Найти в Дзене
voevodov

Инесса Ковалевская — режиссёр как ингредиент успеха м/ф «Бременские музыканты».

Пусть главной составляющей успеха БМ и является музыка, следует разобраться, кому из создателей мультфильма принадлежат лавры истинного вдохновителя и Автора {с большой буквы}. Что бы ни говорили отдельные персонажи, участвующие в производстве великого шедевра (тем более, что со своими речами они выступали много позже выхода м/м [муз.м/ф] на экран; как правило, уже в нулевые), как бы не перетягивал на себя славу каждый из них, ‒ по логике, по производственному процессу да и по самой жизни — настоящим начальником в любой постановке является режиссёр. Инесса Алексеевна Ковалевская много и разнообразно училась. В анимационную ипостась вошла едва ли случайно, но точно  =>  весьма замысловато. В начале своей карьеры она стала редакционным куратором мультипликации и кинематографии Молдавской ССР. Здесь будущая режиссёр, кстати, запустила цепь событий, дав рекомендацию на пост директора «СоюзМультФильма» Михаилу Валькову, который много позже попросит Ковалевскую покинуть ряды студии
Оглавление

Пусть главной составляющей успеха БМ и является музыка, следует разобраться, кому из создателей мультфильма принадлежат лавры истинного вдохновителя и Автора {с большой буквы}.

Что бы ни говорили отдельные персонажи, участвующие в производстве великого шедевра (тем более, что со своими речами они выступали много позже выхода м/м [муз.м/ф] на экран; как правило, уже в нулевые), как бы не перетягивал на себя славу каждый из них, ‒ по логике, по производственному процессу да и по самой жизни — настоящим начальником в любой постановке является режиссёр.

Неожиданное начало карьеры и {не}очевидное наблюдение

Инесса Алексеевна Ковалевская много и разнообразно училась. В анимационную ипостась вошла едва ли случайно, но точно  =>  весьма замысловато. В начале своей карьеры она стала редакционным куратором мультипликации и кинематографии Молдавской ССР. Здесь будущая режиссёр, кстати, запустила цепь событий, дав рекомендацию на пост директора «СоюзМультФильма» Михаилу Валькову, который много позже попросит Ковалевскую покинуть ряды студии — из-за БМ(!).

Ради вселенской справедливости стоит отметить, что тот же Вальков потом “исправился”. Он дал первичный толчок к созданию «Ну, погоди!»,

-2

став таким образом протоимпульсом (или даже Духом;)) грандиознейшего сериала.

Образно говоря, никогда не определишь, какой твой шаг… или, более точно: не угадаешь, какую роль в твоей судьбе сыграет тот или иной человек, встретившийся тебе на пути. Конечно, многое, очень многое зависит от характера личности и от личного же отношения к жизни. Тем не менее, действия окружающих способны повлиять на судьбу, изменив её до неузнаваемости. Это интересный факт, которого совершенно не учитывает современная психология, настроенная исключительно на своё Я.

И эти самые окружающие => воздействуют весьма активно. Оно и понятно: несмотря на тысячи и миллионы людей вокруг, общаемся мы внутри ограниченного круга знакомых (чтобы ощущать из-за этого не распределённое и потому незаметное давление масс; но ‒ концентрированное влияние единиц, подчас довольно-таки неприятных [единиц]))).

Так, в СССР Прекрасное развивали повсеместно, в каждом человеке. Однако, не сказать, что профессионально-творческая прослойка была велика. Как и любое проф.сообщество, как народившиеся со средневековья цеховики ‒ работники кадра были немногочисленны. И оттого — в тесных знакомствах. Все друг друга знали.

Что не отменяет собственного пути.

Вход в профессию

Видимо, насмотревшись на мультфильмы со стороны [в качестве куратора], Ковалевская ринулась в анимацию лично. Она поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при «Мосфильме» и начинает работать на «Союзмультфильме». Одновременно с Софьей учатся Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Глеб Панфилов, Константин Ершов и   =>   Василий Ливанов, в будущем ‒ главный стяжатель славы за «Бременских».

Потом, в течении жизни, женщина будет работать и с другими светилами, с множеством их. Хотя и на начальном этапе некоторые известные фамилии трудились с нею бок о бок.

Например, на первом своём мультике, на дипломной работе «Автомат» (1965) - https://youtu.be/6FUZeACWyIk - выпускница усердствовала в компании с Юрием Норштейном, автором многих “вечных”, знаменитых (в последующем) мультфильмов, включая эпического «Ёжика в тумане».

Но «Автомат» — кукольная картина. Пора было осваивать и рисованную анимацию. Соответствующий опыт Ковалевская получила на производстве сатирического опуса Маршака «Портрет» (1965), который поставил Р.А. Качанов. Правда, Роман Абелевич современному зрителю опосредованно известен скорее как папа Романа Качанова, создавшего массу фееричных продуктов, самым убойным из коих можно считать совершенно бомбический «ДМБ» (2000).

Первой самостоятельной работой начинающего режиссёра становится лента «Четверо с одного двора» (1967): https://youtu.be/7yAc50gbBzk

Название можно посчитать пророческим. Поскольку здесь Инесса Алексеевна собирает костяк авторов, которые, собственно, и станут будущими “ингредиентами” успеха БМ. А пока они — «до того никому не известные» [эту фразу впоследствии многократно и с удовольствием повторяли все – все!!, и Ливанов))) ‒ участники работы над «Музыкантами»]:

  • художник-мультипликатор Макс Жеребчевский;
  • композитор Геннадий Гладков;
  • поэт Юрий Энтин
  • и сама {режиссёр} Ковалевская

=>     ЧЕТВЕРО с одного двора!!

За что отвечает режиссёр

И вот наконец, пришло время знаменательной истории про пятерых друзей.

Потому что к “дворовой” четвёрке ;))) добавился пятый — Василий Ливанов, талантливейший [без шуток!] человек.

…или уважаемый читатель подумал, что речь пойдёт про пяток музыкантов из города Бремена?

Ладно-ладно, и про них тоже!  ;))

Но ‒ потом. Пока же   =>   всё-таки про одного «друга», а не про всю пентакомпанию ‒ про режиссёра. Про его работу, про организацию процессов, про руководство и про первенство идей.

1

-3

Любой человек ‒ с улицы ли, или даже композитор, художник, сценарист, а то и вовсе актёр ‒ не может (думается, даже сейчас) вот так вот просто пойти и снять мультфильм. Тем более, в СССР. Весь энтузиазм всегда необходимо облечь в официальную, бюрократическую {если угодно} форму.

Для этого следует работать в профильной организации на соответствующей должности. И то! Держать бесплодного творца, который сидит и ждёт вдохновения, никто не будет. Потому как => есть производственный план.

И оттого рассуждения «были молоды! Трудились дружно и весело. Вкладывали нашу любовь и страстное желание сделать хороший фильм. Нас объединяло общее дело. И, конечно, мы не выясняли, кто из нас главный, а кто ‒ второстепенный…», — оставались только романтическими разговорами.

Реальность требовала заявки, бюджета, расписания съёмок, подбора исполнителей, зарплатной ведомости, наконец! Только лишь придумать сюжет ‒ мало!!

2

-4

Да и сюжет… Это призрачный остов. Его ещё нужно довести до ума: проработать персонажей, выявить характеры, расписать художественное развитие, напитать настроением, расставить кульминационные точки и акцентные нюансы…

Так как зримого представления ‒ картинки ‒ ещё не существует, важно прописать эмоциональное насыщение каждого кадра. Причём, в данном случае, ещё и звук следовало проработать до постановки задачи художникам; ведь в «Музыкантах» картинка создавалась после.

То есть! Требуется плотная работа режиссёра со сценаристом, композитором и поэтом. Как бы ни дружна была команда, но от координации никуда не деться. Как и от умения видеть весь проект, как и от обладания некоего “взгляда сверху”.

3

-5

Далее вроде бы лёгкое, но на самом деле самое “химически” сложное: перенести замысел на бумагу.

Если вы когда-нибудь делали ремонт (ну, или другое по своему заказу), то очень хорошо представите себе процесс. Интересно, что каждая сторона считает противоположную идиотической. Заказчик уверен, что он всё понятно объясняет, но ’эти дизайнеры’ городят какую-то хрень. Исполнитель в свою очередь уверен в тупости заказчика, поскольку тот если на что и способен, так только на фразу: «Сделайте мне красиво! Вы нарисуйте, а я посмотрю».   ))))))

Хорошо, что в кино, по крайней мере, все люди из одного мира, а не из разных. Понимание находится.

4

-6

Теперь надо всё подытожить. Ведь несмотря на, казалось бы, ясные, решённые проработки (литературную, музыкальную и визуальную) — всё нужно свести в стройную картину. Необходимо согласовать эти, порой видоизменённые до неузнаваемости (от первоначального замысла), части; выстроить стройную композицию; определить жанр и стилевые особенности. И кроме того: следует наконец-то увязать все интеллектуальные результаты с производственным процессом.

А значит, опять план! Порядок и количество сцен, их длина, время, крупность планов, движения камеры. Каждая сцена также снабжается описанием действий персонажей, их репликами или текстами песен. Указывается характер музыки и шумов. Иными словами, пишется хороший такой режиссёрский сценарий!! В простонародье он ещё называется раскадровкой.

5

-7

Вот и настоящая работа. Работа художников-мультипликаторов. Которые по словам и предварительным образам героев должны создать целый мир. А главное — дви-же-ни-я!!

И это ещё одно испытание для режиссёра.

По аналогии с ремонтом если, то ‒ почти так же. Вы знаете, что, например, кран должен стоять ровно, не шататься, не протекать и => работать. Но для воплощения этого «знания» у вас есть только непонятный сантехник, который видит и процесс и конечный результат по-своему. Вот и приходится заказчику размахивать руками, пытаясь изобразить, как и в каком месте установить пресловутый кран. Плюс — плазменно-молекулярное ситечко-фильтр (что это и для чего? попробуйте объяснить жестами!))).

В общем, и тут — постоянный контроль, бесконечные сверки: черновая проба, цветная проба, фоны, прорисовка, фазовка, контуровка, заливка, съёмка… СРОКИ!!

6

-8

Музыка и монтаж.

С монтажом понятно. Подгонка сцен друг к другу, склейка…

А звук? Вроде бы фонограмма же записана давно? Ан нет. Нужны ещё шумы всякие, звуковой фон, ритмические проходы, синхрон и сведение. А значит, работа со звукорежиссёром.

7

-9

А ведь есть ещё и внешние проверки — комиссии! И на них тем более необходим режиссёр. Это, так сказать, ‘защита проекта’.

И вот только после этого можно выдохнуть.

Режиссёр — главный “ингредиент” успеха!

Итого.

В результате.

Обычно никто не вдаётся в подробности; да ещё в такие, как описаны выше. И потому ‒ спроси любого про «Музыкантов», про фамилии с ними связанные. Ответят прежде всего про Анофриева, который всех перепел; или {а то и сразу!} про Ливанова, который ‘всё’ придумал. Редкие граждане вспомнят Гладкова с Энтиным. И практически никто не скажет фамилию режиссёра!

В то же время, какой-нибудь [режиссёр] Рязанов у всех на слуху. Или Гайдай!  ;))

Но кто у них истории придумывал? У Эльдара Александровича? У Леонида Иовича? Да, да — они и сами пописывали. Но многие ли вспомнят Костюковского со Слободским? А между тем Ливанова ‒ второго(!!) сценариста!!! ‒ подчас называют целым создателем «Бременских»!

Впрочем, в обычном случае обыватель ведь как рассуждает? Вот идёт выпуск мультфильма. Сценарист пишет сценарий, поэт – стихи, композитор сочиняет музыку, художник рисует персонажей, актёры озвучивают роли, мультипликаторы оживляют героев. Да там всё само работает!!  )))

И ‒ в пресловутом ремонте! И в ремонте так же, а как же!! Заказчик выделяет бюджет; волнуется весь; говорит, что делать; рабочие исполняют; поставщики всё привозят. А дизайнер только деньги ни за что требует!!!  ))

Такой хоккейдизайнер… режиссёр нам не нужен!

Вообще режиссёр не нужен??

Да нет. Нужен!

-10

Именно режиссёр как раз и выбирает сценарий. Привлекает по своему видению творческих работников, которые, по его мнению, наиболее подойдут для исполнения его!, режиссёра!!, замыслов. Подбирает — сценариста, композитора, актёров, мультипликаторов…

Причём вся эта разношёрстная компания видит (словно вышеупомянутый сантехник, да))) будущий Продукт по-своему. И мало того! Все они ‒ эти творческие исполнители ‒ ещё и обидчивые до крайности!

Попробуй (в ремонте, ага) ляпнуть на готовый проект «что это за херня?» — могут и послать. Тогда теряй время, ищи другого “требующего денег ни за что”. Чтобы и следующий “какие-то картинки рисовал ‒ это не работа; иди на завод!”

Потому главная задача режиссёра — свести все части воедино => бес-кон-фликт-но: как в соответствии каждой части друг другу, так и лавируя => в отношениях и между ‒ с такими тонкими, душевно ранимыми и обидчивыми исполнителями.

До кучи, исполнителей ещё и лелеять нужно. С ними вдобавок и житейским психологом приходится быть. Вникать в их жизнь, знать их проблемы, уметь правильно донести задачу (чтобы и поняли, и не обиделись), регулировать конфликты между… И!, главное!!, постоянно всех вдохновлять и поддерживать!

И да: всю эту невероятную массу обязанностей нужно выполнять ещё и в заложенные сроки!!

***

Собственно, вот почему именно режиссёр и представляется главным в процессе создания мультфильма (да и любой постановки).

А не тот, кто придумал историю.  ;)))

…Продолжение следует!..

-11