ясно и отчетливо: через образы античности литераторы описывают современность, философы определяют психологические типы (ницшевские Аполлон и Дионис), архитекторы строят в духе древних греков и Андреа Палладио, а художники учатся рисунку на гипсовых слепках голов Венеры и Антиноя и вдохновляются эстетикой Ренессанса. В стиле классицизма отстраивала в XVI веке Царское Село Екатерина II — сюда приглашаются из Европы палладианцы Джакомо Кваренги и Чарльз Камерон.
Живописцы начала XX века по-разному интерпретируют классическое наследие. Сцена из древнегреческого мифа Веры Царевской написана с использованием приемов древнерусской иконописи, а ее супруг Павел Наумов вдохновляется ренессансными фресками из тосканских палаццо. Константин Богаевский перерабатывает собственные впечатления от посещения Италии: здесь привычная «гобеленовая» расцветка уступает место красочным акцентам.
В 1906 году мирискусник и ноховец Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) взялся за выполнение «интерьерного» заказа: он создает декоративное панно с сюжетом на мифологическую тему для гостиницы «Большая Московская», располагавшейся на Воскресенской площади в Москве (ныне площадь Революции). Это была первая реализованная монументальная работа художника: панно длинной 11 метров было выполнено темперой на холсте к началу декабря 1906 года. В 1907-м эскиз «Сумерек» был показан на 4-й выставке НОХ, а полученный гонорар позволил Евгению Лансере два месяца путешествовать с женой по Италии. В 1930-е годы основная часть «Большой Московской» вошла в состав здания гостиницы «Москва», проектировавшегося Алексеем Щусевым, - панно Лансере до наших дней, увы, не сохранилось.
Соловьиный сад
Поэма Александра Блока «Соловьиный сад», опубликованная в 1915 году, описывает райское место за неприступной стеной: с «прохладной дорогой меж лилий» и песней ручьев. Природный ботанический код был особенно популярен у символистов, художников модерна и модернизма - еще в середине XIX века бодлеровские «Цветы зла» произвели фурор и переводились многими русскими: «Блажен лишь тот, чья мысль, окрылена зарею, / Свободной птицею стремится в небеса, - / Кто внял цветов и трав немые голоса, / Чей дух возносится высоко над землею!»
Один из первых сборников Гумилёва назывался «Романтические цветы» (1908), «Северными цветами» именовался альманах символистов, заимствовавших его название у альманаха Антона Дельвига второй половины 1820-х годов. Ахматова уже после революции выпустит сборники «Подорожник» и «Тростник», а поэт Василий Гиппиус будет иронизировать над «гипербореями», называя их собрания «расцветом литературных роз».
Вся эпоха Серебряного века отличается известным синтетизмом поэтического и пластического: поэты описывают свои визуальные впечатления, а художники вводят категории ритма и мелодии в живопись и графику. Работа на пленэре, этюдность и пристальное внимание к солнечным бликам и цветовым рефлексам стали и отличительной особенностью новой живописи, нового искусства.
Вспыхивающий яркими цветами «райский» сад Александра Гауша, серебрящиеся березы Николая Околовича, выбеленный солнцем луг Николая Крымова, «пуантель» яблоневых крон Ольги Делла-Вос-Кардовской — вот далеко не полный перечень стратегий работы с природными сюжетами членов-экспонентов Нового общества художников.
Заключение
Спасибо за Ваше внимание, уделенное время, прочтение и активность (подписка, комментарии, лайки)!
Популярные направления
Посмотрите на список, может Вас заинтересуют эти направления для путешествия:
• Москва • Московская область • Санкт-Петербург • Ленинградская область • Владимирская область • Калининградская область • Рязанская область • Тверская область • Нижегородская область • Новгородская область • Псковская область • Мурманская область • Тульская область • Краснодарский край • Чувашская республика • Костромская область • Ярославская область • Самарская область • Калужская область • Смоленская область •