Найти в Дзене
Лающая Рыба

Как копить словарь с глухим ребенком и не забывать его на первых порах?

Вот такой поступил вопрос. Как я уже говорила, ни один сурдопедагог или логопед никогда не решит проблему накопления словаря у глухого ребенка без активных действий со стороны родителей. К сожалению, когда родители ставят перед специалистом эту задачу, им необходимо уяснить: 1. Если специалист будет решать эту задачу, родители могут распрощаться со всеми остальными аспектами речи - грамматика, понимание вопросов, логика, восприятие, внимание и многое другое. Специалисту будет просто некогда браться за это. 2. Специалист не решит эту задачу. Исключение - некоторые дети со сложной структурой дефекта. (Но не все!). В таком случае читаем пункт 1, а потом пункт 2: Смысл пунктов не поменялся? С этой группой некоторых детей со сложной структурой дефекта специалист снова не решит задачу? На то эти дети и сложные. Со всеми остальными детьми, имеющими нарушения слуха этот вопрос решают родители. Но первый словарный запас ребенок все же берет у специалиста. Сначала это будет очень ограниченный сп

Вот такой поступил вопрос. Как я уже говорила, ни один сурдопедагог или логопед никогда не решит проблему накопления словаря у глухого ребенка без активных действий со стороны родителей. К сожалению, когда родители ставят перед специалистом эту задачу, им необходимо уяснить:

1. Если специалист будет решать эту задачу, родители могут распрощаться со всеми остальными аспектами речи - грамматика, понимание вопросов, логика, восприятие, внимание и многое другое. Специалисту будет просто некогда браться за это.

2. Специалист не решит эту задачу.

Исключение - некоторые дети со сложной структурой дефекта. (Но не все!). В таком случае читаем пункт 1, а потом пункт 2:

Смысл пунктов не поменялся? С этой группой некоторых детей со сложной структурой дефекта специалист снова не решит задачу? На то эти дети и сложные. Со всеми остальными детьми, имеющими нарушения слуха этот вопрос решают родители. Но первый словарный запас ребенок все же берет у специалиста. Сначала это будет очень ограниченный список одних и тех же слов, которые учит ребенок из занятия в занятие, месяц за месяцем. Учить первые 10 слов полгода? Это не повод опускать руки - это нормально для детей с нарушениями слуха. И если руки не опускать, следующие 10 слов он выучит за 3 месяца. И словарный запас начнет расти.

Родители, имеющие такой опыт понимают, слов очень много. Как не забыть их все, ведь когда мы учим три новых слова, память вымещает предыдущие три слова? Вот мы выучили слово "штаны". И уже через неделю ребёнок не может вспомнить, что штаны называются штанами. Для того, чтобы решить эту проблему, нам необходимо уяснить несколько нюансов.

1. Способ восприятия ребенком с нарушениями слуха слов.

2. Объем его памяти

3. Собственно, ответ на вопрос.

1. Способ восприятия ребёнком слов.

Ребенок с нарушением слуха воспринимает слова несколькими способами: на слух, слухозрительно, в форме табличек с написанными словами. Конечно, есть ещё способы - жесты, дактиль. Но я не освещаю эти темы. Хотя, конечно, и для этих двух способов статья подойдёт. Если слух ребенка неидеален, то для простого накопления лексики, ему необходимы все три способа:

а) Слухозрительный способ. Это значит, что ребенок одновременно видит и слышит взрослого.

б) На слух. Это значит, что ребенок воспринимает слова, не глядя в лицо говорящему.

в) Таблички с написанными словами. Это значит, что ребенок воспринимает слова, читая их.

Какой из способов подходит ребенку, подскажет опыт и его способности. Если постараться обобщить и сказать за всех детей с нарушенным слухом, то самым простым является первый - слухозрительный способ.

Когда взрослый называет или напоминает ребёнку слово, он поворачивается к нему таким образом, чтобы его и слышали и видели. Приседает на уровень ребёнка, заглядывает к нему в лицо, находится достаточно близко к его уху и называет штаны штанами.

А что значит, "достаточно близко"? На этот вопрос ответит ваш личный сурдопедагог. На каком расстоянии, как и что именно слышит ваш конкретный ребёнок? Один ребенок с расстояния 3 метров слышит "собака", другой с расстояния 1 метра слышит "аба-а". Что они оба слышат, когда слушают определение слова "собака"?

Соба́ка (латинское Canis familiaris, или Canis lupus familiaris) — домашнее животное, одно из наиболее популярных (наряду с кошкой) животных-компаньонов.

А если это не "собака", а имя существительное?

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?».

Очень радует: сейчас уровень слухопротезирования дошёл до того, что встречаются дети, которые способны воспринимать слова на слух. Но, как правило, такие способности являются результатом кропотливого труда нескольких лет с регулярным выполнением домашнего задания от профильных специалистов. И начиналось все, как обычно - слухозрительное восприятие речи, таблички и да, УДР и различение звуков.

Краткий вывод:

Необходимо определиться, что и как именно слышит ребенок, иначе ему просто нечем будет воспринимать. Есть ли вообще дверь в этот дом и где она?

2. Объем памяти. Опустив нелишние подробности, в свете данного вопроса мы выделим два вида памяти - кратковременная и долговременная.

Рис 1. Какая между ними связь?
Рис 1. Какая между ними связь?

Кратковременная память, она же оперативная, обеспечивает хранение информации на короткий срок и необходима лишь для выполнения каких-либо определенных непостоянных задач - доехать на трамвае на какую-то улицу, купить необходимый набор продуктов, зайти в какой-то кабинет. После выполнения задачи, эта информация вытесняется или, проще говоря, забывается.

Долговременная память обеспечивает длительное хранение огромного количества информации и используется человеком постоянно по мере необходимости. Эта информация не забывается и пополняется всю жизнь.

Поступая в мозг, информация сначала попадает в кратковременную память. И там ее ожидает два пути - вымещение или перевод ее в долговременную память. О вымещении мы говорить сейчас не будем, тк часто наблюдали этот процесс, сейчас нас интересует перевод ее в долговременную память. Каким образом это происходит?

Рис 2
Рис 2

Из статьи 6.2. "Пополнение представлений об окружающем мире у глухих детей. Или ещё два секрета коррекции." мы помним, что...

...для наиболее полного усвоения материала глухим и слабослышащим детям требуется многократное повторение.

В долговременную память слова попадают после многократного повторения.

Рис 3
Рис 3

Поэтому объем слуховой памяти развивается регулярным выполнением специальных упражнений, направленных на запоминание, (удерживание в кратковременной памяти) заучиванием стихов и текстов. А так же постоянным повторением пройденного материала.

Краткий вывод: ну да, слова надо не только различать, но и запоминать. Одного развитого слуха для этого недостаточно.

3. И собственно, ответ на вопрос. Как копить словарь с глухим ребенком и не забывать его на первых порах?

Занятие было, домашнее задание выполнено. Но слова все еще не выучены. Ну или не все. Непростой способ для непростых целеустремленных людей: записывать слова в словарь.

Где взять словарь? Словарь при желании пишут родители в две колонки:

А) Слова, которые вы вообще взялись учить.

Б) Слова, которые ребёнок сам вспомнил и сказал. (Не путать с повторением за взрослым!)

Рис 4
Рис 4

Далее если из А вычесть Бэ, то остаётся Вэ. И как раз Вэ, - это тот самый список слов, которые необходимо записать в лист для того, чтобы повесить его в центр вашего дома и продолжать учить вне занятий.

Рис 5.
Рис 5.

Как пользоваться списком Вэ и что он может дать?

Занятия-то, конечно, занятиями. Заниматься весь день просто невозможно. Поэтому при любой возможности во всех режимных моментах можно называть эти слова. Ребенок не вспомнил слово "лук", - не надо тащить его за стол, доставать целую картотеку слов и учить очередное слово. Если ваш список на кухне, покажите малышу лук. Ребенок не вспомнил слово "корова" - корова придёт к нему сама перед сном слушать вечернюю сказку и освежит его память. Она придёт к нему играть, попросится сесть в его машину. Или она вдруг прибежит к малышу, когда тот будет одеваться на прогулку, и начнет уговаривать взять ее с собой. Да вообще неважно, возьмёт ли ваш малыш корову гулять, позовет ли он ее слушать сказку и разрешит ли он ей сесть в его машинку. Он услышит и увидит забытое слово утром, днем и вечером.

Еще один краткий вывод: нужно проявить немного фантазии и много упорства - и все получится.

Предыдущая статья: Актуализация навыков, знаний и умений у особого ребенка.