Найти в Дзене
Куда поехать

Куда поехать: Музей русского импрессионизма в Москве

Оглавление

Музей русского импрессионизма — частный музей в Москве, посвящённый русскому искусству конца XIX — первой трети XX века. Расположен в здании, построенном на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик».

Адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11. 

Главная - Музей русского импрессионизма

-2

-3

Выставка «Новое общество художников» проходит в Музее русского импрессионизма в Москве с 24 октября 2024 года по 26 января 2025 года.

Экспозиция посвящена одноимённому творческому объединению Серебряного века. Оно было основано в Петербурге выпускниками Императорской Академии Художеств в 1903 году и просуществовало до 1917 года, насчитывая более 200 участников разных специальностей: живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.

-4

-5

На выставке представлены более 180 работ Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Живописные и графические произведения привезли в столицу из 55 государственных и частных коллекций, разбросанных по всей стране.

-6

-7

Французский импрессионизм не нуждается в представлении: он известен и любим во всем мире. Русский — не копия и не повторение его, хоть и родился на десять лет позже. Русские художники не столько восприняли живописность и легкость мазка зарубежных мастеров, сколько самостоятельно вышли на нее в собственных творческих поисках. И оказалось, что импрессионизм — естественная стадия развития европейского искусства, причем в каждой новой стране он получал свой особый национальный характер.

-8

-9

Сегодня уже не приходится спорить о существовании английского, немецкого, испанского, скандинавского или американского импрессионизма. Русский импрессионизм остается наименее изученным. Несмотря на то, что в истории отечественного искусства вряд ли удастся назвать художника, который оставался бы верен импрессионизму всю свою жизнь, подавляющее большинство мастеров рубежа столетий так или иначе прошли через увлечение этой стилистикой.

-10

-11

Среди первых, кто заговорил об импрессионизме, были Илья Репин и Василий Поленов. Иван Крамской писал об увиденном во Франции искусстве Владимиру Стасову: «Не шутя говорю, во всех таких вещах есть бездна и поэзии, и таланта, только знаете, нам оно немножко рано». Но будущее показало, что не рано: «делать импрессионизм» безо всякой связи с Францией начинает Константин Коровин, а затем и другие: Валентин Серов, Николай Клодт, Сергей Виноградов, Николай Богданов-Бельский, Игорь Грабарь.

-12

В 1900-е годы классическую живопись потеснил авангард, ко и авангардисты не миновали увлечения импрессионизмом — и именно импрессионизм раскрепостил их руху и глаз. Для Петра Кончаловского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Баранова импрессионизм стал необходимым этапом профессионального обучения.

-13

-14

Революция и последовавшей за ней события переломили не только ход истории, но и развитие искусства. В 1934 году состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей, на котором Максим Горький заявил о социалистическом реализме как единственном верном методе в советской литературе.

-15

-16

Очень быстро эта позиция была экстраполирована на другие виды искусства: театр, музыку и, конечно, живопись. Но импрессионизм не умер. Одним авторам импрессионистические приемы были негласно позволены: другие из-за ких же попали в опалу, оставались без средств к существованию, однако продолжали работать «в стол».

Тузы официальной живописи — Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян — время от времени разрешали себе формальные поиски, в результате которых появлялись полотна, удивляющие свежестью палитры, живостью световоздушной среды.

-17

-18

«Оттепель» вернула импрессионизму легитимность Молодые художники, в 1950-е годы впервые узнавшие о находках мастеров 1870-1920-х годов, пораженные и вдохновленные ими, в свою очередь, подняли новую волку русского - советского - импрессионизма. Двадцать лет спустя импрессионизм стал классикой, его живописные приемы постепенно начали восприниматься как традиционные и прочно вошли в арсенал любого выпускника художественного вуза.

История импрессионизма выгладит завершенной. Однако из его открытий произрастают новые побеги: не случись в нашем искусстве современной живописи в ее нынешнем виде.

-19

«Александрийские песни» — с таким названием в журнале «Весы» за 1906 год появляется стихотворный цикл Михаила Кузмина. Неоклассическая линия в русском символизме и шире — модернизме — прослеживается ясно и отчетливо: через образы античности литераторы описывают современность, философы определяют психологические типы (ницшевские Аполлон и Дионис), архитекторы строят в духе древних греков и Андреа Палладио, а художники учатся рисунку на гипсовых слепках голов Венеры и Антиноя и вдохновляются эстетикой Ренессанса. В стиле классицизма отстраивала в XVI веке Царское Село Екатерина II — сюда приглашаются из Европы палладианцы Джакомо Кваренги и Чарльз Камерон.

Живописцы начала XX века по-разному интерпретируют классическое наследие. Сцена из древнегреческого мифа Веры Царевской написана с использованием приемов древнерусской иконописи, а ее супруг Павел Наумов вдохновляется ренессансными фресками из тосканских палаццо. Константин Богаевский перерабатывает собственные впечатления от посещения Италии: здесь привычная «гобеленовая» расцветка уступает место красочным акцентам.

В 1906 году мирискусник и ноховец Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) взялся за выполнение «интерьерного» заказа: он создает декоративное панно с сюжетом на мифологическую тему для гостиницы «Большая Московская», располагавшейся на Воскресенской площади в Москве (ныне площадь Революции). Это была первая реализованная монументальная работа художника: панно длинной 11 метров было выполнено темперой на холсте к началу декабря 1906 года. В 1907-м эскиз «Сумерек» был показан на 4-й выставке НОХ, а полученный гонорар позволил Евгению Лансере два месяца путешествовать с женой по Италии. В 1930-е годы основная часть «Большой Московской» вошла в состав здания гостиницы «Москва», проектировавшегося Алексеем Щусевым, - панно Лансере до наших дней, увы, не сохранилось.

-20

Соловьиный сад

Поэма Александра Блока «Соловьиный сад», опубликованная в 1915 году, описывает райское место за неприступной стеной: с «прохладной дорогой меж лилий» и песней ручьев. Природный ботанический код был особенно популярен у символистов, художников модерна и модернизма - еще в середине XIX века бодлеровские «Цветы зла» произвели фурор и переводились многими русскими: «Блажен лишь тот, чья мысль, окрылена зарею, / Свободной птицею стремится в небеса, - / Кто внял цветов и трав немые голоса, / Чей дух возносится высоко над землею!»

-21

-22

Один из первых сборников Гумилёва назывался «Романтические цветы» (1908), «Северными цветами» именовался альманах символистов, заимствовавших его название у альманаха Антона Дельвига второй половины 1820-х годов. Ахматова уже после революции выпустит сборники «Подорожник» и «Тростник», а поэт Василий Гиппиус будет иронизировать над «гипербореями», называя их собрания «расцветом литературных роз».

-23

-24

Вся эпоха Серебряного века отличается известным синтетизмом поэтического и пластического: поэты описывают свои визуальные впечатления, а художники вводят категории ритма и мелодии в живопись и графику. Работа на пленэре, этюдность и пристальное внимание к солнечным бликам и цветовым рефлексам стали и отличительной особенностью новой живописи, нового искусства.

-25

-26

Вспыхивающий яркими цветами «райский» сад Александра Гауша, серебрящиеся березы Николая Околовича, выбеленный солнцем луг Николая Крымова, «пуантель» яблоневых крон Ольги Делла-Вос-Кардовской — вот далеко не полный перечень стратегий работы с природными сюжетами членов-экспонентов Нового общества художников.

-27

-28

Заключение

Спасибо за Ваше внимание, уделенное время, прочтение и активность (подписка, комментарии, лайки)!

-29

Популярные направления

Посмотрите на список, может Вас заинтересуют эти направления для путешествия:

МоскваМосковская областьСанкт-ПетербургЛенинградская областьВладимирская областьКалининградская областьРязанская областьТверская областьНижегородская областьНовгородская областьПсковская областьМурманская областьТульская областьКраснодарский крайЧувашская республикаКостромская областьЯрославская областьСамарская областьКалужская областьСмоленская область

Рядом

ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ